ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9148/2016 от 15.12.2016 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Бисерова О.И.

Дело № 33-9148/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.

судей Бачинской Н.Ю., Маренниковой М.В.

при секретаре Кудряшовой В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

15 декабря 2016 года

дело по апелляционной жалобе Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области на решение Даниловского районного суда Ярославской области от 19 сентября 2016 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Даниловского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать МБОУ ДОД Дом детского творчества г. Данилова Ярославской области, администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области, управление образования администрации Даниловского муниципального района оборудовать здание МБОУ <данные изъяты> (<адрес>) каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МБОУ ДОД «<данные изъяты>, администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области, управление образования администрации Даниловского муниципального района оборудовать здание МБОУ <данные изъяты> (<адрес>) каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МБОУ <данные изъяты> администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области, управление образования администрации Даниловского муниципального района Ярославской области оборудовать здание МБОУ <данные изъяты> (<данные изъяты>) каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МБОУ <данные изъяты>, администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области, управление образования администрации Даниловского муниципального района Ярославской области оборудовать здание МБОУ <данные изъяты> (<адрес>) каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МБОУ <данные изъяты>, администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области, управление образования администрации Даниловского муниципального района Ярославской области оборудовать здание МБОУ <данные изъяты> (<адрес>) каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МБОУ <данные изъяты>, администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области, управление образования администрации Даниловского муниципального района Ярославской области оборудовать здание МБОУ <данные изъяты> (<адрес>) каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи областного суда Бачинской Н.Ю., судебная коллегия

установила:

Прокурор Даниловского района Ярославской области с учетом уточненных требований обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБОУ <данные изъяты>, администрации Даниловского муниципального района, Управлению образования администрации Даниловского муниципального образования о возложении обязанности устранить требования антитеррористического законодательства, оборудовать дошкольное учреждение каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры «<данные изъяты>» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований ссылается на то, что в ходе проведения прокуратурой проверки исполнения образовательными организациями Даниловского муниципального района и их учредителями требований законодательства о технической укрепленности и антитеррористической защищенности, обеспечении безопасности несовершеннолетних, пребывающих в образовательных организациях, установлено, что МБОУ <данные изъяты> каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних или ситуационные центры <данные изъяты>» не оборудован, что является нарушением действующего законодательства.

С аналогичными уточненными исковыми требованиями прокурор Даниловского района обратился в интересах неопределенного круга лиц к администрации Даниловского муниципального района, Управлению образования Даниловского муниципального райцона, МБОУ ДОД «<данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты>.

Определением Даниловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ дела по указанным искам прокурора объединены в одно производство.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.

В письменных возражениях прокурор Даниловского района просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав возражения прокурора Лемеховой Т.С. относительно доводов в части возложения соответствующих обязанностей на администрацию Даниловского муниципального района и обоснованности доводов относительно наличия в рамках спорных правоотношений у администрации Даниловского муниципального района и Управления образования Даниловского муниципального района субсидиарной ответственности по финансированию образовательных учреждениях, обсудив их, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда в части удовлетворенных исковых требований к Управлению образования Даниловского муниципального района подлежит отмене с принятием решения об отказе в иске к указанному ответчику. В остальной части решение суда подлежит изменению с возложения на администрацию Даниловского муниципального района обязанностей по финансированию образовательных учреждений по оборудованию каналами передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «<данные изъяты>» в соответствующие сроки, а на образовательные учреждения по оборудованию указанными мерами безопасности.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуясь положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О противодействии терроризму" пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.

При этом возлагая на ответчиков обязанность по оборудованию образовательных учреждений каналами передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «<данные изъяты>» сделал вывод о наличии у администрации Даниловского муниципального района и у Управления образования Даниловского муниципального района как учредителей образовательных учреждений субсидиарной ответственности ввиду отсутствия у образовательных учреждений самостоятельных денежных средств.

С выводом суда о возложении на образовательные учреждения обязанности оборудовать учреждения соответствующими мерами безопасности, судебная коллегия соглашается, считает его правильным основанным на материалах дела и законе.

Поскольку муниципальные общеобразовательные учреждения, расположенные на территории Даниловского муниципального района Ярославской области являются образовательными организациями, и в них отсутствуют каналы передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «<данные изъяты>», суд правильно в рамках исполнения действующего законодательства возложил обязанность по их оборудованию вышеуказанными мерами безопасности.

Указанная обязанность образовательными учреждениями не оспаривается.

Вместе с тем вывод суда о наличии у администрации Даниловского муниципального района и Управления образования Даниловского муниципального района как учредителей образовательных учреждений в рамках спорных правоотношений субсидиарной ответственности по финансированию образовательных учреждений в целях оборудования каналами передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «<данные изъяты>» на законе не основан, что привело к неверному разрешению спора в части возложения соответствующих обязанностей на Управление образование Даниловского муниципального района.

Заявленные в иске общеобразовательные учреждения являются самостоятельными юридическими лицами в хозяйственном гражданском обороте.

В силу положений п.5 ст. 123.22 ГК РФ указанные бюджетные учреждения самостоятельно отвечают по своим обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе, приобретенном за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с выше приведенной нормой может быть обращено взыскание, собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность. Исковые требования прокурора Даниловского муниципального района связаны с устранением нарушений образовательными учреждениями и администрацией Даниловского муниципального района законодательства о технической укрепленности и антитеррористической защищенности, обеспечении безопасности несовершеннолетних, пребывающих в образовательных учреждениях, и не вытекают из обязательств, связанных с причинением вреда.

При таких обстоятельствах оснований для возложения субсидиарной ответственности на указанных ответчиков у суда не имелось.

Вместе с тем доводы жалобы об отсутствии субсидиарной ответственности у администрации Даниловского муниципального района и у Управления образования Даниловского муниципального района не освобождают администрацию Даниловского муниципального района от обязанности по финансированию мероприятий по оборудованию образовательных учреждений каналами тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «<данные изъяты>», а соответствующие образовательные учреждения по оборудованию учреждений вышеуказанными мерами безопасности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу пункта 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная версия СНиП 31-06-2009" для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования от 11.11.2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения.

С учетом изложенного, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Как установлено судом первой инстанции, в ходе проведения прокурорской проверки в рамках образовательной деятельности МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты> выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, выразившиеся в отсутствии каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "<данные изъяты>".

Указанные обстоятельства апеллянтом не оспариваются.

Образовательные учреждения являются объектом с массовым пребыванием людей, в том числе, несовершеннолетних граждан, то есть являются одним из важный объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Отсутствие каналов передачи тревожных сообщений отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждениях, поскольку при этом не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объектов, поскольку отсутствие канала передачи тревожных сообщений не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территорий данных образовательных организаций, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

В связи с чем, невыполнение указанных выше требований законодательства создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе и главным образом несовершеннолетних.

Муниципальное образование в лице администрации Даниловского муниципального района Ярославской области и образовательные учреждения являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности зданий образовательных организаций.

Таким образом, в силу приведенных правовых норм на администрации Даниловского муниципального района лежит обязанность обеспечить финансирование образовательных учреждений по оборудованию каналами тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "<данные изъяты>, а на образовательных учреждениях обязанность по оборудованию указанными мерами безопасности.

Поскольку суд в решении не разграничил исполнение каждым из ответчиков своих обязанностей и не определил сроки их исполнения, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части возложения соответствующих обязанностей изменить, с возложением на администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области обязанности обеспечить финансирование мероприятий по установке каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а на соответствующие образовательные учреждения обязанность оборудовать указанными мерами безопасности в срок в течение трех месяцев после выделения денежных средств.

Ссылки в жалобе на наличие в образовательных учреждениях стационарных и сотовых телефонов, которые можно отнести к каналам передачи тревожных сообщений, судебная коллегия отклоняет, поскольку они основаны на ошибочном толковании закона и не освобождают администрацию Даниловского муниципального района и образовательные учреждения от выполнения требований действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

Решение Даниловского районного суда Ярославской области от 19 сентября 2016 года в части возложения обязанности на Управление образования администрации Даниловского муниципального района оборудовать образовательные учреждения каналами передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «<данные изъяты>» отменить, в иске к указанному ответчику отказать.

В остальной части решение Даниловского районного суда Ярославской области от 19.09.2016 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.

Обязать администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области обеспечить финансирование мероприятий в МБОУ ДОД <данные изъяты>, МБОУ ДОД <данные изъяты>, МБОУ ДОД <данные изъяты>, МБОУ ДОД <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты> по установке канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры « <данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МБОУ ДОД <данные изъяты>, МБОУ ДОД <данные изъяты>, МБОУ ДОД <данные изъяты>, МБОУ ДОД <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты>, МБОУ <данные изъяты> оборудовать образовательные учреждения каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры « <данные изъяты>» в срок в течение трех месяцев после выделения денежных средств.

Председательствующий

Судьи