ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9212/13 от 24.06.2013 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-9212/13

Судья: Павлова Е.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Бакуменко Т.Н.

судей

Ильичевой Е.В., Селезневой Е.Н.

при секретаре

Осетровой Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июня 2013 года апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии №..., Родионова С. А. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2013 года по делу №2-111/13 по заявлению Федорова М. Г., Родионова С. А. о признании незаконными действий (бездействия) Территориальной избирательной комиссии №... и Федерального Государственного казенного Учреждения «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области»

Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения заявителя Федорова М.Г., представителя Федорова М.Г. – Сухих Д.Н., представителя заявителя Родионова С.А. – Сухих Д.Н., представителя заинтересованного лица ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – Румянцеву О.А., представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии №... – Гостищеву Т.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федоров М.Г., Родионов С.А. обратились в суд с заявлением, в котором просили суд признать незаконным отказ сотрудников Кировского РУВД и Территориальной избирательной комиссии №..., которым им было запрещено <дата> присутствовать в рабочих помещениях Территориальной избирательной комиссии №.... В обоснование заявления Федоров М.Г. и Родионов С.А. указали, что несмотря на письменные обращения к председателю Территориальной избирательной комиссии №... Л. об обеспечении им, как представителям средств массовой информации, доступа в рабочие помещения Территориальной избирательной комиссии №... в день выборов Президента РФ <дата> - им не был обеспечен доступ в помещения Территориальной избирательной комиссии №..., расположенные на верхнем этаже, где находилась большая часть членов Территориальной избирательной комиссии №..., и происходили избирательные действия - прием жалоб по телефону, работа с открепительными удостоверениями, прием протоколов, составление протокола об итогах голосования, ввод данных в систему ГАС «Выборы». Сотрудники полиции, осуществлявшие пропуск в указанные помещения, отказались их пропустить, ссылаясь на отсутствие их фамилий в списке лиц, имеющих право пройти в указанные помещения. В результате они, как представители средств массовой информации, не имели возможности присутствовать при указанных избирательных действиях, и освещать их.

Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> заявленные требования Федорова М.Г., Родионова С.А. – удовлетворены частично. Признаны незаконными действия (бездействие) Территориальной избирательной комиссии №... выразившиеся в необеспечении доступа представителям средств массовой информации Федорову М. Г. и Родионову С. А. присутствовать при совершении избирательных действий происходивших <дата> на выборах Президента Российской Федерации: при приеме жалоб по телефону, работе с недействительными открепительными удостоверениями. В удовлетворении остальной части заявления Федорова М.Г., Родионова С.А. о признании незаконными действий (бездействия) Территориальной избирательной комиссии №... и Федерального Государственного казенного Учреждения «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области» - отказано.

В апелляционной жалобе Территориальная избирательная комиссия №... просит решение отменить, принять по делу новое решение.

В апелляционной жалобе Родионов С.А. просит решение в части отказа в удовлетворении заявления отменить, и принять в этой части новое решение, удовлетворив заявленные требования.

В заседание суда апелляционной инстанции заявитель – Родионов С.А. не явился, о явке извещался по правилам ст.113 ГПК РФ. Родионов С.А. извещен через представителя Сухих Д.Н. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание сторона не известила, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что <дата> координатор Ассоциации «<Г...>» обратился с заявлением к председателю Территориальной избирательной комиссии №... Л., в котором просил обеспечить доступ в рабочие помещения Территориальной избирательной комиссии №... в период выборов Президента РФ <дата> представителя газеты «<Гс...>» Федорова М.Г.

<дата> шеф-редактор Интернет-телеканала <Р..> обратился с заявлением к председателю Территориальной избирательной комиссии №... Л., в котором просил обеспечить доступ в рабочие помещения Территориальной избирательной комиссии №... в период выборов Президента РФ <дата> корреспондента-оператора Родионова С.А.

Администрацией Кировского района для работы Территориальной избирательной комиссии №... согласно письма от <дата> №... было предоставлено помещение №..., расположенное на первом этаже, в правом крыле здания администрации.

Работа с Государственной автоматизированной системой « Выборы» осуществляется в помещении №....

Право прохода в здание администрации <дата> с 07 ч. до 20 ч.00 на свое рабочее место имел председатель Территориальной избирательной комиссии №....

С 20 ч00 м <дата> до момента окончания приемки протоколов и выборной документации право прохода в здание администрации имеют:

- к помещениям, выделенным для работы территориальной комиссии ( кабинет №...) – уполномоченные лица в соответствии с действующим законодательством о выборах при предъявлении соответствующего удостоверения, представители средств массовой информации при предъявлении пропусков, установленного образца ( приложение №...);

- на свои рабочие места при предъявлении служебного удостоверения – председатель Территориальной избирательной комиссии №...;

-в коридор, ведущий к помещению ГАС « Выборы» и в помещения ГАС « Выборы» ( каб №...) – системные администраторы и операторы ГАС « Выборы», председатели участковых избирательных комиссий, члены групп контроля ГАС « Выборы» Территориальной избирательной комиссии №..., согласно решениям указанной комиссии ( по предъявлению соответствующего удостоверения и паспорта) согласно спискам ( Приложение №...).

Проход в здание администрации иных лиц возможен только по письменному разрешению главы администрации.

Компетенция Территориальной избирательной комиссии определена Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003г. №19-ФЗ « О выборах Президента Российской Федерации», решение вопроса об организации прохода в здание администрации района в компетенцию Территориальной избирательной комиссии не входит.

Согласно Инструкции о пропускном режиме в здание администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга, расположенного по адресу г. <адрес>, утвержденной главой администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга проход в здание в выходные и праздничные дни осуществляется только по служебным запискам или по спискам лиц, имеющих право на вход в здание администрации, заверенных заместителем главы администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга.

Согласно ч.ч.1-3, 11 ст. 30 1. Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.

На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

     С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:

а) присутствовать на заседаниях комиссий;

б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;

в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

Таким образом, на законодательном уровне определен перечень избирательных действий, проводимых избирательной комиссией, при которых вправе присутствовать представители средств массовой информации, а так же их полномочия.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст. ст. 69 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.

На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.

Прием протоколов нижестоящих комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов комиссии по приему протоколов нижестоящих комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена нижестоящей комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.

    Указанная норма права содержит требование о проведении избирательных действий в одном помещении, понятие « рабочее помещение» федеральным законодательством не установлено.

    Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что часть избирательных действий (работа с недействительными открепительными удостоверениями, и прием жалоб на работу нижестоящих избирательных комиссий) проводилась не в помещениях, расположенных на первом этаже, а в рабочих кабинетах Территориальной избирательной комиссии №... в верхних этажах здания, куда доступ был ограничен турникетом.

    С данным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неправильном установлении обстоятельств дела и неверном толковании норм материального права.

    Учитывая, что законодателем понятие « рабочее помещение» не определено, то соответственно у Территориальной избирательной комиссии отсутствовали основания для допуска представителей средств массовой информации в рабочий кабинет председателя Территориальной избирательной комиссии. Кроме того, существенным для данного дела обстоятельством является место проведения избирательных действий и работы с избирательными документами.

    Согласно письму администрации Калининского района г. Санкт-Петербурга от <дата> председатель и секретарь Территориальной избирательной комиссии №... имели право прохода на свои рабочие места на третьем этаже здания администрации. Однако само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о том, что в нем проводились избирательные действия, кроме того, суду заявителями не представлены бесспорные и достоверные доказательства тому.

    Судебная коллегия так же принимает во внимание, что прием жалоб по телефону нельзя отнести к избирательным действиям.

Во-первых, в силу Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прием жалоб по телефону не отнесен к избирательным действиям.

Во-вторых, в силу Федерального закона № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации вправе лично, либо в письменном виде обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, при этом возможно личное обращение гражданина с предоставлением документа, удостоверяющего личность.

Обжалование действий и решений избирательных комиссий возможно лишь путем подачи письменных жалоб в порядке подчиненности или в судебном порядке.

Согласно ч.ч.1,5,15 ст.68 Федерального закона от 10.01.2003г. №19-ФЗ « О выборах Президента Российской Федерации» открепительное удостоверение является документом строгой отчетности.

Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, а также в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голосования - открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение.

В случае утраты бланка открепительного удостоверения избирательная комиссия, установившая факт такой утраты, незамедлительно составляет соответствующий акт и принимает решение, в котором указываются номер утраченного бланка открепительного удостоверения, факт утраты бланка и причина утраты. Это решение в тот же день доводится до сведения непосредственно вышестоящей избирательной комиссии и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В силу ч.ч.5,13 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.

В день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются. Если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, сроки и порядок погашения открепительных удостоверений и отрывных талонов устанавливаются этим законом. Сведения о погашении неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием их числа, а также номеров открепительных удостоверений вносятся соответствующей комиссией в акт, составленный по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В случае утраты бланка открепительного удостоверения комиссия, установившая факт такой утраты, незамедлительно составляет соответствующий акт и принимает решение, в котором указываются номер утраченного бланка открепительного удостоверения, факт утраты бланка и причина утраты. Это решение в тот же день доводится до сведения непосредственно вышестоящей комиссии и комиссии, организующей выборы, референдум. На основании этого решения комиссия, организующая выборы, референдум, признает соответствующее открепительное удостоверение недействительным, о чем незамедлительно информируются все нижестоящие комиссии.

    Таким образом, работа с открепительными удостоверениями представляет собой составление избирательной комиссией акта об утрате открепительного удостоверения, принятие избирательной комиссией решения по данному факту, направление этого решения в вышестоящую избирательную комиссии.

Кроме того, признание открепительных удостоверений недействительными, входит в компетенцию участковой избирательной комиссии.

Получение Территориальной избирательной комиссией №... информации из Центральной избирательной комиссии о недействительных открепительных удостоверениях и доведение данной информации до участковых избирательных комиссий нельзя признать избирательными действиями, а так же считать это работой с избирательными документами, т.к. сама Территориальная избирательная комиссия работу с недействительными открепительными удостоверениями не производит. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что в деле отсутствуют доказательства фактов утраты участковыми избирательными комиссиями бланков открепительных удостоверений.

    В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы Территориальной избирательной комиссии №... являются обоснованными, решение суда первой инстанции в оспариваемой Территориальной избирательной комиссией части, является незаконным, подлежащим отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований в данной части.
    Судебная коллегия не усматривает нарушения закона в действиях сотрудников ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области», не допустивших заявителей на рабочее место председателя Территориальной избирательной комиссии, поскольку в рабочем помещении избирательные действия не совершались, работа с избирательными документами не проводилась.

Кроме того, сотрудники вневедомственной охраны осуществляли пропускной режим в здание администрации Кировского района Санкт- Петербурга (<адрес>), где располагалась ТИК №... в соответствии с Инструкцией о пропуске на особый режимный объект, а также в соответствии с представленными списками лиц, имеющих допуск <дата> в рабочие кабинеты здания администрации.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что не нашло своего подтверждения заявление Федорова М.Г. и Родионова С.А. о том, что им <дата> не было обеспечено право присутствовать на заседаниях комиссии, знакомиться с протоколами Участковых избирательных комиссии об итогах голосования, и с результатами выборов, так как в ходе судебного разбирательства заявителями не было представлено допустимых и достоверных доказательств того, что указанные избирательные действия происходили вне помещений первого этажа отведенного Территориальной избирательной комиссии №..., к которым они имели доступ.

Заявителями также не было представлено допустимых и достоверных доказательств того, что Территориальная избирательная комиссия №... не обеспечила им доступ в помещения информационного центра ГАС «Выборы».

В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», доступ в помещение информационного центра избирательной комиссии наблюдателей и представителей средств массовой информации осуществляется по решению председателя или секретаря избирательной комиссии, комиссии референдума, согласованному с руководителем группы контроля.

Однако, в ходе судебного разбирательства заявителями не было представлено доказательств того, что они заблаговременно, либо в день выборов обращались к председателю или секретарю Территориальной избирательной комиссии №..., к руководителю группы контроля о допуске их именно в помещения информационного центра ГАС «Выборы».

В заявлениях об обеспечении доступа Федорова М.Г. и Родионова С.А. от <дата> и <дата> отсутствовали требования о их допуске в помещения информационного центра ГАС «Выборы».

В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы Родионова С.А. не принимаются судебной коллегией во внимание, в оспариваемой части решение суда является законным и обоснованным, для его отмены не имеется оснований.

Иные доводы апелляционной жалобы Родионова С.А.сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, вследствие чего приняты во внимание быть не могут.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в части признания незаконными действия (бездействие) Территориальной избирательной комиссии №... выразившиеся в необеспечении доступа представителям средств массовой информации Федорову М. Г. и Родионову С. А. присутствовать при совершении избирательных действий происходивших <дата> на выборах Президента Российской Федерации: при приеме жалоб по телефону, работе с недействительными открепительными удостоверениями – отменить.

В удовлетворении требований Федорова М. Г., Родионова С. А. о признании незаконными действия (бездействие) Территориальной избирательной комиссии №... выразившиеся в необеспечении доступа представителям средств массовой информации Федорову М. Г. и Родионову С. А. присутствовать при совершении избирательных действий происходивших <дата> на выборах Президента Российской Федерации: при приеме жалоб по телефону, работе с недействительными открепительными удостоверениями – отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:       

Судьи: