Судья Камзалакова А.Ю.
Судья-докладчик Стефанков Д.В. № 33-9191/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2018 года город Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Ананиковой И.А.,
судей Першина В.И., Стефанкова Д.В.,
при секретаре Даудовой Л.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Иркутская электросетевая компания» о запрете включать в технические условия к договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям требования об установке устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности
по апелляционному представлению прокурора Свердловского района г. Иркутска на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 2 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Стефанкова Д.В., судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
установила:
обратившись в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Свердловского района г. Иркутска в обоснование заявленных требований указал, что по результатам рассмотрения обращений А. установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленным Правительством РФ. В соответствии с указанным законом, постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 утверждены: Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения). В соответствии с п/п. «в» п. 25(1) Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей – юридических и физических лиц должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, при этом в настоящее время определение устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности действующим законодательством не дано. Вместе с тем, в технические условия ОАО «Иркутская электросетевая компания» (далее ОАО «ИЭСК») закладываются конкретные требования к таким устройствам, а именно, то, что функция контроля величины максимальной мощности должна быть указана в заводском паспорте устройства (осуществление функции контроля путем ограничения подачи электроэнергии недопустимо), устройство должно обеспечивать возможность измерения потребляемой мощности в реальном времени с дистанционной передачей данных в сетевую организацию, либо должно иметь внутреннюю память с записью результатов измерений. В п/п. «в» п. 25 (1) Правил технологического присоединения предусмотрено, что в технических условиях для заявителей, в том числе, должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности. Вместе с тем, указанный пункт не содержит требований, что устройства релейной защиты и устройства, обеспечивающие контроль величины максимальной мощности должны устанавливаться в обязательном порядке. При этом, обязательность установки приборов учета регламентирована Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. В силу п. 16 Правил технологического присоединения договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе, должен содержать следующие существенные условия: а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон; е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение. При этом в соответствии с п. 17 Правил технологического присоединения, в целом плата за технологическое присоединение по договору с физическим лицом, в том числе при выполнении технических условий не должна превышать сумму 550 рублей. Вместе с тем, включение в технические условия обязанности заявителя физического лица установить устройство, обеспечивающее контроль величины максимальной мощности значительно повышает стоимость платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Таким образом, ОАО «ИЭСК» в нарушение действующего законодательства включает в технические условия к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключаемого с физическими лицами, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, требование об установке устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности.
На основании изложенного истец просил суд запретить ОАО «Иркутска электросетевая компания» при выдаче технических условий к договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключаемым с физическими лицами мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, включать в них требования об установке устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 2 августа 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда, прокурор Свердловского района г. Иркутска в апелляционном представлении просит его отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Обращает внимание на то, что в действующем законодательстве отсутствует определение понятия устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности, не определено, какие функции они должны выполнять. Судом не учтено приобщенное в ходе производства по делу письмо Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России от 8 июля 2016 года о том, что в соответствии с разделом 2 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2008 года № 400, Минэнерго России не вправе давать разъяснения законодательства РФ, практики его применения, а также оценку правомерности действий хозяйствующих субъектов и органов государственной власти. Указывая требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, ответчик фактически исполняет функции органов государственной власти. На практике сетевая организация, используя свое монопольное положение проводит модернизацию своей системы АСКУЭ за счет потребителя электрической энергии. Функции контроля величины максимальной мощности в приборах учета являются дополнительными.
В возражениях на апелляционное представление директор по развитию и технологическим присоединениям ОАО «ИЭСК» Вечканов Е.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее Правила технологического присоединения), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861.
Правила определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Положениями п/п. «в» п. 25(1) Правил технологического присоединения определено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных п.п. 12.1 и 14 настоящих Правил, наряду с иными сведениями должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
К заявителям, предусмотренным п. 14 Правил технологического присоединения, относятся физические лица, обратившиеся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Из изложенного следует, что, наличие в технических условиях требований к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности закреплено в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. Таким образом, указание в технических условиях для присоединения к электрическим сетям на то, что заявитель осуществляет установку устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности (данное устройство может быть выполнено в виде отдельного аппарата либо встроено в прибор учета электроэнергии) не противоречит действующим нормативным актам.
В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из имеющегося в материалах дела искового заявления, прокурор обратился с исковыми требованиями о запрете ОАО «ИЭСК» при выдаче технических условий к договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключаемых с физическими лицами, мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, включать в них требования об установке устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности.
Поскольку, как указывалось выше, возможность включать в технические условия требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности закреплено в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, принятых во исполнение ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», судебная коллегия приходит к выводу, что исковое требование прокурора не основано на законе и удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционного представления, в том числе об отсутствии определения понятия устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности, и выполняемых ими функциях, о непринятии судом во внимание письма Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России от 8 июля 2016 года, о модернизации ОАО «ИЭСК» своей системы АСКУЭ за счет потребителей не могут служить основанием к отмене в апелляционном порядке по существу правильного решения суда.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения апелляционного представления и отмены оспариваемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
определила:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 2 августа 2018 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Председательствующий: И.А. Ананикова
Судьи: В.И. Першин
Д.В. Стефанков