ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-921 от 31.10.2018 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Ередеева А.В. дело № 33-921

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 октября 2018 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Солоповой И.В., Шинжиной С.А.,

при секретаре – Абашкиной А.Ф.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 05 сентября 2018 года, которым

оставлены без удовлетворения исковые требования ФИО1 к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Майминского района» о возложении обязанности включить ФИО1 в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, возложении обязанности на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить ФИО1 из специализированного жилого фонда Республики Алтай по договору найма специализированного жилого помещения изолированное помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, с учетом нормы представления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО «Майминский район» Республики Алтай.

Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к БУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района» о включении в список детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о предоставлении из специализированного жилищного фонда Республики Алтай по договору найма специализированного жилого помещения изолированное помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, с учетом нормы представления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО «Майминский район» Республики Алтай, ссылаясь на следующее. Истец является сиротой и согласно распоряжению Майминской сельской администрации от <дата>, ее опекуном назначена ФИО2 В 2011 году ФИО1 обратилась в Администрацию Майминского района с заявлением о включении ее в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В последующем истице стало известно, что действия по постановке на учет как сироты не произведены, ответ об отказе не был направлен. 12 декабря 2017 года ФИО1 направила заявление в адрес ответчика о предоставлении информации о том, рассмотрено ли ее заявление и включена ли она в соответствующий список. Из ответа следовало, что ФИО2 как опекун ФИО1 была включена в льготный список «Сироты» на основании постановления администрации Майминского района от <дата> и последней была выдана субсидия в размере <данные изъяты> для строительства пристройки к жилому дому, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 35, 2 кв.м. 03 апреля 2018 года ФИО1 обратилась с заявлением к ответчику о постановке на жилищный учет, в постановке было отказано, поскольку ее возраст превысил 23 года. Собственного жилого помещения истец не имеет, ее права как ребенка - сироты нарушены. Ввиду того, что право по обеспечению жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений до настоящего времени ФИО1 не реализовано, истец обратилась в суд с иском о восстановлении нарушенного права.

Суд вынес вышеизложенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ФИО1 В обоснование жалобы указывает, что администрацией МО «Майминский район» и БУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района» по настоящее время действия по включению ФИО1 в список на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не произведены. В соответствии со списком № 5 очередников на улучшение жилищных условий по списку «сироты» МО «Майминский район» была включена ФИО2 – опекун. Указана дата постановки на учет – 22.09.1997 года. Сведений о включении ФИО1 в указанный список отсутствуют. Данный факт подтверждается ответом БУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района» от <дата> Доводы, приведенные БУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района» в части выделения в 2004 году денежных средств для реконструкции принадлежащего опекуну ФИО1 жилого дома, не являются основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод истца в части обеспечения ее жилым помещением. ФИО2 получила безвозмездную субсидию на строительство жилого помещения как многодетная мать. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФИО2 было рекомендовано, как опекуну, выделить долю или оформить указанную пристройку в пользу опекаемых. Полагает, что суд постановил противоречивое решение, в одной части указал о реализации прав истца, путем получения опекуном субсидии как многодетной семьей, в другой – о несвоевременном обращении в соответствующие органы за реализацией своего права.

Изучив материалы дела, заслушав ФИО1, ее представителя ФИО3, полагавших решение суда подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Алтай, защиты и реализации их жилищных прав в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяется Законом Республики Алтай от 26 марта 2013 года № 12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай».

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь п. 5 Порядка предоставления детям – сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и лицам из их числа вставшими на учет в возрасте до 23 лет, безвозмездной субсидии на приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 08 октября 2002 года № 277, в соответствии с которым, лицам, получившим субсидию в соответствии с настоящим Положением, иные формы льготного финансирования (кредитования) строительства или приобретения жилья не предоставляются, исходил из того, что ФИО2 как опекун истца воспользовалась правом на получение субсидии. Кроме того, ФИО1 с момента приобретения полной дееспособности знала о приобретении прав на жилое помещение по адресу: <адрес> за опекуном ФИО2, в том числе путем использования безвозмездной субсидии, истец входила в состав семьи опекуна, а соответственно до достижения 23 лет должна была достоверно знать об отсутствии ее в льготной категории по списку «Сироты», имеющих право на приобретение жилого помещения. Уважительных причин, препятствующих своевременно до достижения 23 - летнего возраста, обратиться с заявлением о признании нуждающейся, и включении в список на обеспечение жилым помещением, суду не приведено.

Однако с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, распоряжением Майминской сельской администрации от 10 апреля 1997 года № 66 ФИО2 была назначена опекуном над несовершеннолетними племянниками: ФИО1, <дата>, Ю.А.С.<дата>

На основании заявления ФИО2 и решения жилищной комиссии №9 от 16.09.1997 года постановлением администрации Майминского района от 22.09.1997 года № 321 ФИО2 поставлена на очередь по списку № 5 – многодетная семья, общая очередь, состав семьи 7 человек.

Постановлением администрации Майминского района от 28 марта 2002 года № 250 на основании протокола жилищной комиссии № 5 от 21 марта 2002 года ФИО2, как многодетной семье - состав семьи 6 человек, выдан ордер № 78 о передаче жилого помещения, общей площадью 35,2 кв.м., по адресу: <адрес>

Согласно ордеру в состав семьи входили ФИО2, С.И.А.С.М.А.С.М.А. а также опекаемые: Ю.А.С. и ФИО1

В списке № 5 очередников на улучшение жилищных условий по списку «Сироты» под № 1 указана опекун ФИО2 При этом ФИО1, как и Ю.А.С. в данном списке не значатся.

Решением жилищной комиссии Майминского района от 15.10.2004 года ФИО2 предоставлена безвозмездная субсидия по списку «Сироты».

В 2005 году ФИО2 выдано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии в размере <данные изъяты> для строительства жилья.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано за ФИО2 11.02.2013 года. Документами-основаниями для регистрации права указаны: кадастровый паспорт здания от 20.11.2012 года и договор аренды земельного участка от 23.01.2013 года.

Из пояснений представителя БУ РА «Управление социальной поддержки населения» ФИО4 в суде первой инстанции следует, что денежные средства в сумме <данные изъяты> предоставлялись ФИО2 на улучшение жилищных условий как многодетной семье (л.д.129).

Третье лицо ФИО2 также пояснила суду, что субсидия на строительство была предоставлена на улучшение жилищных условий как многодетной семье (л.д.131).

28.11.2017 года ФИО1 обратилась к главе администрации МО «Майминский район» с заявлением, указав, что ранее ею направлялось заявление в администрацию о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В связи с этим, просит предоставить информацию, рассмотрено ли вышеуказанное заявление, включена ли она в соответствующий список.

Письмом главы администрации МО «Майминский район» от 14.12.2017 года ФИО1 сообщено, что в архиве отдела жилищной политики имеется ее заявление о возврате справок на постановку на очередь в связи с отказом от 23.04.2012 года, более никаких заявлений не поступало. С 01.01.2013 года полномочия по формированию и ведению учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы от администрации района к БУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района».

Однако указанное заявление ФИО1 ни архивным отделом, ни администрацией района в соответствии с направленными запросами суда первой и апелляционной инстанции не было представлено.

21 декабря 2017 года ФИО5 обратилась в БУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района» с заявлением, указав, что ранее обращалась с заявлением в администрацию Майминского района о включении ее в список детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещением. Однако жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено. В связи с этим, просит предоставить информацию о включении ее в соответствующий список.

В связи с поступившим заявлением учреждением был направлен запрос в администрацию района.

Из письменного ответа главы администрации Майминского района в адрес БУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района» следует, что в 2011 году ФИО1 обращалась в жилищную комиссию администрации МО «Майминский район» о признании ее нуждающейся и включении в льготный список «Сироты». Жилищной комиссией было отказано в признании ФИО1 нуждающейся и включении в льготный список «Сироты», поскольку она и ее брат ФИО6 реализовали свое право как сироты в связи получением опекуном ФИО2, безвозмездной субсидии в соответствии с Порядком предоставления детям – сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и лицам из их числа вставшими на учет в возрасте до 23 лет, безвозмездной субсидии на приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 08 октября 2002 года № 277, пп.4 п. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Письмом БУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района» от 01 марта 2018 года ФИО1 сообщено, что на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении истец не состоит. Документы о включении ее в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в 2013 году администрацией района не передавались. Решением жилищной комиссии №10 от 15.10.2004 г. ее опекуну были выделены денежные средства для строительства пристройки к жилому дому, в котором она проживала и была вписана в ордер. Исходя из вышеизложенного, она была снята из списка на предоставление жилья.

03 апреля 2018 года ФИО1 вновь обратилась к БУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района» с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Письмом от 11 апреля 2018 года БУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района» ФИО1 отказано во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Майминского района, в связи с достижением 23 лет.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о том, что уважительных причин, препятствующих своевременно до достижения 23 - летнего возраста, обратиться с заявлением о признании нуждающейся, и включении в список на обеспечение жилым помещением, ФИО1 суду не приведено, необоснованным, противоречащим материалам дела. Так, письмом главы администрации района от 24.01.2018 года подтверждается пояснения истца об ее обращении в 2011 г. в администрацию района с заявлением о признании ее нуждающейся и включении в льготный список «Сироты». Более того, из указанного письма следует, что жилищной комиссией было отказано в признании ФИО1 нуждающейся и включении в льготный список «Сироты», поскольку она и ее брат Ю.А.С. реализовали свое право как сироты в связи получением опекуном ФИО2 безвозмездной субсидии.

Таким образом, причиной несвоевременной постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении послужил отказ органа местного самоуправления в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с исполнением им обязанности по предоставлению жилого помещения.

Вместе с тем, отказ органа местного самоуправления истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным ввиду следующего.

Согласно абз. 2 п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 10.01.2003 г.), при отсутствии необходимого жилого фонда детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

П.1 Порядка предоставления детям – сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и лицам из их числа вставшими на учет в возрасте до 23 лет, безвозмездной субсидии на приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 08 октября 2002 года № 277 (в ред. от 07.04.2003 г. №83), также предусмотривалось предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья (далее субсидия) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и лицам из их числа, вставшими на учет в возрасте до 23 лет, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в администрациях г. Горно-Алтайска и районах Республики Алтай.

Таким образом, как федеральным, так и региональным законодательством предусматривалось предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В данном же случае, безвозмездная субсидия была предоставлена опекуну ФИО2 на строительство пристройки к жилому дому, предоставленному ей как многодетной семье, который в последующем был оформлен в собственность ФИО2 Соответственно, правовых оснований считать, что органом местного самоуправления надлежащим образом исполнена обязанность по предоставлению жилого помещения ребенку, оставшемуся без попечения родителей, и истец реализовал свое право на получение жилья, не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая, что факт обращения истца до достижения им возраста 23 лет в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении подтверждается материалами дела, несвоевременная постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении была вызвана незаконным отказом органа местного самоуправления в постановке на учет, жилое помещение за истцом не закреплялось, истец не является ни собственником жилых помещений, ни нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истца у суда первой инстанции не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 05 сентября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Майминского района», Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай удовлетворить.

Возложить на Бюджетное учреждение Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Майминского района» обязанность включить ФИО1 в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.

Возложить на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обязанность предоставить ФИО1 из специализированного жилого фонда Республики Алтай по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, с учетом нормы представления площади жилого помещения по договору социального найма, на территории МО «Майминский район» Республики Алтай.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи И.В. Солопова

С.А. Шинжина