ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9164/2013 от 22.08.2013 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Шушлебина И.Г. дело № 33-9164/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2013 года в городе Волгограде судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего судьи Андреева А.А.

судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.

при секретаре Титаренко Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению ФИО1 на решение органа государственной власти,

по апелляционной жалобе представителя ФСФР России ФИО2

на решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 07 июня 2013 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:

Заявление ФИО1 на решение органа государственной власти удовлетворить.

Признать незаконным приказ от 22 марта 2013 года № 13-665/пз-и Федеральной службы по финансовым рынкам об аннулировании лицензии на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, выданной Негосударственному пенсионному фонду «Империя».

Заслушав доклад судьи Андреева А.А., выслушав ФИО1 и ее представителя ФИО3, представителей НПФ «Империя» ФИО4, ФИО5, президента НПФ «Лукойл-Империя» ФИО6, директора ЗАО «Аудит-Инвест» ФИО7, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением на решение органа государственной власти.

В обоснование требований указала, что она является участником негосударственного пенсионного фонда «Империя» (далее - НПФ «Империя») и получает ежемесячное пенсионное обеспечение в размере 20 000 рублей.

22 марта 2013 года Федеральной службой по финансовым рынкам (далее- ФСФР России) издан Приказ № 13-665/пз-и об аннулировании лицензии НПФ «Империя» на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, в котором указано, что основным нарушением, послужившим основанием для аннулирования лицензии, является неисполнение НПФ «Империя» требований части 2 статьи 36.1. и пункта 21 статьи 36.2. Закона о НПФ в соответствии с которыми фонд обязан поддерживать величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда в размере не менее 100 миллионов рублей.

3 апреля 2013 года от НПФ «Империя» в адрес заявителя поступило уведомление о прекращении с апреля 2013 года выплаты пенсии в связи с аннулированием Федеральной службой по финансовым рынкам России НПФ «Империя» лицензии. В связи с этим НПФ «Империя» прекратил выплату пенсии ФИО1

Считала, что указанный приказ является незаконным, поскольку на момент подачи в уполномоченный орган заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика в июле 2008 года НПФ «Империя» имел и поддерживал в дальнейшем величину имущества в размере не менее 30 миллионов рублей, что соответствует положениям абзаца 4 пункта 2 статьи 36.1 Закона о НПФ. Следовательно, исходя из буквального толкования данной нормы, на НПФ «Империя» не может быть возложена обязанность поддержания величины денежной оценки имущества в размере 100 миллионов рублей, поскольку данная оценка распространяется на фонды, подавшие заявления с 1 июля 2009 года.

Указала, что приказом от 22 марта 2013 года № 13-665/пз-и ФСФР России нарушено её право на получение негосударственной пенсии.

Просила признать незаконным приказ от 22 марта 2013 года № 13-665/пз-и Федеральной службы по финансовым рынкам об аннулировании лицензии на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, выданной Негосударственному пенсионному фонду «Империя».

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФСФР России ФИО2 оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.

В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» установлено, что негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 того же Закона, фонд имеет право на осуществление деятельности, указанной в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Фонд (фонды), созданный (созданные) в результате реорганизации, получает (получают) право на осуществление деятельности, указанной в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном пунктами 11.1 - 11.3 статьи 7.1 настоящего Федерального закона.

Из содержания пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» следует, что фонд должен иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года - не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года - не менее 50 миллионов рублей.

Согласно пункту 1 статьи 36.1 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ обязательное пенсионное страхование может осуществлять фонд, в установленном порядке получивший лицензию, зарегистрировавший в уполномоченном федеральном органе страховые правила фонда, подавший в уполномоченный федеральный орган заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и соответствующий требованиям.

В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 36.1 того же Закона, на момент подачи в уполномоченный федеральный орган заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года – не менее 100 миллионов рублей.

Согласно пункту 5.4.19.6 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 года № 717, ФСФР России осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, о приостановлении действия или об аннулировании соответствующих лицензий участников рынка ценных бумаг, а также об аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектов страхового дела.

В соответствии с частью 1 статьи 34.1 Закона РФ «О негосударственных пенсионных фондах» при выявлении нарушений требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии, уполномоченный федеральный орган вправе своим предписанием запретить фонду проведение всех или части операций, применить иные меры ответственности, установленные федеральными законами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, аннулировать у него лицензию и назначить в фонд временную администрацию.

Статья 7.2 того же Закона предусматривает, что основаниями для аннулирования лицензии являются, в том числе, следующие нарушения:

неисполнение предписания уполномоченного федерального органа об устранении нарушения требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии, если такое нарушение повлекло введение запрета на проведение всех или части операций, предусмотренного статьей 34.1 настоящего Федерального закона;

неоднократное в течение года неисполнение предписаний уполномоченного федерального органа об устранении нарушений требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии;

неоднократное в течение года нарушение требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии;

Решение об аннулировании лицензии принимается уполномоченным федеральным органом в порядке, установленном его нормативным правовым актом. В решении об аннулировании лицензии указывается основание для ее аннулирования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 34 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» уполномоченный федеральный орган ежегодно опубликовывает в средствах массовой информации сведения о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Судом апелляционной инстанции установлено, что Приказом ФСФР России от 3 июля 2008 года №08-1476/пз-и зарегистрировано заявление НПФ «Империя» одеятельности по обязательному пенсионному страхованию.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 14 февраля 2008года N08-6/пз-н утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по ежегодной публикации в средствах массовой информации отчетности о средствах пенсионных накоплений и финансовых результатах их инвестирования, аудиторских заключений на отчетность субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, сведений о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений. Согласно пункту 1.4 вышеуказанного Административного регламента результатом исполнения государственной функции является ежегодное опубликование в средствах массовой информации и размещение на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам в сети Интернет по адресу: www.ffms.ru Отчетности и Сведений.

7 марта 2002 года между НПФ «Империя» и ФИО1 заключен договор о негосударственном пенсионном обеспечении № 001002055, согласно которому Фонд принимает на себя обязанности по дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению ФИО1 в соответствии с Правилами Фонда, являющимися неотъемлемой частью Договора и пенсионной Схемой №2, с установленными размерами взносов и выплатой негосударственной пенсии ФИО1 с именного пенсионного счета до исчерпания пенсионных накоплений, но не менее трех лет.

Дополнительным соглашением № 6 от 9 июля 2010 года к договору о НПО № 1-2055 серия 070302 о выплатах негосударственной пенсии по пенсионной схеме № 2.1, ФИО1 установлена ежемесячная негосударственная пенсия в размере 20000 рублей, начиная с 9 июля 2010 года.

11 октября 2012 года ФСФР России выдало НПФ «Империя» предписание № 12-ОП-10/44252 довести величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) до 100 миллионов рублей.

11 декабря 2012 года, в связи с не выполнением предписания от 11 октября 2012 года, ФСФР России выдало НПФ «Империя» предписание № 12-ОП-10/52641 довести величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) до 100 миллионов рублей.

Согласно приказу Федеральной службы по финансовым рынкам № 13-665/пз-и от 22 марта 2013 года аннулирована лицензия на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, выданная НПФ «Империя», в связи с неисполнением НПФ «Империя» предписания ФСФР России от 11 декабря 2012 № 12-ОП-10/52641 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации, повлекшего введение запрета на заключение новых договоров об обязательном пенсионном страховании, предусмотренного статьей 34.1. Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», а именно: Фонд не устранил нарушение пункта 21 статьи 36.2 Закона № 75-ФЗ и не привел величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности до величины, установленной пунктом 2 статьи 36.1 Закона № 75-ФЗ (100 миллионов рублей). Кроме того, Фонд неоднократно в течение года нарушал требования к предоставлению информации, в частности, Фондом допущены нарушения пункта 3 статьи 35.3 Закона № 75-ФЗ, выраженные в предоставлении Фондом недостоверной информации.

3 апреля 2013 года НПФ «Империя» в адрес ФИО1 направлено уведомление о прекращении ежемесячных пенсионных выплат с апреля 2013 года в связи с аннулированием лицензии НПФ «Империя».

Согласно отчётности, размещенной на сайте ФСФР России по адресу: http://www.fcsm.ru/ru/contributors/polled_investment/npf/reports/, показатель величины имущества для уставной деятельности НПФ «Империя» (лицензия № 207/2) за I квартал 2013 года составил 101 690 000 рублей, то есть, более 100 миллионов рублей.

Доказательств предоставления Фондом недостоверной информации в Федеральную службу по финансовым рынкам государственным органом не предоставлено.

Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемым решением нарушено право ФИО1 на получение дополнительного пенсионного обеспечения, основания для аннулирования лицензии на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию не имелось, и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.

Доводы жалобы о том, что дело не подведомственно суду общей юрисдикции и должно рассматриваться Арбитражным судом судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Поскольку предмет спора не носит характер экономического спора, его предъявление обусловлено требованием устранения нарушений на пенсионное обеспечение гражданина, иным федеральным законом рассмотрение такого спора не отнесено к компетенции Арбитражного суда, постольку разрешение данного спора относится к подведомственности суда общей юрисдикции и рассматривается районным судом в качестве суда первой инстанции (ст. 22 ГПК РФ).

Ссылка на рассмотрение дела в отсутствие представителя ФСФР России не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку из материалов дела следует, что ФСФР России о дате и времени судебных заседаний извещались надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, тогда как доказательств не возможности участия в судебном заседании, представителями ФСФР России представлено не было.

Доводы жалобы со ссылкой на положения ст. 7.2 Закона о НПФ, о том, что оспариваемым решением не нарушены права гражданина, судебная коллегия также признает несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Обжалуемый приказ обладает признаками такого решения, поскольку создает препятствия к осуществлению пенсионных прав, возлагает обязанность обращаться для их реализации к иному лицу.

Несостоятельными судебная коллегия считает и доводы жалобы о том, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку доказательств законности обжалуемого решения, как того требует ГПК РФ (ч. 1 ст. 249), в судебное заседание государственным органом не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия:

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 07 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФСФР России ФИО2 оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: