ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-920/19ПО от 27.03.2019 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Доржиева С.Л.

Дело № 33-920/2019 поступило <...> года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 марта 2019 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Васильевой С.Д., Вольной Е.Ю., при секретаре Шойжинимаевой Б.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воронина Д.Г. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения по апелляционной жалобе представителя истца Воронина Д.Г. по доверенности Дьяченко М.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 14 декабря 2018 года, которым постановлено:

Исковые требования Воронина Д.Г. к МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ» о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, обязании произвести определенные действия оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., пояснения представителя истца Дьяченко М.В., представителя ответчика Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Пешняевой А.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд, Воронин Д.Г. просил признать незаконным распоряжение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов от <...><...>; обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Требования мотивированы тем, что <...> года Ворониным Д.Г. подано заявление о предоставлении земельного участка, расположенного в г<...>, в собственность бесплатно. Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ принято распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка от <...><...> на основании которого истец обратился к кадастровым инженерам для образования испрашиваемого земельного участка. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет. <...>. истец подал заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №<...> в собственность без проведения торгов. Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ отказал в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно на основании п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, указав, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Считает распоряжение от <...><...> незаконным. Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, приняв решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, исключил все возможные основания для отказа, предусмотренные п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ. Документов, подтверждающих вывод ответчика о том, что на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект индивидуального жилищного строительства, представлено не было. До принятия решения о предварительном согласовании специалисты Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ производили выезд на объект, где было определено нахождение на земельном участке жилого дома, соответствующего документам, представленным истцом (технический паспорт на жилой дом от 12.11.2009). На публичной кадастровой карте видно, что на испрашиваемом участке находится объект индивидуального жилищного строительства. Для определения более точного расположения жилого дома по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером <...>, произведен выезд кадастрового инженера, которым сделан вывод, что жилой дом находится в границах земельного участка с кадастровым номером №<...>. Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что истец имеет право на приобретение указанного земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с п. «д» ч.1ст.1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 №115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».

В ходе судебного разбирательства представитель истца, уточнив исковые требования, просил обязать ответчика устранить нарушение прав и законных интересов Воронина Д.Г. путем вынесения распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <...> в рамках п. «д» ч.1 ст.1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 №115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».

Истец Воронин Д.Г., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Дьяченко М.В. исковые требования с учетом уточнений поддержал.

Представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Пешняева А.С. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что для предоставления земельного участка в собственность бесплатно необходимо доказать факт использования земельного участка до 31.12.2010 года, чего истцом сделано не было. В связи с чем распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка было правомерно отменено, что является основаниям для снятия земельного участка с кадастрового учета. Фактическое использование земельного участка истцом не доказано, что подтверждается фотоснимками, земельный участок является заброшенным, на нем имеются лишь разрушенные строения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца Дьяченко М.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что в соответствии с п.1, 2 ст.1.2.1 Закона Республики Бурятия №115-III определен порядок предоставления земельных участков по основаниям, установленным п. «д» ч.1 ст.1 названного Закона РБ, а также утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению. В соответствии с п.3 ст.1.2.1 указанного Закона РБ определен перечень дополнительных документов и сведений, прилагаемых к документам, указанным в ч.2 названной статьи, подтверждающих фактическое пользование земельным участком и создание на нем жилого дома до 31 декабря 2010 года, в котором отсутствует информация об использовании сведений из геоинформационной системы Гугл Планета Земля. Единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка является отсутствие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, иных оснований данный закон не предусматривает. На момент обращения в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ у истца данное распоряжение было. Кроме того, из сведений фрагментов карт геоинформационной системы Гугл Планета Земля, предоставленных в материалы дела, можно увидеть, что с <...> года по <...> год на испрашиваемом земельном участке находится объект индивидуального строительства. Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ не было представлено ни одного доказательства, подтверждающего отсутствие на спорном земельном участке жилого дома, построенного до 31 декабря 2010 года. Считает выводы суда об использовании земельного участка не по целевому назначению необоснованными. Факт возведения жилого дома на земельном участке подтверждается техническим паспортом на жилой дом от <...>. Истцом доказан факт пользования земельным участком и создания на нем жилого дома до 31.12.2010 года. Судом также дана неверная оценка доказательствам, представленных истцом в материалы дела, а именно товарным чекам, квитанциям к приходным кассовым ордерам, письму ОАО <...> от <...>., которые подтверждают фактическое использование истцом земельного участка. Считает также ошибочным и необоснованным принятие судом доводов ответчика о необходимости критической оценки сведений, содержащихся в техническом паспорте БТИ от <...>. на жилой дом. Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ не представил доказательств того, что все объекты, прошедшие технический учет (или) техническую инвентаризацию до 01.04.2012 года на территории Республики Бурятия, были внесены в ЕГРН. Судом не был сделан запрос в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Бурятия» с целью определения, на основании каких документов объект был учтен в ЕГРН, не привлечены органы, осуществляющие кадастровый учет, для разъяснения действия Закона №221-ФЗ. Технический паспорт на жилой дом от 12.11.2009г. никем не оспорен, является действительным и достоверным. Пункт 1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ и пункт «д» ч.1 ст.1 Закона РБ №115-III не наделяют Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ правом отменить распоряжение №ПС-39 от 19.01.2018г. «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов». Считает, что законность и оценка принятого распоряжения №ПС-39 должна была определяться в судебном разбирательстве по данному делу. Указывает, что суд вышел за пределы своих полномочий, необоснованно выяснял целевое использование земельного участка. Обязав предоставить доказательства фактического пользования земельным участком, не дал им объективную оценку.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Дьяченко М.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Пешняева А.С. полагала, что оснований для отмены решения суда не имеется.

В судебное заседание истец Воронин Д.Г., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав мнение участников судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктом 2 ст.15 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или постоянное (бессрочное) пользование (п.1 ч.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ).

Согласно п.7 ст.39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

Согласно п. «д» ч.1 ст.1 Закона Республики Бурятия от 16 октября 2002 года №115-Ш «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся в населенных пунктах вне зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных ст.1.2.1 настоящего Закона.

При этом, если жилые дома созданы после вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года №1305-I «О собственности в СССР» и до 31 декабря 2010 года, земельные участки бесплатно предоставляются в случае отсутствия у гражданина зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них.

Разрешая спор и приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило отсутствие объекта недвижимости на земельном участке на дату 31.12.2010 года согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра геоинформационной системы Гугл Планета Земля, доказательств в обоснование своих доводов о том, что жилой дом возведен на спорном земельном участке до 31.12.2010 года, и земельный участок фактически используется в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Воронин Д.Г. обратился в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на основании ст.1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002г. №115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».

Распоряжением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ от №<...> от <...> года предварительно согласовано предоставление Воронину Д.Г. в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью <...> кв.м., условный номер <...>, утверждена схема расположения земельного участка.

Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер <...>.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ №<...> от <...> года вышеуказанное распоряжение «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов» №<...> от <...>. отменено, основанием к принятому решению явилось то, что согласно сведениям геоинформационной системы Гугл Планета Земля по состоянию на 31.12.2010 года на испрашиваемом земельном участке отсутствовал объект индивидуального жилищного строительства.

Из материалов дела следует, что указанное распоряжение Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ об отмене распоряжения «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не отменено и не признано недействительным.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ №<...> от <...> года Воронину Д.Г. отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...>, без проведения торгов на основании п.1 ст.39.16 Земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; на основании п. «д» ч.1 ст.1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 №115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности». В обоснование отказа указано, что в рамках приведенного Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 №115-III предусмотрено предоставление земельных участков с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31.12.2010г. (п. «д» ч.1 ст.1). Согласно сведениям Публичной кадастровой карты Росреестра геоинформационной системы Гугл Планета Земля на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект индивидуального жилищного строительства. Отсутствие объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Суд первой инстанции, правильно применив нормы материального и процессуального права, установив обстоятельства дела, оценив все представленные доказательства в совокупности в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует требованиям закона, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Доводы жалобы о невозможности использования сведений из Публичной кадастровой карты Росреестра геоинформационной системы Гугл Планета Земля при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность судебной коллегией признаются несостоятельными.

В силу ч.1 ст.7 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Частью 1 ст.5 названного Федерального закона предусмотрено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

В силу положения ст.31 Закона РФ от 20.08.1993г. №6553-1 «О космической деятельности» в целях эффективного использования данных, получаемых с космических аппаратов, созданных за счет средств федерального бюджета (далее – государственные космические аппараты), а также данных, получаемых с космических аппаратов, созданных за счет средств физических и юридических лиц и не относящихся к государственным космическим аппаратам (далее – негосударственные космические аппараты) и закупаемых за счет средств федерального бюджета, Российская Федерация обеспечивает создание и ведение федерального фонда данных.

Информация, содержащаяся в федеральном фонде данных, является государственным информационным ресурсом.

Данными дистанционного зондирования Земли из космоса являются первичные данные, получаемые непосредственно с помощью аппаратуры дистанционного зондирования Земли, установленной на борту космического аппарата и передаваемые или доставляемые на Землю из космоса посредством электромагнитных сигналов, фотопленки, магнитной ленты или какими-либо другими способами, а также материалы, полученные в результате обработки первичных данных, осуществляемой в целях обеспечения возможности их использования.

Копия данных, получаемых с негосударственных космических аппаратов должны передаваться в федеральный фонд данных федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им бюджетными и казенными учреждениями, осуществляющими закупку указанных данных, за исключением федерального органа исполнительной власти в области обороны, подведомственных ему бюджетных и казенных учреждений, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, подведомственных ему казенных учреждений.

Обсуждая доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исследовал представленные фотографические изображения изображений системы Гугл Планета Земля, из которых усматривается отсутствие на дату 31.12.2010г. пригодного для проживания жилого дома на испрашиваемом земельном участке.

При этом достоверных доказательств, подтверждающих возведение жилого дома на испрашиваемом земельном участке до 31.12.2010 г. и фактическое пользование данным земельным участком, истцом вопреки требованиям ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.

Товарные чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, письмо ОАО <...> от <...>. такими доказательствами не являются, в связи с чем районный суд обоснованно дал им критическую оценку, надлежащим образом мотивировав свои выводы.

Так, из ответа ОАО <...> видно, что Воронину Д.Г. дано лишь разъяснение, какие документы необходимы для подключения электрической энергии, в связи с чем данный ответ, равно как товарные чеки о приобретении и доставке дров, факт пользования спорным земельным участком и возведения на нем в <...> году жилого дома не подтверждает.

: К нам поступило обращение Воронина в рамках административной процедуры по оформлению земельного участка под самовольно возведенным домом в рамках Закона Республики Бурятия № 115. Им был представлен технический паспорт, согласно которому имеется постройка, возведенная в <...> г. Мы смотрим на общедоступной карте, подтверждается ли наличие жилого дома и факт пользования земельным участком.

Как следует из пояснений специалиста - начальника отдела распоряжения и предоставления земельных участков Ц.. на картах <...>, <...> г. отсутствует пригодная для жилья постройка.

Представленный суду технический паспорт по состоянию на <...>. на указанный жилой дом, судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание.

В соответствии со ст.43 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет объектов капитального строительства осуществляется с 1 января 2013 года на всей территории Российской Федерации с учетом переходного периода применения Федерального закона.

До указанной даты государственный учет объектов недвижимости осуществляется органом технической инвентаризации (далее – ОТИ) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000г. №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (утратил силу с 01.01.2013г.).

Частью 3 ст.45 Закона №221-ФЗ (в ред. до 31.12.2010г.) было установлено, что в срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона №221-ФЗ или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона №221-ФЗ особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Для реализации данного положения с ОТИ был заключен государственный контракт от 30.09.2010г. №120-Д «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году», согласно которому ОТИ обеспечил передачу в ФГБУ «ФКП Росреестра» копий технических паспортов всех объектов недвижимости, имевшихся в архиве ОТИ в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011г. №1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектов недвижимости».

В Республике Бурятия переходный период был установлен до 01.04.2012 года, согласно п.2 порядка, утвержденного приказом минэкономразвития РФ от 14.10.2011г. №577 «О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства». С указанной даты в субъекте осуществляется государственный кадастровый учет объектов недвижимости.

Таким образом, объекты недвижимости, прошедшие технический учет и (или) техническую инвентаризацию до 01.04.2012г. должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости с присвоением им кадастровых номеров.

Спорный объект недвижимости учтен в ЕГРН лишь 17.10.2017 года.

Данное обстоятельство указывает на то, что технический паспорт указанного объекта недвижимости не был передан в орган кадастрового учета в рамках реализации государственного контракта от <...>. №<...>, что свидетельствует об отсутствии технического паспорта в ОТИ по состоянию на <...>.

Ссылки на ответ Управления Росреестра по Республике Бурятия от <...> г. не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены решения суда, поскольку в установленные законом сроки технический паспорт на жилой дом не направлен и в ЕГРН учтен не был.

Оснований для привлечения к участию в деле органов, осуществляющих кадастровый учет, не имелось, поскольку предметом судебной проверки являлась законность распоряжения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.

Доводы о том, что судом должна была проверяться законность распоряжения № <...>, подлежат отклонению, поскольку на момент разрешения спора данное распоряжение отменено, и, как обоснованно указал в решении суд первой инстанции, распоряжение КУИиЗ № <...> от <...> г. истцом не оспорено, не отменено, имеет юридическую силу.

Поскольку не имеется доказательств возведения Ворониным жилого дома на испрашиваемом земельном участке до 31.12.2010г., земельный участок не мог быть предоставлен в собственность в соответствии с п.«д» ч.1 ст.1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002г. №115-III.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска является правильным.

Правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено, в апелляционной жалобе не содержится. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 14 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: