ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9175/2013 от 16.08.2013 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья – Павликов С.Н. дело № 33-9175/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 августа 2013 года в городе Волгограде судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

Председательствующего судьи Андреева А.А.

судей Захаровой Т.А., Балашовой И.Б.

при секретаре Пахотиной Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Землянского Николая Михайловича, Ткаченко Лидии Петровны к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального органа Волгоградской области о признании неправомерным бездействие органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, апелляционной жалобе администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области

на решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 21 июня 2013 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:

«Признать незаконным бездействие администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области по не разработке Правил использования водных объектов общего пользования на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области для личных и бытовых нужд, и обязать устранить допущенные нарушения.

Признать незаконным бездействие администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области по не предоставлению гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального органа Волгоградской области через средства массовой информации либо путем размещения вдоль береговых полос водных объектов специальных информационных знаков, иными доступными средствами, и обязать устранить допущенные нарушения.

Обязать администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, установить на въезде на <адрес> с <адрес>, дорожный знак 6.8.1 «Тупик».

Обязать администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, установить в северной части <адрес> на углу жилого дома № <...>, шлагбаум, ограничивающий движение вдоль прибрежной полосы водоохраной зоны.

Обязать администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, восстановить в северной части <адрес> дорожный знак 3.2 «Движение запрещено».

В удовлетворении искового заявления Землянского Николая Михайловича, Ткаченко Лидии Петровны о понуждении администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области принять Правила использования водных объектов общего пользования на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области для личных и бытовых нужд – отказать.

В удовлетворении искового заявления Землянского Николая Михайловича, Ткаченко Лидии Петровны о понуждении администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального органа Волгоградской области разместить в районной газете «<.......>» информацию о том, что в 100 метровой водоохраной зоне реки «Балка Нагольная» запрещено движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие – отказать.

В удовлетворении искового заявления Землянского Николая Михайловича, Ткаченко Лидии Петровны о понуждении администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, разместить вдоль береговой полосы реки «Балка Нагольная» от <адрес> информационные щиты с надписью о запрещении движения по данной территории автомобильного транспорта за исключением специальных транспортных средств – отказать.

В удовлетворении искового заявления Землянского Николая Михайловича, Ткаченко Лидии Петровны о понуждении администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального органа Волгоградской области принять правовой акт для определения должностных лиц, ответственных за осуществление контроля за пресечением незаконного движения автомобильного транспорта в водоохраной зоне реки «Балка Нагольная» от <адрес> – отказать».

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., выслушав возражения Землянского Н.М. по доводам жалобы администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Землянский Н.М., Ткаченко Л.П. обратились в суд с иском администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального органа Волгоградской области о признании неправомерным бездействие органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование требований указали, что проживают по <адрес>, улица находится в восточной части города Котельниково и является тупиковой, поскольку с северной части ограничивается рекой «Балка Нагольная».

В ходе проведенной прокуратурой Котельниковского района Волгоградской области проверки установлено, что в соответствии с Генеральным планом Котельниковского городского поселения, утвержденным Советом народных депутатов Котельниковского городского поселения от 27 ноября 2008 года № <...>, в северной части <адрес> отсутствуют какие-либо хозяйственные проезды, проулки.

Река «Балка Нагольная» имеет протяженность 30 километров и является водным объектом общего пользования.

На основании приказа Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от 02.02.2011 г. № 32/01 «Об одобрении сведений о водоохранных зонах водных объектов Волгоградской области», определена ширина водоохранной зоны реки «Балка Нагольная», которая составляет 100 метров.

Однако ответчики не выполняют обязанности, возложенные на них действующим законодательством в сфере водопользования, а именно администрация Котельниковского муниципального района не устанавливает Правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области для личных и бытовых нужд, а администрация Котельниковского городского поселения не предоставляет гражданам информацию об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории Котельниковского городского поселения через средства массовой информации, либо путем размещения вдоль береговых полос водных объектов специальных информационных знаков, а также иными доступными средствами.

В результате бездействия ответчиков жителями Котельниковского городского поселения самовольно организовано интенсивное движение транспортных средств различной категории, в том числе и большегрузных. При этом никакие попытки пресечь незаконно организованный проезд в водоохраной зоне и по береговой полосе водного объекта общего пользования не предпринимаются.

25 июля 2012 года жители <адрес> обратились к главе Котельниковского городского поселения об установке запрещающего знака и направили заявления прокурору Котельниковского района Волгоградской области, председателю Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области.

Распоряжением главы Котельниковского городского поселения от 27 августа 2012 года № <...> было принято решение об установке в конце <адрес> (северная часть) дорожного знака 3.2 «Движение запрещено».

Однако, несмотря на установленный дорожный знак, движение автомобилей по береговой полосе и в водоохраной зоне реки «Балка Нагольная» в тупике <адрес> не прекратилось.

Жители <адрес> обратились в администрацию Котельниковского городского поселения, в комиссию по безопасности дорожного движения администрации Котельниковского муниципального района, к прокурору Котельниковского района с просьбой пресечь нарушения водного законодательства, принять меры к прекращению движения автомобильного транспорта в водоохраной зоне и береговой полосе реки «Балка Нагольная» в тупике <адрес>, восстановить испорченный дорожный знак «Движение запрещено», а также установить дополнительно дорожный знак «Тупик» и шлагбаум.

Однако, несмотря на предписание прокурора Котельниковского района в срок до 29 декабря 2012 года дорожный знак «Движение запрещено» не восстановлен, дорожный знак «Тупик» и шлагбаум не установлены.

Не выполнение ответчиками своих обязанностей, возложенных на них действующим законодательством, создало реальные препятствия по реализации права истцов на свободный доступ к водному объекту общего пользования - реке «Балка Нагольная» и её береговой полосе, на пребывание около неё, в том числе для осуществления любительского рыболовства, отдыха, поскольку самовольно организованный проезд автомобильного транспорта препятствует этому.

Кроме того, от механического воздействия проезжающих транспортных средств идет разрушение береговой полосы реки, вследствие чего создается реальная угроза подтопления жилых домов.

С учетом уточненных требований просили суд:

1. Признать незаконным бездействие администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области по не разработке Правил использования водных объектов общего пользования на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области для личных и бытовых нужд, и обязать устранить допущенные нарушения.

2. Обязать администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области в месячный срок после вступления в законную силу решения суда установить Правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области для личных и бытовых нужд.

3. Признать незаконным бездействие администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области по не предоставлению гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории Котельниковского городского поселения через средства массовой информации, либо путем размещения вдоль береговых полос водных объектов специальных информационных знаков, иными доступными средствами.

4. Обязать администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, разместить в районной газете <.......>» информацию о том, что в соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в 100 метровой водоохраной зоне реки «Балка Нагольная» запрещено движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

5. Обязать администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, разместить вдоль береговой полосы реки «Балка Нагольная» от <адрес> информационные щиты с надписью о запрещении движения по данной территории автомобильного транспорта за исключением специальных транспортных средств.

6. Обязать администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, установить на въезде на улицу <адрес> дорожный знак 6.8.1 «Тупик».

7. Обязать администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, установить шлагбаум в северной части улицы <адрес> на углу жилого дома <адрес>.

8. Обязать администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, восстановить в северной части улицы Мелиоративная г. Котельниково Волгоградской области дорожный знак 3.2 «Движение запрещено».

9. Обязать администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, определить правовым актом должностных лиц, ответственных за осуществление контроля за пресечением незаконного движения автомобильного транспорта в водоохраной зоне реки «Балка Нагольная» от <адрес>.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения в части возложения не неё обязанности по установлению дорожного знака «Тупик» и шлагбаума, просит его в указанной части отменить.

В апелляционной жалобе администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения в части признания незаконным бездействия по не разработке Правил использования водных объектов общего пользования на территории Котельниковского муниципального района для личных и бытовых нужд, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, просит его в указанной части отменить.

В обоснование жалоб указано на нарушение судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных   жалобах, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с пунктами 15, 31, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 27 Водного кодекса РФ, органы местного самоуправления городских поселений обязаны обеспечивать свободный доступ граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а также предоставлять гражданам информацию об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения, через средства массовой информации, посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов, а также иными доступными способами.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Землянский Н.М. и Ткаченко Л.П. проживают по <адрес>

Улица <адрес> находится в восточной части города Котельниково и с северной части ограничивается рекой «Балка Нагольная».

Река «Балка Нагольная» имеет протяженность 30 километров и является водным объектом общего пользования.

25 июля 2012 года жители улицы <адрес> обратились с заявлением к главе Котельниковского городского поселения, прокурору Котельниковского района и председателю Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области об установлении запрещающих знаков, шлагбаума на <адрес> с целью прекращения разрушения береговой полосы реки Балка Нагольная.

На основании решения комиссии по безопасности дорожного движения при администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 23 августа 2012 года, распоряжением главы Котельниковского городского поселения от 27 августа 2012 года № <...> было принято решение об установлении в конце <адрес> (северная часть) дорожного знака 3.2 «Движение запрещено».

В октябре 2012 года жителями <адрес> были повторно направлены письма с просьбой пресечь нарушения водного законодательства, принять меры к прекращению движения автомобильного транспорта в береговой полосе реки «Балка Нагольная» по <адрес>, восстановить испорченный дорожный знак «Движение запрещено», а также установить дополнительно дорожный знак «Тупик» и шлагбаум.

По результатам проведенной прокуратурой Котельниковского района Волгоградской области проверки начальником ОГИБДД МО МВД России «Котельниковский» 19 декабря 2012 года в адрес МУП «Управляющая компания» вынесено предписание о восстановлении дорожного знака 3.2. «Движение запрещено» в срок до 29 декабря 2012 года.

Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.

Отказывая в удовлетворении заявления в части, суд первой инстанции мотивировал выводы тем, что суд не вправе обязывать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку выполнение указанных функций является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

В этой части решение суда, сторонами не обжалуется, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является, в связи, с чем подлежит оставлению без изменения.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о признании незаконным бездействие администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области по не разработке Правил использования водных объектов общего пользования на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области для личных и бытовых нужд, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1).

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2).

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд (ч. 3).

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров (ч. 6).

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ч. 8).

Согласно части 7 статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

Пунктом 28 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятие нормативного правового акта, регулирующего правоотношения по использованию водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 1 стать 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»), Правила использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд по своей природе содержат правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, которые рассчитаны на неоднократное применение и направлены на урегулирование общественных отношений, то есть обладают существенными признаками нормативного правового акта.

Таким образом, в силу пункта 2 части 1, части 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятие решения, устанавливающего правила, обязательные для исполнения на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области относится к компетенции Котельниковского районного Совета народных депутатов, как представительного органа муниципального района.

При таких обстоятельствах, администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области не является субъектом правотворческой инициативы, наделенным полномочиями по подготовке (разработке) и вынесению проекта Правил по использованию водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд в Котельниковский районный Совет народных депутатов Волгоградской области.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации). При решении вопросов местного значения органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты. По этим основаниям суд не вправе обязывать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Данное обстоятельство также подтверждается положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования о признании незаконным бездействие администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области по непринятию нормативного правового акта и о понуждении устранить препятствия к осуществлению прав и свобод граждан, права которых затрагиваются, суд вторгся в компетенцию органа местного самоуправления по принятию муниципальных нормативных правовых актов, что является недопустимым в силу приведенных норм закона.

Кроме того, суд первой инстанции удовлетворил требования Землянского Н.М. и Ткаченко Л.П. в части возложения на администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области обязанности установить на въезде на <адрес> с <адрес> дорожный знак 6.8.1 «Тупик», в северной части <адрес> на углу жилого дома № <...> шлагбаум, ограничивающий движение вдоль прибрежной полосы водоохранной зоны.

Между тем, такой вывод суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, ошибочен и основан на неверном толковании норм материального права.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. В силу положений ст. 21 названного Федерального закона разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной, документации, утверждаемых в установленном порядке.

Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 утвержден Государственный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ), п. 4 которого определено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, размещенными в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения», знак 6.8.1 – 6.8.3 «Тупик» устанавливается на дорогах, не имеющих сквозного проезда.

Вместе с тем, доказательств того, что <адрес> является тупиковой, материалы дела не содержат, как и не представлено сведений о том, что указанный дорожный знак должен быть размещен в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Согласно ст. 62 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Таким образом, установка шлагбаума в северной части <адрес> затруднит подъезд пожарных машин к источнику противопожарного водоснабжения для забора воды или оперативного тушения пожара на близлежащей территории.

Кроме того, установка шлагбаума создает помеху не только для дорожного движения, но и нарушает права неопределенного круга лиц на пользование дорогой общего пользования и проезда к водному объекту.

При таких обстоятельствах постановленное судом решение в части признания незаконным бездействие администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области по не разработке Правил использования водных объектов общего пользования на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области для личных и бытовых нужд и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, а также о возложении на администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области обязанности установить на въезде на <адрес> с <адрес> дорожный знак 6.8.1 «Тупик», в северной части <адрес> на углу жилого дома № <...> шлагбаум не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Землянского Н.М., Ткаченко Л.П. в этой части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 21 июня 2013 года отменить в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействие администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области по не разработке Правил использования водных объектов общего пользования на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области для личных и бытовых нужд, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, о возложении на администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области обязанности в месячный срок со дня вступления решения в законную силу установить на въезде на <адрес> с <адрес> дорожный знак 6.8.1 «Тупик», в северной части <адрес> на углу жилого дома № <...> шлагбаум, ограничивающий движение вдоль прибрежной полосы водоохранной зоны отменить, принять в указанной части новое решение, которым

В удовлетворении исковых требований Землянскому Николаю Михайловичу, Ткаченко Лидии Петровне к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействие администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области по не разработке Правил использования водных объектов общего пользования на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области для личных и бытовых нужд, обязать устранить допущенные нарушения, о возложении обязанности на администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, установить на въезде на <адрес> с <адрес> дорожный знак 6.8.1 «Тупик», в северной части <адрес> на углу жилого дома № <...> в г. Котельниково Волгоградской области установить шлагбаум, ограничивающий движение вдоль прибрежной полосы водоохранной зоны – отказать.

В остальной части решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 21 июня 2013 года оставить без изменения.

Председательствующий судья

Судьи