ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9186/17 от 06.09.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Малешева Л.С. дело № 33-9186/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 сентября 2017 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Параскун Т.И.,

судей Довиденко Е.А., Бредихиной С.Г.,

при секретаре Сафронове Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО2 на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 08 июня 2017 года по делу

по иску ФИО2 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о признании незаконным снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете.

Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее – КЖКХ города Барнаула) о признании незаконным снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете.

В обоснование требований указала, что постановлением администрации Октябрьского района города Барнаула от 10.09.1998 №2299 семья ФИО3 в составе четырех человек: ФИО3 (заявитель), ФИО2 (супруга), ФИО4.(сын), ФИО5 (сын) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общую очередь и среди инвалидов. В 2010 году брак между ФИО2 и ФИО3 расторгнут.

ДД.ММ.ГГ из ответа КЖКХ города Барнаула истец узнала, что на учете нуждающихся в жилых помещениях в г.Барнауле она не состоит, поскольку в мае 2012 ФИО3 обращался в администрацию Октябрьского района города Барнаула с заявлением об изменении состава семьи в связи с расторжением брака. Кроме того, приказом КЖКХ города Барнаула от 04.12.2014 ФИО3 снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку реализовал свое право на улучшение жилищных условий. Каких-либо документов в подтверждение снятия ее с учета ФИО2 не получала.

В декабре 2016 ФИО2 обратилась в КЖКХ города Барнаула с заявлением о восстановлении ее на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий среди инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, в составе семьи: ФИО2, ФИО6.(дочь), ФИО7 (дочь), однако ей было отказано, что нарушает положения Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО2 просила суд признать незаконным снятие ее с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать ответчика восстановить ее в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и вставших на учет до ДД.ММ.ГГ, с первоначальной даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГ с составом семьи: ФИО2, ФИО6.(дочь), ФИО7 (дочь).

Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 08.06.2017 в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО2 просит решение суда отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в исковом заявлении. Дополнительно указывает, что ФИО2 законно была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГ, не утратила оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ей право на получение жилых помещений по договорам социального найма, в собственности жилья не имеет, что свидетельствует о необоснованном снятии ее с учета. Кроме того, в силу п. 6 ст.3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС в случае прекращения семейных отношений между гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе одной семьи, за бывшими членами семьи сохраняется право состоять на учете, если не утрачены основания, дающие право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Данные положения закона действовали на момент получения ФИО3 бюджетных средств для приобретения жилья. О том, что бывший супруг обращался с заявлением об изменении состава семьи и исключении ФИО2 из очереди, истцу известно не было.

В суде апелляционной инстанции истец ФИО2 настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, в ней изложенным, представитель ответчика КЖКХ города Барнаула ФИО1 в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР устанавливался перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР – перечень основания снятия граждан с такого учета.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28.12.1989 № 447 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Алтайском крае.

В настоящее время порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержден Законом Алтайского края от 09.12.2005 года № 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

Согласно части 2 статьи 3 указанного Закона Алтайского края, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений и городских округов.

В случае прекращения семейных отношений между гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе одной семьи, за бывшими членами семьи сохраняется право состоять на учете, если не утрачены основания, дающие право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Дата и время принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях бывших членов семьи гражданина, исключаемых из состава его семьи, соответствуют дате и времени постановки на учет в прежнем составе семьи (ч. 6 ст. 3 указанного Законом). Данная часть введена Законом Алтайского края от 07.12.2012 N 96-ЗС.

Как установлено судом, постановлением администрации Октябрьского района города Барнаула от 10.09.1998 № 32299 на основании заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГФИО3 с составом семьи из четырех человек: ФИО3 (заявитель), ФИО2 (супруга), ФИО4.(сын), ФИО5 (сын) приняты на учет по обеспечению жилой площадью на 2737 общую очередь, льготную среди инвалидов ***.

ДД.ММ.ГГ брак между ФИО2 и ФИО3 расторгнут.

ДД.ММ.ГГФИО3 в отдел по учету и распределению жилья администрации Октябрьского района города Барнаула подано заявление об изменении состава семьи в связи с расторжением брака со ФИО2, а также вступлением сына ФИО8 в брак и рождением внука.

Приказом КЖКХ города Барнаула от 04.12.2014 № 2425 ФИО3 в связи с получением бюджетных средств на приобретении (строительства) жилья снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан.

Из ответа КЖКХ города Барнаула от 13.07.2016 на обращение ФИО2 следует, что ФИО2 на учете не состоит. ФИО3 было подано заявление об изменении состава семьи в связи с расторжением брака, с заявлением о сохранении очереди за собой после расторжения брака ФИО9 не обращалась. В настоящее время ФИО3 снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В удовлетворении заявления ФИО2 о восстановлении на очереди в качестве нуждающейся в жилых помещениях КЖКХ города Барнаула отказано со ссылкой на то, что она снята с учета в мае 2012 года, а ч.6 ст. 3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС введена в действие в декабре 2012 года.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными правовыми нормами и установленными обстоятельствами, пришел к выводу, что ФИО2 на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, поскольку снята с данного учета на основании заявления ФИО3 об изменении состава семьи. При этом положения ч.6 ст. 3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС к спорным правоотношениям не применимы, поскольку как на момент расторжения брака со ФИО3, так и на момент его обращения с заявлением об изменении состава семьи указанная норма закона отсутствовала.

Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Закон Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС до декабря 2012 года не регулировал вопрос о том, продолжают ли оставаться на учете либо подлежат снятию с учета бывшие супруги в случае прекращения семейных отношений между ними, когда они были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе одной семьи.

Лишь Законом Алтайского края от 07.12.2012 N 96-ЗС статья 3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС была дополнена частью 6, предусматривающей сохранение за бывшими супругами права оставаться на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не утрачены основания, дающие право на получение жилых помещений по договорам социального найма. При этом дата и время принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях бывших членов семьи гражданина, исключаемых из состава его семьи, соответствуют дате и времени постановки на учет в прежнем составе семьи.

Таким образом, законодателем была устранена правовая неопределенность, имевшаяся в Законе Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС, что свидетельствует о необходимости ее применения и к спорным правоотношениям, возникшим до введения данной нормы в действие.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец ФИО2 была исключена из состава семьи ФИО3 и снята с учета нуждающихся в жилых помещениях до 28.12.2012. Ответчиком представлено только заявление ФИО3, содержащее просьбу изменить состав семьи, в том числе в связи с расторжением брака со ФИО2

Вместе с тем, в силу ч.1 ст. 11 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС граждане снимаются с учета по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Решение о снятии с учета принимается органом местного самоуправления, на основании решения которого гражданин был принят на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. В решении органа местного самоуправления должно быть указано основание снятия с учета, предусмотренное законодательством (ч.2).

Решение о снятии с учета выдается или направляется гражданину, в отношении которого оно принято, не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке (ч.3).

Из материалов учетного дела усматривается, что органу местного самоуправления было известно, что не только ФИО3, но и ФИО2 является инвалидом с детства, о чем свидетельствует справке ВТЭК от ДД.ММ.ГГ об установлении ей инвалидности бессрочно (л.д. 52 оборот). Таким образом истец не утратила статус инвалида.

Кроме того, в материалах дела отсутствует какое-либо решение уполномоченного органа местного самоуправления о снятии ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем вывод суда первой инстанции о снятии истца с учета и невозможности применения к спорным правоотношениям положений ч.6 ст.3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС не может быть признан обоснованным.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что ФИО2 подлежит восстановлению на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты и времени принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ее бывшего мужа ФИО3, то есть с ДД.ММ.ГГ.

Требование о признании незаконным снятия ФИО2 с учета, по сути, является основанием иска, а не самостоятельным требованием.

Не подлежит удовлетворению и требование о восстановлении на учете ФИО2 с составом двух ее дочерей ФИО6 и ФИО7, поскольку предметом спора по настоящему делу являлась законность снятия ФИО2 с учета в тот период, когда дочери в состав ее семьи включены не были.

Вместе с тем, ФИО2 не лишена возможности обратится в установленном законом порядке с соответствующим заявлением в уполномоченный орган об изменении состава семьи и включении в него своих дочерей.

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований истца, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований ФИО2

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу истца ФИО2 удовлетворить.

Решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 08 июня 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула восстановить ФИО2 списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и вставших на учет до 01.03.2005, с первоначальной даты постановки на учет с 10 сентября 1998 года.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>