Судья: Бескровный Д.Г. УИД 34RS0032-01-2022-000190-86
дело 33-9156/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2022 года г.Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Жабиной Н.А., Козловой Г.Н.,
при секретаре Емельяновой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры к регистрации права собственности, установлению границ зон охраны, границ территорий, оформлению охранного обязательства собственника объекта культурного наследия,
по апелляционной жалобе администрации Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области
на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 1 июня 2022 года, которым иск удовлетворен, на администрацию Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на памятники истории, являющиеся объектами культурного наследия, а именно: Братские могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы (№ <...> в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 года № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»), Памятный знак на «Рубеже мужества», где были разгромлены немецко-фашистские захватчики (№ <...>), а также могила заместителя командующего 64-й армией по артиллерии генерал-майора артиллерии ФИО1 (№ <...>), и обязать администрацию Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в течение шести месяцев со дня государственной регистрации права муниципальной собственности, в соответствии с Законом № 73-ФЗ разработать границы территорий, зоны охраны, оформить охранные обязательства собственника или иного законного владельца объектов культурного наследия, включенных в реестр, а именно: Братские могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы (№ <...>, № <...> в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 года № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»), Памятный знак на «Рубеже мужества», где были разгромлены немецко-фашистские захватчики (№ <...>), а также могила заместителя командующего 64-й армией по артиллерии генерал-майора артиллерии ФИО1 (№ <...>).
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Жабиной Н.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского муниципального района Волгоградской области обратился в суд с иском к администрации Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры к регистрации права собственности, установлению границ зон охраны, границ территорий, оформлению охранного обязательства собственника объекта культурного наследия.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия в деятельности ответчика, в ходе которой установлено, что на территории Шебалиновского сельского поселения расположены памятники истории, являющиеся объектами культурного наследия № <...> «Братские могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», № <...> Памятный знак на «Рубеже Мужества», № <...> «Могила заместителя командующего 64-й армией по артиллерии генерал-майора артиллерии ФИО1», однако государственная регистрация права муниципальной собственности в отношении данных объектов культурного наследия до настоящего времени не зарегистрирована. Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности, границ территории, зоны охраны памятников истории, а также оформленных охранных обязательств собственника данного имущества, устанавливающих особый режим для использования земельных участков, на которых располагаются объекты культуры, а именно запрет на осуществление хозяйственной деятельности и проведение строительных работ, может нанести непоправимый вред объекту культурного наследия и затрагивает права неопределенного круга лиц на сохранение объектов культурного наследия.
Ссылаясь на изложенное, просил возложить на ответчика обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на памятники истории, являющиеся объектами культурного наследия № <...>, № <...> «Братские могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», № <...> Памятный знак на «Рубеже Мужества», № <...> «Могила заместителя командующего 64-й армией по артиллерии генерал-майора артиллерии ФИО1» и в течение шести месяцев со дня государственной регистрации права муниципальной собственности, разработать границы территорий, зоны охраны, оформить охранные обязательства собственника объектов культурного наследия, включенных в реестр под № <...>, № <...> «Братские могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», № <...> Памятный знак на «Рубеже Мужества», № <...> «Могила заместителя командующего 64-й армией по артиллерии генерал-майора артиллерии ФИО1».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области
оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Также в жалобе приведены доводы о том, что в собственность сельского поселения переданы объекты, которые не согласуются с объектом, указанным в исковом заявлении, вместе с тем право муниципальной собственности на переданное сельскому поселению имущество возникло с момента подписания передаточного акта, и не требует дополнительной государственной регистрации. Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение суда, которым прокурору ранее уже было отказано в удовлетворении аналогичных исковых требований.
В письменных возражениях прокурор выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав заключение прокурора Бережного А.И., полагавего решение законным и обоснованным, исследовав доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Министерства культуры Волгоградской области от 25 сентября 2013 года № 01-20/300 утвержден Перечень объектов культурного наследия, согласно которому в <адрес> имеется «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы № <...>», в <адрес> имеется «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы № <...>», в <адрес> имеется «Могила заместителя командующего 64-й армией по артиллерии генерал-майора артиллерии ФИО1» № <...>, а также Памятный знак на «Рубеже мужества»№ <...>.
Согласно статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 51 ФЗ).
В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Из проведенной прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области проверки установлено, что администрацией Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области государственная регистрация права муниципальной собственности на объекты культурного наследия № <...>, № <...> «Братские могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», № <...> «Могила заместителя командующего 64-й армией по артиллерии генерал-майора артиллерии ФИО1», № <...> Памятный знак на «Рубеже мужества» до настоящего времени не зарегистрированы и не установлены границы территории, зоны охраны, а также не оформлены охранные обязательства собственника или иного законного владельца объектов культурного наследия.
Статья 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии со статьями 33 и 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года № 972 утверждены «Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации». Из пунктов 7 и 17 Положений следует, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты вступления в силу решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия копию указанного решения в соответствующий орган местного самоуправления муниципального округа, городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным решением, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования и устанавливая срок для исполнения решения, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком возложенные на него законом полномочия в части принятия в муниципальную собственность расположенного на территории сельского поселения объекта культурного наследия и охраны данного объекта не исполняются, следовательно, данное бездействие может привести к разрушению братской могилы и нарушению права неопределенного круга лиц на сохранение объектов культурного наследия.
Судебная коллегия по гражданским делам соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства. По настоящему делу бремя доказывания судом распределено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, оценка доказательств судом осуществлена в соответствии с требованиями ст. 59, 60, 61, 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы возражений на исковое заявление и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда. Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определила:
решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 1 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Шебалиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий: Подпись
Судьи: Подписи
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда Н.А. Жабина