ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9201 от 23.11.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33-9201 В суде первой инстанции дело рассмотрел

судья Акимцов О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Жельнио Е.С.,

судей Моргунова Ю.В., Аноприенко К.В.,

при секретаре Ильчук Е.А.,

рассмотрела 23 ноября 2016 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского района Хабаровского края к федеральному государственному бюджетному учреждению «Заповедное Приамурье» о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о границах охранной зоны государственного природного заповедника «Большехехцирский», по апелляционной жалобе ФГБУ «Заповедное Приамурье» на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 сентября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., объяснения представителей ФГБУ «Заповедное Приамурье» ФИО1 и ФИО2, прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Хабаровского района Хабаровского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названным иском к ФГБУ «Заповедное Приамурье». В обоснование требований указано, что за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земли особо охраняемых природных территорий, входящие в состав государственного природного заповедника «Большехехцирский», расположенного в Хабаровском районе Хабаровского края (общей площадью 452 151 103 кв.м., кадастровый ). В соответствии с частью 10 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с нормами статьи 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и пунктом 6 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 года № 138. Также описание границ охранной зоны требуется в соответствии с подпунктами 17, 27 пункта 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 марта 2012 года № 69. Охранная зона государственного природного заповедника «Большехехцирский» шириной в 1 км от границ заповедника была установлена распоряжением Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся и Совета народного хозяйства Хабаровского экономического района от 31 января 1964 года № 76р. Сведения о границах заповедника внесены в государственный кадастр недвижимости, однако сведения о границах его охраной зоны в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что создает угрозу наступления неблагоприятных антропогенных воздействий на природный заповедник, приводит к невозможности осуществления контроля за соблюдением режима заповедника, создает условия нанесения экологического ущерба особо охраняемым природным территориям. Прокурор просил суд возложить на ФГБУ «Заповедное Приамурье» обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о границах охранной зоны государственного природного заповедника «Большехехцирский» в срок до 1 сентября 2017.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 сентября 2016 года на ФГБУ «Заповедное Приамурье» возложена обязанность в срок до 1 сентября 2017 года внести в государственный кадастр недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером с установленной охранной зоной государственного природного заповедника «Большехехцирский», в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Земельного кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе ФГБУ «Заповедное Приамурье» просит об отмене принятого по делу решения и отказе в удовлетворении иска. Полагают, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку учреждение не относится к субъектам, на которые возложена обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны. Такие работы могут быть выполнены ФГБУ «Заповедное Приамурье» при наделении полномочиями на их выполнение и необходимым финансированием со стороны собственника заповедника, полномочия которого осуществляет Минприроды России. Письмом Департамента государственной политики и регулирования в сфере окружающей среды Минприроды России доведено об объявлении 2-х летнего моратория на внесение изменений в сведения о границах и режиме охранных зон, созданных до введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ, в соответствии с которым создание названных охранных зон стало обязательным. ФГБУ «Заповедное Приамурье» направило на утверждение Минприроды России положение об охранной зоне государственного природного заповедника «Большехехцирский», после утверждения которого по решению собственника заповедника будет выполнена работа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны заповедника.

Выслушав объяснения представителей ответчика, прокурора, изучив имеющиеся доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит проверке по доводам апелляционной жалобы.

Из материалов гражданского дела следует, что распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 октября 1963 года № 4297-р был учрежден Большехехцирский государственный природный заповедник площадью 46 тыс. га.

Распоряжением Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся и Совета народного хозяйства Хабаровского экономического района от 31 января 1964 года № 76р создана охранная зона Большехехцирского государственного природного заповедника шириной в 1 км от границ заповедника, утверждено Положении об охранной зоне.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 1 июля 2003 года № 557 утверждено Положение о федеральном государственном учреждении «Большехехцирский государственный природный заповедник» (далее Положение).

Согласно пункту 5.2 Положения, земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, находящиеся на территории заповедника, предоставлены ФГУ «Большехехцирский государственный природный заповедник» в постоянное (бессрочное) пользование на правах, предусмотренных федеральными законами (л.д. 64).

Охранная зона, созданная распоряжением Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся и Совета народного хозяйства Хабаровского экономического района от 31 января 1964 года № 76р, относится к участкам, прилегающим к территории заповедника (пункт 3.2 Положения).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 апреля 2014 года № 191 ФГБУ «Государственный природный заповедник «Большехехцирский» (ранее ФГУ «Большехехцирский государственный природный заповедник») реорганизовано в форме слияния с ФГБУ «Национальный парк «Анюйский», ФГБУ «Государственный природный заповедник «Болоньский», в результате чего было образовано ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» (ФГБУ «Заповедное Приамурье») (л.д. 42).

Государственные природные заповедники включены в состав особо охраняемых природных территорий (пункт 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации государственный природный заповедник «Большехехцирский» находится в собственности Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Аналогичная норма содержится в пункте 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в котором также указано, что порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Из пункта 6 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138, следует, что сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Принимая решение о возложении на ФГБУ «Заповедное Приамурье» обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером с установленной охранной зоной государственного природного заповедника «Большехехцирский», суд первой инстанции исходил из приведенных положений законов, на которые сослался в мотивировочной и резолютивной части решения суда.

Судебная коллегия находит принятое по делу решение не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам права, устанавливающим обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранных зон особо охраняемых природных территорий.

Судом первой инстанции не учтено, что единая территория государственного природного заповедника «Большехехцирский» площадью 45 340 га состоит не из одного земельного участка, а включает два земельных участка с кадастровым номером (площадью 1 250 578 кв.м.) и с кадастровым номером (площадью 452 151 103 кв.м.).

Районный суд разрешил исковые требования прокурора только в части территории государственного природного заповедника «Большехехцирский» (земельного участка с кадастровым номером ) и, соответственно, части его охранной зоны.

Фактическая и юридическая возможность, а также необходимость внесения в государственный кадастр недвижимости сведений только о части границ охранной зоны государственного природного заповедника «Большехехцирский», прокурором не обоснована.

Требования о необходимости внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах всей охранной зоны государственного природного заповедника «Большехехцирский» прокурором в суд не предъявлялись.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит принятое по делу решение не соответствующим приведенным нормам закона, устанавливающим обязанность внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах всей охранной зоны, а не ее части.

Ранее действовавшие редакции пункта 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривали возможность создания охранных зон особо охраняемых природных территорий.

С вступлением в силу 30 декабря 2013 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в нормы указанных статей законов были внесены изменения, предусматривающие обязанность по созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий.

Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ предусмотрено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138 были утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, вступившие в силу с 4 марта 2015 года.

С указанной даты вступила в силу норма пункта 6 названных Правил об обязательности внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранных зон особо охраняемых природных территорий.

С даты создания в 1963 году Большехехцирского государственного природного заповедника состав его территории неоднократно изменялся. В этой связи происходили изменения границ охраной зоны, созданной в 1964 году, описание границ которой отсутствовало.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ в статью 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» была включена норма о том, что решения об установлении границ охранных зон государственных природных заповедников принимаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.

В соответствии с пунктом 5.15 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года № 1219, к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации отнесено принятие решений о создании охранных зон государственных природных заповедников и об установлении их границ.

В числе полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации также указаны принятие нормативного правового акта о порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (пункт 5.2.68 Положения о министерстве), ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 5.14 Положения о министерстве).

Из представленных в деле доказательств следует, что в соответствии с действующим законодательством границы охранной зоны государственного природного заповедника «Большехехцирский» Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не утверждены.

К компетенции ФГБУ «Заповедное Приамурье» не относятся полномочия по установлению и утверждению границ охранной зоны, внесению сведений о таких границах в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку ФГБУ «Заповедное Приамурье» находится в введении его учредителя – Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, последнее вправе наделить учреждение отдельными полномочиями в соответствии с Положением об учреждении, что следует из пунктов 1.3. 4.5 названного Положения (л.д. 63, 64).

Письмом Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (вх. от 29 мая 2015 года № 334) директорам ФГБУ, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, у которых отсутствуют охранные зоны, поручено обеспечить разработку и представление в Департамент материалов, в том числе каталог координат характерных точек границ охранной зоны, карту-схему охранной зоны, проект положения об охранной зоне и пр.

Для учреждений, государственные природные заповедники которых имеют охранные зоны, созданные до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ, Департамент объявил 2-х летний мораторий на внесение изменений в границы и режим соответствующих охранных зон (л.д. 120-121).

Установленные по делу обстоятельства подтверждают, что действующее законодательство не возлагает на ФГБУ «Заповедное Приамурье» обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охраной зоны государственного природного заповедника, управление которым осуществляет указанное государственное учреждение.

Ссылки в решении районного суда на подпункты 17, 27 пункта 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 марта 2012 года № 69, предусматривающих внесение в указанный государственный кадастр сведений об описании границ охранной зоны, не подтверждают наличие у ответчика такой обязанности, поскольку ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения отнесено к исключительной компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в ведении которого находится ФГБУ «Заповедное Приамурье», не давало этому учреждению поручений и не наделало соответствующими полномочиями на выполнение работ по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охраной зоны государственного природного заповедника «Большехехцирский».

Внесение указанных сведений в государственный кадастр недвижимости невозможно без установления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации границ охраной зоны государственного природного заповедника «Большехехцирский».

На основании чего судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии принятого по делу решения фактическим обстоятельствам по делу и нормам права, подлежащего применению при разрешении дела по существу.

В связи с чем такое решение подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении предъявленного прокурором иска.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 сентября 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Хабаровского района Хабаровского края к федеральному государственному бюджетному учреждению «Заповедное Приамурье» о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о границах охранной зоны государственного природного заповедника «Большехехцирский» – отменить, апелляционную жалобу ФГБУ «Заповедное Приамурье» – удовлетворить;

принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Хабаровского района Хабаровского края к федеральному государственному бюджетному учреждению «Заповедное Приамурье» о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о границах охранной зоны государственного природного заповедника «Большехехцирский» – отказать;

апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу.

Председательствующий Жельнио Е.С.

Судьи Моргунов Ю.В.

Аноприенко К.В.