ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-915/18 от 06.02.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Лысенко Н.С. Дело №33-915/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 06 февраля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Минаева Е.В.,

судей Осиповой И.Г., Кононовой Л.И.,

при секретаре Богдановой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края в лице полномочного представителя Черновой М.В. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 08 ноября 2017 года по иску Ткачевой М.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,

УСТАНОВИЛА:

Ткачева М.В. обратилась в суд с иском, впоследствии уточненным, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных исковых требований, указав, что в июне месяце 2017 года педагогический стаж истца составил 25 лет и она обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в Пенсионный фонд.

Пенсионный фонд отказал истцу в назначении пенсии и исключил из педагогического стажа периоды работы с 14.08.1989 года по 01.09.1991 года (в том числе учебные отпуска с 02.01.1991 года по 19.01.1991 года, с 01.07.1991 года по 12.07.1991 года) в должности старшей пионерской вожатой (пионервожатой) в средней школе № 3 города Ставрополя, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей № 781.

При этом сам факт её педагогической деятельности в учреждениях для детей Пенсионным фондом не отрицается и сомнению не подлежит.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 (действовавшего до 1 октября 1993 г.) утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа работы для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.2 которого было предусмотрено включение в стаж работы учителей и других работников просвещения периодов работы в школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывается в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях в должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

По подсчетам Пенсионного фонда, педагогический стаж истца на момент подачи заявления о назначении досрочной страховой пенсии составлял 16 лет 06 месяцев 02 дня, а с учетом работы в должности воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях: детском саду - школе для детей от 2 до 10 лет и дошкольном учреждении № 44 для детей туберкулезно инфицированных - более 20 лет, т.е. требование о наличии 2/3 стажа работы по специальности (16 лет 8 мес.) на момент подача заявления в Пенсионный фонд выполняется, а значит есть все основания для включения указанного периода в стаж для назначения досрочной страховой пенсии.

Кроме того, раннее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение в льготный стаж периодов нахождения в учебных отпусках, дополнительных отпусках в связи с обучением.

Согласно п.21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений или таких других отношений, которые соответствуют национальной практике.

Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Положения ст.ст. 68, 196, 198, КЗоТ РСФСР, предусматривали предоставление отпусков в связи с обучением в высших образовательных учреждениях, в частности: за ними сохранялось место работы, должность и заработная плата.

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, действовавшие до 1 ноября 1999 года также не предусматривали ограничения по включению в специальный педагогический стаж периодов нахождения в дополнительных отпусках.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

При этом в стаж включаются периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках.

В главе 26 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.

Нахождение работника в учебном отпуске, дополнительном отпуске в связи с обучением с сохранением среднего заработка, из которого производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ, является разновидностью дополнительного отпуска и подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке и по нормам действующего в настоящее время Пенсионного законодательства РФ, в частности в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

Пенсионный фонд не включил в стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды работы с 20.07.1995 года по 30.11.1995 года, с 05.05.1996 года по 16.06.1996 года в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Сад - школа для детей от 2 до 10 лет», с 02.09.1996 года по 20.09.1998 года, с 29.09.1998 года по 02.06.1999 года в должности воспитателя в муниципальном специализированном дошкольном учреждении № 44 для детей туберкулёзно инфицированных, поскольку указанные наименования учреждений не предусмотрены Списком №781.

Согласно ст. 30 ФЗ №400 - ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» основным условием для назначения досрочной страховой пенсии является педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, поэтому название учреждения, его подчиненность, организационно - правовая форма и статус не могут служить основными критериями для назначения пенсии.

Несмотря на то, что названия образовательных учреждений, где работала истец в эти периоды, не соответствовали Списку № 781, эти учреждения осуществляли педагогическую деятельность, что следует из Уставов учреждений и должностные обязанности работников соответствовали нормативным документам, установленным законодательством.

Неисполнение органами местного самоуправления и другими учредителями образовательных учреждений, предусмотренных законодательством требований, использование произвольных и не точных наименований образовательных учреждений в нарушении действующего законодательства не должно ограничивать законные права на пенсионное обеспечение.

В силу действующего пенсионного законодательства назначение льготной пенсии не ставится в полную зависимость от названия учреждения или названия должности, но зависит от наличия педагогической деятельности в работе с детьми, а факт педагогической деятельности истца в учреждении для детей Пенсионным фондом не отрицается и сомнению не подлежит.

Более того, как следует из справки №15 от 31.08.2017 года детские ясли - сад № 73 с момента образования являлся юридическим лицом. Начиная с 1994 года название детского сада- яслей менялось неоднократно, но эти изменения носили формальный характер, поскольку всегда это было учреждение для детей, в котором истец выполняла педагогические обязанности по воспитанию и образованию детей. Аналогично - детский сад № 44 был основан 09.07.1969 года (историческая справка № 01-09/124 от 04.09.2017 года). Начиная с 1993 года название детского сада, как и в предыдущем случае, менялось неоднократно, но эти изменения также носили формальный характер, так как по-прежнему это было учреждение для детей, в котором работники выполняли воспитательно-образовательную деятельность, оздоровление, уход и присмотра за детьми.

Кроме того в соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовом стаже и трудовой деятельности работника. В трудовой книжке истца за № 8 от 20.07.1995 года сделана запись о приеме в детский сад - школу. Действительно п. 1.7 раздела «Наименование учреждений» Списка №781 предусмотрено наименование учреждения «школа - детский сад», а не «детский сад - школа».

На основании изложенного, считает необходимым включение указанных периодов в стаж для назначения досрочной страховой пенсии.

Пенсионный фонд не включил в стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21.09.1998 года по 28.09.1998 года, с 01.10.2004 года по 16.10.2004 года, с 13.01.2011 года по 07.02.2011 года, с 07.12.2015 года по 09.12.2015 года.

В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об образовании», принятого в 1996 году и действовавшего до 01.09.2013 года, дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. Оговорок по поводу наличия очного или заочного обучения в педагогическом учебном заведении нет.

Что касается выполнения требований п.4 Положения №1397 о наличии 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев) требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, могу сообщить следующее: по подсчетам Пенсионного фонда педагогический стаж истца на момент подачи заявления в Пенсионный фонд составлял 16 лет 6 мес. 02 дня. С учетом работы в должности воспитателя в детском саду - школе и в дошкольном учреждении № 44 для туберкулезно инфицированных детей.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 ст. 47, п. 7 ст. 48 действующего ФЗ «Об образовании в РФ», педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

Кроме того, в соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. На курсы я направлялась по приказу работодателя. Курсы повышения квалификации являются трудовыми обязанностями работников, непосредственно связанными с их педагогической деятельностью. Если в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, то периоды повышения работником своей квалификации по направлению работодателя должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а следовательно уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Такая позиция Верховного суда РФ изложена в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года», утвержденном постановлением президиума Верховного суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года.

Пенсионный фонд не включил в стаж для назначения досрочной страховой пенсии период обучения в Ставропольском государственном педагогическом институте с 02.09.1991 года по 23.06.1995 года.

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за нам следовала педагогическая деятельность.

Истец была принята в среднюю школу №3 на должность старшей пионерской вожатой 14.08.1989 года (запись № 3 в трудовой книжке). Работая в указанной должности, в 1990 года она поступила в Ставропольский государственный педагогический институт на заочное отделение, а затем 01.08.1991 года была переведена на очное отделение и уволена с занимаемой должности (запись № 4 в трудовой книжке). После окончания педагогического института 23.06.1995 года (запись №7 в трудовой книжке) истец была принята на должность воспитателя 20.07.1995 года запись №8 в трудовой книжке) в детский сад - школу.

Таким образом, требования п.2 Положения № 1397 о наличии педагогической деятельности до поступления в педагогическое учебное заведение и после его окончания выполняются; Положением № 1397 стаж истца составляет около 20 лет, что превышает требуемые 16 лет 8 месяцев, т.е. требование п. 4 Положения № 1397 также выполняется. Никаких других требований к порядку включения в педагогический стаж периодов обучения в педагогических учебных заведениях Положением № 1397 не предъявляется.

Кроме того, Пенсионным фондом трактуются положения Постановления Правительства РФ от 16 июня 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в ущерб гражданам. Указанное Постановление принято Правительства РФ для более полного удовлетворения пенсионных прав работников, а не для их умаления и расширяет границы применимости предыдущих законодательных актов, но никак не требует в обязательном порядке наличия педагогической деятельности в периоды, указанные Пенсионным фондом.

На основании изложенного считает возможным и необходимым включение в стаж для назначения досрочной страховой пенсии обучения в Ставропольском государственном педагогическом институте с 02.09.1991 года по 23.06.1995 года.

Просила суд обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю включить в педагогический стаж Ткачевой М.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей периоды работы:

с 14.08.1989 г. по 01.09.1991 г. (в том числе учебные отпуска с 02.01.1991 г. по 19.01.1991 г., с 01.07.1991 г. по 12.07.1991 г.) в должности старшей пионервожатой (пионервожатой) в средней школе №3 города Ставрополя,

с 20.07.1995 г. по 30.11.1995 г., с 05.05.1996 г. по 16.06.1996 г. в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Сад - школа для детей от 2 до 10 лет»,

с 02.09.1996 г. по 20.09.1998 г., с 29.09.1998 г. по 02.06.1999 г. в должности воспитателя в муниципальном специализированном дошкольном учреждении №44 для детей туберкулезно инфицированных,

Кроме того, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21.09.1998 г. по 28.09.1998 г., с 01.10.2004 г. по 16.10.2004 г., с 13.01.2011 г. по 07.02.2011 г., с 07.12.2015 г. по 09.12.2015 г. и период обучения в Ставропольском государственном педагогическом институте с 02.09.1991 г. по 23.06.1995 г на очной форме обучения.

Также просила обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить пенсию Ткачевой М.В., с даты обращения за ней, с 14 апреля 2017 года.

Обжалуемым решением исковые требования Ткачевой М.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости - удовлетворены.

Суд обязал Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей следующие периоды:

с 14.08.1989 года по 01.09.1991 года (в том числе учебные отпуска с 02.01.1991 года по 19.01.1991 года, с 01.07.1991 года по 12.07.1991 года) в должности старшей пионервожатой (пионервожатой) в средней школе № 3 города Ставрополя,

с 20.07.1995 года по 30.1 1.1995 года, с 05.05.1996 года по 16.06.1996 года в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Сад - школа для детей от 2 до 10 лет»;

с 02.09.1996 года по 20.09.1998 года, с 29.09.1998 года по 02.06.1999 года в должности воспитателя в муниципальном специализированном дошкольном учреждении № 44 для детей туберкулезно инфицированных;

с 21.09.1998 года по 28.09.1998 года, с 01.10.2004 года по 16.10.2004 года, с 13.01.2011 года по 07.02.2011 года, с 07.12.2015 года по 09.12.2015 года нахождение на курсах повышения квалификации;

02.09.1991 года по 23.06.1995 года обучение в Ставропольском государственном педагогическом институте на очной форме обучения.

Обязал Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить досрочную страховую пенсию по старости, Ткачевой М.В. с даты обращения за ней, т.е. с 14 апреля 2017 года.

В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края в лице полномочного представителя Черновой М.В. просит отменить решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 08 ноября 2017 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает на неверное применение судом первой инстанции правовых актов, подлежащих применению и неверный расчет периодов, дающих право на досрочное назначение страховой перси по старости.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Ткачева М.В. (Литвинова) просит решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 08 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции. В судебное заседание полномочного представителя ответчик- ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края не направил. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35500319055587, о дате, времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.

Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.

С учетом данных обстоятельств судебная коллегия в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав пояснения Литвиновой (Ткачевой) М.В., ее представителя Сазыкиной Н.Ф., возражавших в удовлетворении жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению и отмене решения суда не нашла.

Разрешая спор сторон, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение.

Суд первой инстанции в ходе рассмотрения спора по существу и судебная коллегия при проверке правильности решения суда первой инстанции установили, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края от 16.06.2017 № 05/73 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу Ткачёвой М.В. отказано, поскольку в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, который по подсчету работников Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю составил 16 лет 06 месяцев 02 дня, не включены некоторые периоды.

Не согласившись с данным решением Ткачева М.В., реализуя свое право на судебную защиту, обратилась в суд с обозначенными выше исковыми требованиями.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Частями 2, 3 этой же статьи предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно подп. "м" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 31.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Указанным законодательным положениям даны разъяснения Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (п. 14) согласно которым при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсии на льготных условиях.

Согласно ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ основным условием для назначения досрочной трудовой пенсии является именно педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, поэтому название учреждения, его подчинённость, организационно-правовая форма и статус не могут служить основными критериями для назначения пенсии.

Руководствуясь вышеприведенными правовыми актами, исследовав с позиции относимости и допустимости представленные истцом доказательства, а именно: справку от 31.08.2017 года № 15 из МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 73», устав МДОУ «Сад-школа» для детей от 2 до 10 лет, устав МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 73», историческую справку от 04.09.2017 года № 01- 09/124 из МБОУ детский сад комбинированного вида № 44 города Ставрополя, выписку из приказа по заводу «Изумруд» от 30.06.1993 года о передаче д/с № 44 и д/с № 6 завода на баланс Управления образования г. Ставрополя, Устав МБДОУ детского сада комбинированного вида № 44 города Ставрополя, Устав муниципального специализированного дошкольного учреждения № 44 для детей туберкулезно инфицированных, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, несмотря на то, что название образовательных учреждений, где истица работала, в спорные периоды, не соответствовали Списку № 781, данные учреждения осуществляли педагогическую деятельность, что следует из Устава учреждений, поскольку должностные обязанности работников соответствовали нормативным документам, установленным законодательством.

С учетом того, что оценка пенсионных прав истца правомерно проведена судом первой инстанции по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент ее работы в вышеуказанных должностях, довод апелляционной жалобы о неверном применении норм права при рассмотрении настоящего дела, подлежит отклонению.

Далее, в соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Согласно разъяснениям, данным в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЭ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости включения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Ткачевой М.В., осуществляющей педагогическую деятельность в учреждениях для детей в периоды работы: - с 14.08.1989 года по 01.09.1991 года (в том числе учебные отпуска с 02.01.1991 г. по 19.01.1991 г., с 01.07.1991 по 12.07.1991) в должности старшей пионервожатой (пионервожатой) в средней школе № 3 города Ставрополя, - с 20.07.1995 года по 30.11.1995 года, с 05.05.1996 года по 16.06.1996 года в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Сад - школа для детей от 2 до 10 лет»; с 02.09.1996 года по 20.09.1998 года, с 29.09.1998 года по 02.06.1999 года в должности воспитателя в муниципальном специализированном дошкольном учреждении № 44 для детей туберкулезно инфицированных.

Рассматривая заявленные исковые требования относительно зачета периода с 02.09.1991 года по 23.06.1995 года обучения в Ставропольском государственном педагогическом институте на очной форме обучения в общий стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, суд правомерно руководствовался нижеследующим.

Согласно подпункту «м» пункта 1 и подпункту «в» пункта 3 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, кроме Списка № 781 и Правил № 781, могут применяться:

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (далее - Список № 463), с применением положений пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Перечень № 1397 и Положение № 1397), утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Перечень № 1397 и Положение № 1397 могут применяться к периодам работы как до 01.01.1992 (пункт 3, подпункт «в», абзац второй Постановления № 665), так и до 01.10.1993 (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, и действовавший до 01.10.1993 года пункт 3 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463).

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 Положения № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

При применении абзаца 5 пункта 2 Положения № 1397 необходимо учитывать весь период обучения в учебном заведении, а не отдельную его часть, так как временем обучения в учебном заведении является период с даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления из него. Период обучения засчитывается при условии осуществления педагогической деятельности, которая должна непосредственно предшествовать и непосредственно за ним следовать.

Согласно абзацу 4 пункта 2 Положения № 1397 учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Период обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, работа в качестве штатных пионервожатых засчитывались в стаж педагогической деятельности при строго определенных условиях: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397 (16 лет 8 месяцев), приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункт 4 Положения № 1397).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что до поступления на очное отделение Ставропольского Пединститута истец работала в должности старшей пионерской вожатой в СШ № 3, а также после окончания учёбы работала в учреждении и должности, работа в которых засчитывается в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

С учетом того, что истцом выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в должности и учреждении, работа в котором даёт право на эту пенсию, суд обоснованно включил в стаж педагогической деятельности истца периоды обучения в Ставропольском государственном педагогическом институте с 02.09.1991 года по 23.06.1995 года

В силу п. 4 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из материалов дела так же следует, что в период с 02.01.1991 года по 19.01.1991 года, с 01.07.1991 года по 12.07.1991 года Ткачева М.В. находилась в учебных отпусках.

Проанализировав положения ст. ст. 167, 173, 183, 196 Трудового кодекса РФ в сравнительном анализе с ранее действующей редакцией ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно указал на то, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку материалами дела установлено, что истец с 21.09.1998 года по 28.09.1998 года, с 01.10.2004 года по 16.10.2004 года, с 13.01.2011 года по 07.02.2011 года, с 07.12.2015 года по 09.12.2015 года находилась на курсах повышения квалификации, постольку суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Ткачева М.В., обучаясь на курсах повышения квалификации с отрывом от основной деятельности, продолжала выполнять свою трудовую функцию, получая за это заработную плату, а, соответственно, позволяет периоды нахождения истца Ткачевой М.В. в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации зачесть в её страховой стаж.

С учетом указанного выше в совокупности, судебная коллегия находит правомерным включение судом первой инстанции в стаж работы Ткачевой М.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: с 14.08.1989 года по 01.09.1991 года в должности старшей пионервожатой (пионервожатой) в средней школе № 3 города Ставрополя; с 02.01.1991 года по 19.01.1991 года, с 01.07.1991 года по 12.07.1991 года учебные отпуска; с 20.07.1995 года по 30.11.1995 года, с 05.05.1996 года по 16.06.1996 года в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Сад - школа для детей от 2 до 10 лет»; с 02.09.1996 года по 20.09.1998 года, с 29.09.1998 года по 02.06.1999 года в должности воспитателя в муниципальном специализированном дошкольном учреждении № 44 для детей туберкулезно инфицированных; с 21.09.1998 года по 28.09.1998 года, с 01.10.2004 года по 16.10.2004 года, с 13.01.2011 года по 07.02.2011 года, с 07.12.2015 года по 09.12.2015 года нахождение на курсах повышения квалификации; 02.09.1991 года по 23.06.1995 года обучение в Ставропольском государственном педагогическом институте на очной форме обучения и соглашается с выводом суда о том, что педагогический стаж истца на 14 апреля 2017 года, составлял более 25 лет.

Принимая во внимание периоды, засчитанные пенсионным органом в бесспорном порядке, а также период, засчитанный судом, у истца на момент обращения с заявлением имелся специальный стаж, предусмотренный подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в объеме 25 лет, срок назначения страховой пенсии правомерно определен судом с момента обращения истца в Пенсионный фонд, то есть, с 14 апреля 2017 года.

Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 08 ноября 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: