Судья Некрасова Ю.Г. дело № 33-917/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 1 июля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Бады-Сагаана А.В., Дулуша В.В.,
при секретаре Чульдуме Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Н. о признании распоряжения о предоставлении земельного участка в аренду и договора аренды земельного участка недействительными, признании отсутствующим зарегистрированного права, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения по апелляционной жалобе ответчика Н. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 апреля 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее – Минземимущество РТ, министерство) обратилось в суд с вышеуказанным иском к Н., указав, что Управлением Росреестра по Республике Тыва по заявлению ответчика осуществлена регистрация договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: **. Министерство полагает указанный договор, а также распоряжение от 7 апреля 2014 года, на основании которого был заключен договор, ничтожными. Распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта от 9 декабря 2013 года оформлено неправомерно, поскольку акт выбора и обследования земельного участка выдан на имя другого гражданина – О. Распоряжение от 7 апреля 2014 года о предоставлении земельного участка Н. не выносилось, договор аренды земельного участка с Н. не заключался, поэтому является подложным. С учетом уточнения исковых требований министерство просило признать недействительным распоряжение от 7 апреля 2014 года № 648-з «О предоставлении в аренду земельного участка с Н.», признать ничтожным договор аренды от 6 июня 2014 года № **, признать отсутствующим зарегистрированное право Н. в Управлении Росреестра по Республике Тыва по договору аренды на земельный участок по адресу: **, истребовать указанный земельный участок из чужого незаконного владения ответчика в пользу министерства.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла, О.
Решением суда иск удовлетворен частично. Признано недействительным распоряжение Минземимущества РТ от 7 апреля 2014 года № 648-з о предоставлении Н. в аренду земельного участка из категории земель населенных пунктов, общей площадью 36 001 кв.м., расположенного по адресу: **, с разрешенным использованием (назначением) под производственную базу. Признан недействительным договор аренды земельного участка от 6 июня 2014 года № **, заключенный между Минземимуществом РТ и Н., о предоставлении земельного участка с кадастровым номером **, площадью 36 001 кв.м., расположенного по адресу: **. Из ЕГРП исключена запись о регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка. В удовлетворении искового требования об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения отказано.
В апелляционной жалобе ответчика Н. содержится просьба об отмене вышеуказанного решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска, поскольку министерством не указано, каким образом оспариваемой сделкой нарушены права истца, ссылка на подложность договора аренды не подтверждена. Процедура выделения земельного участка соблюдена, земельный участок поставлен на кадастровый учет, информационное сообщение о предоставлении земельного участка опубликовано. Отсутствие регистрации распоряжения о предоставлении земельного участка не влияет на законность договора аренды. Договор аренды от имени собственника земельного участка подписан уполномоченным лицом, прошел государственную регистрацию, смена руководителей в министерстве и неправильная организация работы не являются основанием для признания добросовестного контрагента нарушителем. Предъявив иск, министерство злоупотребило правом. Истребование земельного участка у добросовестного владельца невозможно.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ, здесь и при последующих ссылках в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу пунктов 1, 3, 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии с установленным статьей 31 ЗК РФ (пункты 1-5) порядком выбора земельного участка для строительства, (1) гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. (2) Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования. (3) Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Далее (4) орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. (5) Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исходя из положений пункта 8 статьи 31, пунктов 1, 2 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 7 статьи 30 ЗК РФ).
Вышеизложенные правила ЗК РФ конкретизированы в Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" – столицы Республики Тыва", утвержденном Постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 (далее – Порядок).
Так, в пунктах 2.3-2.7 Порядка предусмотрено, что в целях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов заявитель обращается в министерство с заявлением. В заявлении о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Министерство в течение 10 календарных дней со дня получения заявления направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка в мэрию г. Кызыла для: оформления в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акта о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованного в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; обеспечения подготовки и утверждения схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и об их обеспечении объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; информирования населения о возможном либо предстоящем строительстве в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 31 ЗК РФ.
Мэрия города Кызыла проводит процедуры, предусмотренные пунктом 2.5 Порядка, и направляет в Министерство акт о выборе земельного участка для строительства в срок не позднее двух месяцев со дня поступления обращения об обеспечении выбора земельного участка. Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение 15 календарных дней со дня получения акта о выборе земельного участка для строительства.
Из материалов дела усматривается, что 9 июля 2013 года за вх. № в министерство поступило заявление О. о выделении в аренду сроком на 5 лет земельного участка по адресу: **, рядом с ООО «**».
10 июля 2013 года составлен акт выбора и обследования вышеуказанного земельного участка для установления охранной и санитарно-защитной зоны с разрешенным использованием «под производственную базу», в тот же день О. распоряжением министерства № (подписано министром К.С.) выдан указанный акт выбора и обследования земельного участка.
10 июля 2013 года министерство направило в адрес редакции газеты «Тувинская правда» письмо № о публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г**, О.23 июля 2013 года в газете «Тувинская правда» № 79 (17391) опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду сроком на 5 лет под производственную базу земельного участка по адресу: **, О. (л.д. 66).
25 июля 2013 года распоряжением министерства № (подписано министром К.С.) утвержден акт выбора и обследования от 10 июля 2013 года земельного участка по адресу: **, в целях использования под производственную базу, акт выдан О.
Как следует из объяснения ответчика Н. (л.д. 90-92), в 2013 году он обращался в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла, а затем Минземимущество РТ с заявлением о предоставлении земельного участка, ходил в министерство три раза по данному вопросу, им составлен межевой план, земельный участок поставлен на кадастровый учет. Акт выбора земельного участка был составлен на О., однако, он впоследствии отказался от заключения договора в связи с высокой арендной платой, о чем ему сообщил его знакомый К.
Материалами дела подтверждается, что 16 октября 2013 года за вх. № в министерство поступило заявление Н. о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: **, под строительную базу.
9 декабря 2013 года распоряжением министерства № (подписано министром К.С.) утвержден акт выбора и обследования земельного участка по адресу: **, в целях использования под производственную базу. Основанием к вынесению распоряжения послужили заявление Н. от 22 апреля 2013 года с вх. № и информационное сообщение в газете «Тувинская правда» № 79 (17391) от 23 июля 2013 года.
3 апреля 2014 года на основании решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва № земельный участок по адресу: **, поставлен на государственный кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер **.
7 апреля 2014 года распоряжением министерства № 648-з (подписано министром К.С.) Н. предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок по адресу: **, с разрешенным использованием (назначением) под производственную базу.
6 июня 2014 года между Минземимуществом РТ и Н. заключен договор аренды № ** в отношении земельного участка по адресу: **, с кадастровым номером **, сроком на 5 лет. От имени министерства договор подписан министром К.С.
12 сентября 2014 года в ЕГРП внесена запись о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 6 июня 2014 года № **, на земельный участок по адресу: **, зарегистрировано право аренды за Н. с 6 июня 2014 года по 6 июня 2019 года (запись № **), что подтверждается выпиской из ЕГРП от 10 ноября 2014 года.
22 сентября 2014 года в министерство поступило уведомление Управления Росреестра по Республике Тыва о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 6 июня 2014 года № **.
Министерство обратилось в суд с настоящим иском о признании недействительными распоряжения о предоставлении спорного земельного участка ответчику от 7 апреля 2014 года и договора аренды земельного участка от 6 июня 2014 года, заявив о том, что акт выбора и обследования земельного участка был выдан на имя другого лица, акт о предоставлении земельного участка в аренду ответчику не издавался, а договор аренды является подложным.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик Н. обращался в министерство с заявлением о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка, при этом часть действий, необходимых для получения земельного участка, им была выполнена. Вместе с тем в обоснование требования о признании недействительным распоряжения о предоставлении земельного участка от 7 апреля 2014 года № 648-з министерство указало, что 12 августа 2014 года за № 648-з министерством вынесено распоряжение (подписано министром Ч.) о прекращении права пожизненного наследуемого владения Ф. на земельный участок по адресу: **, а 7 апреля 2014 года министерством выносились только распоряжения №№ 334-з, 335-з в отношении Д., С., что подтверждено копией журнала регистрации распоряжений министерства. Исследовав указанные доказательства, суд заключил, распоряжения под № 648-з о предоставлении в аренду земельного участка Н. министерством не выносилось, что свидетельствует о его незаконности, а, следовательно, и недействительности заключенного на основании него договора аренды земельного участка.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ), и с ними нельзя согласиться ввиду следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" – столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
Пунктом 1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" – столицы Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81, установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями – Минземимуществом РТ.
В соответствии с пунктами 7.1, 51, 52 Положения о Минземимуществе РТ, утвержденном Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N 591, министерство распоряжается земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Правительства Республики Тыва. Министр издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения.
Указом Главы - Председателя Правительства РТ от 12.04.2012 N 114 министром земельных и имущественных отношений Республики Тыва был назначен К.С., который исполнял свои обязанности до своей добровольной отставки, состоявшейся 9 июня 2014 года (Указ Главы РТ от 09.06.2014 N 127).
Указом Главы РТ от 11.06.2014 N 129 министром земельных и имущественных отношений Республики Тыва назначен Ч.
Юридически значимым для разрешения исковых требований министерства являлся факт вынесения министерством спорного распоряжения о предоставлении земельного участка Н.
Под индивидуальными (ненормативными) правовыми актами понимаются акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Согласно частям 1, 2 статьи 71 ГПК РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Судебная коллегия полагает, что факт предоставления земельного участка в аренду Н. подтверждается содержанием оспариваемого распоряжения от 7 апреля 2014 года № 648-з, подписанного министром земельных и имущественных отношений Республики Тыва К.С. Данный ненормативный правовой акт принят уполномоченным должностным лицом в пределах полномочий, предусмотренных законом.
Доказательств подложности оспариваемого акта, а именно внесения в документ заведомо ложных сведений, а равно внесение исправлений, искажающих его действительное содержание, истцом не представлено.
Отсутствие распоряжения в министерстве, сведений о его регистрации в ведомственных журналах министерства не свидетельствует само по себе о незаконности (недействительности) правового акта. Из представленных истцом ксерокопии журнала регистрации распоряжений министерства нельзя установить, как именно велась регистрация правовых актов по министерству в целом, суд первой инстанции необоснованно посчитал достаточным изучить записи только от 7 апреля 2014 года, тогда как следовало для достоверности изучить книгу учета распоряжений за предыдущее и последующее время.
Довод истца о том, что акт выбора и обследования спорного земельного участка был выдан не ответчику, а О., несостоятелен, поскольку данный акт составляется не в отношении определенного лица, а в отношении конкретного земельного участка в целях определения возможности его использования в будущем с учетом испрашиваемого разрешенного использования в условиях застройки и территориального зонирования муниципального образования.
Иных оснований для признания незаконным распоряжения о предоставлении земельного участка Н. истцом не заявлено.
При таких обстоятельствах следует заключить, что достаточных и достоверных доказательств незаконности принятия министерством распоряжения от 7 апреля 2014 года № 648-з о предоставлении земельного участка по адресу: **, в аренду Н. не представлено.
Оспариваемый договор аренды земельного участка от 6 июня 2014 года был заключен на основании распоряжения министерства от 7 апреля 2014 года № 648-з, подписан министром К.С. в пределах своих полномочий. Указанный договор совершен в надлежащей форме, зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Тыва 12 сентября 2014 года.
Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Данная регистрация не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Каких-либо оснований, предусмотренных законом, для признания договора аренды земельного участка ничтожным ни в исковом заявлении, ни в решении суда первой инстанции не приведено.
Отказывая в удовлетворении иска в части истребования земельного участка из чужого незаконного владения ответчика, суд первой инстанции квалифицировал указанное требование как виндикационное (статья 301 ГК РФ). С этим выводом согласиться нельзя, поскольку фактически требование о возврате земельного участка заявлялось как реституционное, в целях применения последствий недействительности договора аренды земельного участка (статья 167 ГК РФ).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика Н. являются обоснованными, поскольку при принятии решения по настоящему делу судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, оно не может быть признано законным и обоснованным, поэтому подлежит отмене.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований Минземимущества РТ к Н. о признании распоряжения о предоставлении земельного участка в аренду и договора аренды земельного участка недействительными, признании отсутствующим зарегистрированного права, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения следует отказать.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 апреля 2015 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
«В удовлетворении иска Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Н. о признании распоряжения о предоставлении земельного участка в аренду и договора аренды земельного участка недействительными, признании отсутствующим зарегистрированного права, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения отказать».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 июля 2015 года.
Председательствующий
Судьи