ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-913/17 от 04.10.2017 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Судья Катчиева З.И. Дело № 33-913/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 октября 2017 года г. Черкесск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Матакаевой С.К.,

судей: Лайпанова А.И., Сыч О.А.,

при секретаре судебного заседания Булгаровой С.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 01 августа 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, также действующих в интересах несовершеннолетних детей А.А.И. и А.О.И. к администрации Усть-Джегутинского муниципального района о признании незаконным решения администрации Усть-Джегутинского муниципального района об исключении из числа участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программой «Жилище» на 2017 год, обязании администрации Усть-Джегутинского муниципального района включить в список семей – претендентов на получение социальной выплаты подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программой «Жилище» на 2017 год и целевой программы Усть-Джегутинского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей на 2017 год», выдать свидетельство о социальной выплате в порядке очередности.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Матакаевой С.К. судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1, ФИО2, также действующие в интересах несовершеннолетних детей: А.А.И. и А.О.И. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Усть-Джегутинского муниципального района, в котором просили:

- признать незаконным решение администрации Усть-Джегутинского муниципального района об исключении их семьи из списка молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программой «Жилище» на 2017 год.

- обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района включить семью ФИО1, состоящую из четырех человек в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программой «Жилище» на 2017 год и целевой программы Усть-Джегутинского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей на 2017 год» и выдать свидетельство о социальной выплате в порядке очередности.

Свои требования мотивировали тем, что их семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 16 сентября 2013 года в соответствии с постановлением администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 16.09.2013г. № 946 «О признании семьи ФИО1 участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015год».

26 мая 2017 года постановлением администрация Усть-Джегутинского муниципального района их семья была исключена из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в связи с достижением ФИО1 35 летнего возраста.

Считают данное решение администрации по исключению их семьи из списка участников указанной целевой программы незаконным, нарушающим их права т.к. полагают, что оснований для исключения по данному основанию не было. На момент постановки включения семьи в состав участников подпрограммы семья отвечала предъявляемым требованиям.

В судебном заседании суда первой инстанции истцы полностью поддержали исковые требования и просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Усть-Джегутинского муниципального района ФИО3 исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Решением Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01 августа 2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, также действующих в интересах несовершеннолетних детей: А.А.И. и А.О.И. отказано.

Не согласившись с указанным решением, истцы обжаловали его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе апеллянтами ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Апеллянты указывают, что ни в Постановлении Правительства КЧР от 04 марта 2011 года №67 «О республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 – 2015 годы», ни в Постановлении Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» не указано оснований для исключения из списка семей -претендентов на получение социальной выплаты при последующем достижении 35 летнего возраста. Указывают, что само по себе достижение возраста 35 лет не является правовым основанием для исключения семьи из списка участников долгосрочной целевой программы. По мнению апеллянтов, на момент формирования списка их семья отвечала критериям участников подпрограммы, а возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы по причине достижения одним из участников возраста свыше 35 лет Правилами не предусмотрена, в связи с чем, вывод суда следует признать необоснованным.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Истцы, представитель ответчика - администрации Усть-Джегутинского муниципального района и представитель третьего лица - Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР (далее - Министерство), будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц по правилам ст.ст.167, 327 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на них, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании постановления администрации Усть-Джегутинского муниципального района № 946 от 16.09.2013 г. семья ФИО1 признана участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015гг.»

Постановлением от 26 мая 2017 года № 383 администрация Усть-Джегутинского муниципального района семья ФИО1 в составе 2 человек, зарегистрированных по адресу: <адрес> исключена из числа участников программы «Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района на 2017 год» в связи с достижением одним из супругов - ФИО1 предельного возраста, препятствующего дальнейшему участию муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района на 2017 год». (л.д.14).

Из копии паспорта истца ФИО1 следует, что он родился <дата>, следовательно, 26 мая 2017 года он достиг возраста <дата>

Таким образом, установлено, что на момент исключения семьи ФИО1 и ФИО2 из списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района на 2017 год» возраст истца ФИО1 превысил предельного возраста - 35 лет.

В соответствии с Постановлением Администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2016 N 1097 "Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района на 2017 год" в случае если на момент формирования списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников Программы в порядке, установленном органом местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что возраст истца ФИО1 на момент исключения его семьи из числа участников программы «Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района на 2017 год» – 26 мая 2017 года уже превышал 35 лет, следовательно, не соответствовал требованиям, предъявляемым к участникам программы.

Судебная коллегия считает данный вывод суда правомерным и основанным на нормах материального права, регулирующих данные правоотношения по следующим основаниям.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило федеральную целевую программу на 2015 - 2020 годы (в редакции от 25.08.2015) и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации предусмотрело ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

В своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года N 738-О-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 24 и 26).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 25).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт).

В пункте 4.2.5. Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 364 (ред. от 12.09.2017) "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы" указывается, что социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в Программе, за счет средств местного бюджета на реализацию мероприятий Программы, в том числе за счет субсидий из республиканского и федерального (предоставляется на основе конкурсного отбора) бюджетов в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках Программы, указанными в приложении 4 к Подпрограмме 2.

Согласно приложения 4 к Подпрограмме 2 Постановления Правительства КЧР от 31.10.2013г. № 364 «Об утверждении Государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики а 2016 – 2020 годы» (в ред. от 12.09.2017) органы местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников Подпрограммы 2, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляют эти списки в Министерство (пункт 24).

Министерство на основании указанных списков молодых семей и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Подпрограммы 2 из бюджета Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы 2, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Подпрограммы 2, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. (пункт 26)

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О).

Анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствуют о том, что судом обоснованно указано, что само по себе, то обстоятельство, что семья ФИО1 была включена в список участников подпрограммы на 2011 - 2015 годы не предоставляет истцам безусловное право на получение социальной выплаты, поскольку семья должны отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Учитывая, что семья истцов перестала соответствовать критериям (условиям), предъявляемым к участникам подпрограммы, администрация Усть-Джегутинского муниципального района постановлением от 26 мая 2017 года №383 обоснованно исключила семью ФИО1 из вышеуказанного списка.

Иное толкование положений вышеуказанных норм означало бы расширение законодателем субъекта Российской Федерации круга участников федеральной подпрограммы и предоставляло возможность участия в ней лиц, чей возраст превышает 35 лет. Между тем в данном случае условия реализации федеральной целевой программы, в том числе и условия при которых молодая семья признается участником этой программы, определяются федеральным законодательством, и установление таких критериев не относится к компетенции субъекта Российской Федерации.

Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".

В суде первой и апелляционной инстанции установлено, что в связи с достижением истцом ФИО1 в 2017 году превышающего 35 лет, его семья утратило право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы, в том числе и состоять в списке претендентов на получение социальной выплаты подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015-2020 годы», программы «Молодежь Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2018 годы», целевой программы Усть-Джегутинского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей на 2017 год»

Так как бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, судебная коллегия полагает, что исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов или одним из родителей в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, призвано не допустить нецелевого использования бюджетных средств.

При этом, судебная коллегия отклоняет доводы истцов о том, что государство взяло на себя определенные публично-правовые обязательства, от которых не вправе отказаться, поскольку предоставление социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия выплаты определяются законодателем в рамках компетенции.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01 августа 2017 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: