ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-920/2017 от 31.01.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Мартынова Н.А. Дело № 33-920/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2017 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Явкиной М.А.

судей Сачкова А.Н., Храмцовой В.А.,

при секретаре Сафронове Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков - Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края, Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 31 октября 2016 года

по иску ФИО1 к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите о возложении обязанности включить в дополнительный список на предоставление материальной помощи на неотложные нужды и взыскании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией,

Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения.

В обоснование указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. Она зарегистрирована в указанном жилом доме и фактически проживает в нем.

В мае-июне 2014 года на территории Усть-Пристанского района Алтайского края в результате паводка возникла чрезвычайная ситуация. Её жилой дом в <адрес> попал в зону затопления. В результате паводка: был полностью затоплен огород, подполье дома, надворные постройки: сарай, баня. Однако администрация <адрес> не включила её в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи на неотложные нужды в размере <данные изъяты>

Поскольку отказ во включении истца в списки на получение единовременной материальной помощи нарушает её права и законные интересы, просит суд обязать администрацию Усть-Пристанского района включить её в список граждан пострадавших следствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка на территории Усть-Пристанского района Алтайского края в мае-июне 2014 г., для предоставления финансовой помощи за счет средств бюджета Алтайского края.

Взыскать с Главтрудсоцзащиты и Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району материальную помощь из средств краевого бюджета в размере <данные изъяты> и судебные расходы в размере <данные изъяты>

Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 31 октября 2016 года исковые требования удовлетворены частично.

Взыскана с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края в пользу ФИО1 единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> за счет средств бюджета Алтайского края.

Взысканы с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты> и расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

В удовлетворении требований ФИО1 о возложении на администрацию Усть-Пристанского района Алтайского края обязанности по включению в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка на территории Усть-Пристанского района Алтайского края в мае-июне 2014 г. для предоставления единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края отказано.

В апелляционной жалобе ответчик - Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите просит решение суда отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обосновании доводов ссылается на то, что устанавливая такую меру социальной поддержки как материальная помощь за счет средств краевого бюджета, Алтайский край самостоятельно определил условия ее предоставления, поэтому не связан с нормами федерального законодательства. Однако, суд не применил действующие на территории края Правила и Порядок предоставления материальной помощи малоимущим гражданам, и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Суд не учел, что в силу указанных актов гражданин обязан представить суду документы, подтверждающие, что он не может самостоятельно преодолеть трудную для него жизненную ситуацию – паводок. Истец указанную обязанность не выполнил, такие доказательства ответчику не предоставил, как не представил и доказательств наличия у него неотложных нужд, связанных с паводком. Основанием для отказа заявителю в предоставлении материальной помощи является также отсутствие средств краевого бюджета на финансирование указанных расходов в текущем финансовом году. Кроме того, материальная помощь истцу уже была оказана. Ей произведена выплата в размере <данные изъяты> за счет федеральных средств. Таким образом, оснований полагать, что на неотложные нужды истцу необходимо более <данные изъяты> у органов местного самоуправления и управления социальной защиты населения не было. Не было оснований для данного вывода и у суда, поскольку истцом не представлено доказательств недостаточности данной суммы на причиненный ущерб, который состоял в затоплении подполья жилого дома.

В апелляционной жалобе ответчик - Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что предоставление краевой материальной помощи регулируется Правилами предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденными постановлением от 05.10.2007 № 466 и Порядком рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденным приказом Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 №187. Решение о предоставлении материальной помощи принимается комиссионно с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств. Основанием для предоставления материальной помощи является заявление гражданина с приложением определенных Порядком документов. Поскольку, паводок произошел в мае-июне 2014 г., неотложные нужды могли возникнуть именно в тот период. Также гражданину может быть отказано в предоставлении материальной помощи в связи с отсутствием средств краевого бюджета (п.20 Порядка). Истец доказательств невозможности самостоятельного преодоления трудной жизненной ситуации суду не предоставила, как не представила и доказательств наличия у нее неотложных нужд, связанных с паводком. Материальная помощь истцу уже была оказана в размере <данные изъяты> за счет федеральных средств. Полагает, что оснований для удовлетворения иска не имелось.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. «г») оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п. «д») оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Во исполнение данного постановления, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 N 994 постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 № 270 утвержден Порядок выплаты гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах Алтайского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

Пунктами 2.1, 2.2 указанного Порядка предусмотрено, что получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации. Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией.

Кроме указанных выплат из федерального бюджета (единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости <данные изъяты> распоряжением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года, предусмотрено выделение средств на оказание единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.

На основании распоряжения Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** приказом начальника ФИО2 от ДД.ММ.ГГ Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении были наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка, на неотложные нужды в пределах <данные изъяты> на каждое домовладение на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставленных администрацией района и органами МЧС.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрирована по месту жительства и фактически проживала на момент паводка май-июнь 2014 г. и проживает в настоящее время по указанному адресу.

В июне 2014 года <адрес> Алтайского края, в том числе жилой <адрес>, попал в зону затопления в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.

ФИО1 была включена в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета, на основании Порядка осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** (далее – Порядок ***), и получила указанные денежные средства, что сторонами не оспаривалось.

Вместе с тем, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета Алтайского края в размере <данные изъяты> на домовладение, ФИО1 не была произведена.

Принимая решение об удовлетворении иска в части, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, в том числе справку администрации Чеканихинского сельсовета о поддоплении жилого дома истицы в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежащий истцу дом пострадал в результате паводка в мае-июне 2014 года, что свидетельствует о наличии оснований для отнесения истца к категории граждан, пострадавших от паводка и имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> на домовладение за счет средств краевого бюджета.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела и правильном применении норм материального права.

Вопреки доводам жалобы ответчиков, факт причинения ущерба домовладению истцом нашел свое подтверждение при рассмотрении дела надлежащими и допустимыми доказательства, которым судом дана надлежащая оценка в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ, оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.

Оспаривая выводы суда первой инстанции в части обоснованности признания за истцом права на выплату из краевого бюджета по причине недоказанности нахождения истца в трудной жизненной ситуации, ответчики в жалобах ссылаются на приказ Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 № 187 «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи» и постановление Администрации Алтайского края от 05.10.2007 № 466 «Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации».

Ссылка ответчиков на указанные правовые акты судебной коллегией признается несостоятельной в силу того, что распоряжение Администрации Алтайского края от 01.06.2014 №187-р, являющееся основанием направления средств резервного фонда Администрации Алтайского края на оказание единовременной помощи в связи с паводком в мае-июне 2014 года, не содержит указания на порядок предоставления такой материальной помощи, круг лиц в целях предоставления единовременной материальной помощи в распоряжении определен как граждане, пострадавшие от паводка в мае-июне 2014 года.

Правила и Порядок предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, регулируют иные отношения.

Таким образом, нормативным правовым актом, определяющим порядок формирования списков пострадавших граждан в результате паводка в мае-июне 2014 года, является Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденный постановлением Администрации края от 10.06.2014 № 270.

Различием в формировании списков (структуре, наименовании) для выплаты из резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Алтайского края является указание в последнем случае на краевой бюджет как источник финансирования.

Списки пострадавших граждан являются основанием для последующего рассмотрения органом социальной защиты населения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.

Иного порядка формирования списков для получения выплаты из резервного фонда краевого бюджета (включая наделение органов местного самоуправления правом оценки трудной жизненной ситуации каждого проживающего в зоне затопления при формировании списков) ни органы государственной власти Алтайского края, ни органы местного самоуправления не предусмотрели.

Кроме того, Федеральный закон от 21.12.1994 N68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не содержит такого основания для осуществления единовременных денежных выплат в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера как трудная жизненная ситуация. Не упомянута трудная жизненная ситуация и в распоряжении Администрации Алтайского края от 01.06.2014 № 187-р.

При таких обстоятельствах оснований для применения, указываемых в жалобах нормативно-правовых актов у суда не имелось.

Доводы жалоб ответчиков об отсутствии оснований для получения спорной выплаты, в связи с получением истцом материальной помощи в размере <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета, судебной коллегией отклоняется, поскольку предусмотренная единовременная выплата являлась дополнительной по решению субъекта Российской Федерации.

Иных доводов, влияющих на законность решения суда, жалобы не содержат в связи с чем, оснований для их удовлетворения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционные жалобы ответчиков - Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края, Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 31 октября 2016 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи