Судья: Токарева Н.С. Дело № 33-9215
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 декабря 2016 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.
судей Бартенева Ю.И., Петровой Н.А.,
при секретаре Молодых Л.В.,
с участием прокурора Савиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету социальной защиты населения города Саратова министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области об индексации платежей в счет возмещения вреда здоровью и на приобретение продовольственных товаров по апелляционной жалобе ФИО1 и апелляционному представлению прокурора Ленинского района города Саратова на решение Ленинского районного города Саратова от 08.09.2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, ФИО3, представлявшей интересы Комитета социальной защиты населения города Саратова министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, и возражавшей по доводам жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, исследовав материалы дела,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения города Саратова министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области (далее КСЗН) об индексации платежей в счет возмещения вреда здоровью и на приобретение продовольственных товаров.
Требования мотивировал тем, что он является инвалидом № группы, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем является получателем мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Решением Волжского районного суда города Саратова от 15.11.2007 года на ответчика возложена обязанность проиндексировать истцу ежемесячную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 6094 руб. 56 коп., ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 729 руб. 76 коп., ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 1216 руб. 26 коп. с применением за 2005 год индекса роста уровня инфляции -1,11. КСЗН исполнил решение Волжского районного суда города Саратова от 15.11.2007 года и за 2005 год ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью составила 6764 руб. 96 коп., ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила 810 руб. 03 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью составила 1350 руб. 05 коп. Однако, с 2006 года и по настоящее время ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров не индексировалась и выплачивается в размере 810 руб. 03 коп. Ежегодная компенсация за вред здоровью истцу не назначалась за 2006 год, 2007 год, 2013 год и поэтому не индексировалась. В 2008 году ответчик проиндексировал истцу сумму, ниже установленной решением суда. В связи с тем, что ответчик не индексировал положенные истцу платежи в счет возмещения вреда здоровью, он просил, с учетом уточнений исковых требований, обязать ответчика назначить ему с учетом индексации по уровню инфляции за 2016 год в 1,07 раза ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1848 руб. 91 коп., начиная с 01.07.2016 года с дальнейшей индексацией исходя из роста уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; с учетом индексации по уровню инфляции за 2016 год в 1,07 ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере 3081 руб. 51 коп., начиная с 01.01.2016 года с дальнейшей индексацией исходя из роста уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; к выплате единовременно в счет погашения задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2006 года по 30.06.2016 года в сумме 67306 руб. 32 коп.; к выплате единовременно в счет погашения задолженности по выплате ежегодной денежной компенсации за вред здоровью за период с 01.01.2006 года по 30.06.2016 года в сумме 16379 руб. 72 коп.
Решением Ленинского районного города Саратова от 08.09.2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои требования в суде первой инстанции. Полагает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Кроме того, обращает внимание судебной коллегии на то, что судом первой инстанции необоснованно признан ответчиком по делу Комитет социальной защиты населения города Саратова и социальной поддержки населения.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора Ленинского района города Саратова считает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права, подлежащим отмене. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 01.12.2016 года производство по апелляционному представлению прекращено в связи с отказом от апелляционного представления.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1 является инвалидом № группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ФИО1 состоит в КСЗН, как получатель денежной компенсации с 26.02.2002 года.
На основании решения Волжского районного суда города Саратова от 15.11.2007 года истцу произведена индексация ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 6094 руб. 56 коп., ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 729 руб. 76 коп., ежемесячной компенсации за вред здоровью в размере 1216 руб. 26 коп. с применением за 2005 год индекса роста уровня инфляции - 1,11.
05.05.2016 года истец ФИО1 обратился к ответчику по вопросу индексации за 2006, 2007, 2013 года сумм, выплачиваемых ему по решению Волжского районного суда города Саратова от 15.11.2007 года в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров - 810 руб. 03 коп. и ежегодной компенсации за вред здоровью - 1350 руб. 05 коп. КСЗН сообщило ему, что последующая индексация указанных сумм, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, решением суда не предусмотрена и применение индексации в данном случае не входит в компетенцию комитета. Кроме того, как следует из указанного разъяснения КСЗН от 20.05.2016 года, истцу назначены и выплачиваются:
по решению Волжского районного суда города Саратова от 15.11.2007 года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров с 01 мая 2005 года по настоящее время - 810 руб. 03 коп., с учетом индексации на 11%, исходя из уровня на 2005 год;
ежегодная компенсация за вред здоровью за 2006 год, 2007 год, 2013 год не назначалась, поскольку истец не обращался с заявлением. В дальнейшем компенсация выплачивалась в следующих размерах: за 2008 год - 794 руб. 15 коп. на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2007 года № 914; за 2009 год - 897 руб. 39 коп.. - на основании постановления Правительства РФ от 07.07.2009 года № 545; за 2010 год -987 руб. 13 коп. на основании постановления Правительства РФ от 16.12.2009 год № 1024; за 2011 год - 1054 руб. 29 коп. на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2010 год № 1079; за 2012 год - 1114 руб. 37 коп. на основании постановления Правительства РФ от 08.12.2011 год № 1019; за 2014 год - 1234 руб. 44 коп. на основании постановления Правительства РФ от 19.12.2013 года № 1189, за 2015 год - 1302 руб. 33 коп. на основании постановления Правительства РФ от 18.12.2014 год № 1411, за 2016 год -1393 руб. 49 коп. на основании постановления Правительства РФ от 28.01.2016 год № 42.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно п. 13 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон №1244-1) гражданам, указанным в п.п. 1, 2 ч.1 ст. 13 настоящего Закона гарантируется ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.
В соответствии со ст. 39 названного Закона гражданам, указанным в п.п. 1,2 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере: инвалидам 1 и 2 групп - 500 руб.
Указанным выше Законом предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч. 3 ст. 5 Закона).
Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года №179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом в силу ст. 3 Федерального закона от 07.08.2000 года № 122-ФЗ и ст.4 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ, в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 01.01.2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно Федеральным законом от 07.08.2000 года №122-ФЗ в положения ст. 14 и 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п.п. 1, 2 ч.1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью 500 руб.
Федеральным законом от 12.02.2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены твердые размеры суммы возмещения вреда чернобыльцам (ежемесячная денежная компенсация вреда) и предусмотрена возможность их индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума.Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года №11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.11.1995 года и от 12.02.2001 года). Федеральных законов от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 07.08.2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» (п. 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
При этом данным Постановлением признана неконституционной неопределенность механизма индексации из роста величины прожиточного минимума. В связи с чем Конституционный Суд РФ предоставил право судам выносить индивидуальные решения об индексации сумм возмещения вреда до определения законодателем механизма индексации.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона №1244-1 (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 года № 31-Ф3) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Статьей 3 Федерального закона от 26.04.2004 года № 31-ФЗ определен порядок индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за прошлое время: с 19.06.2002 года исходя из уровня инфляции.
Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсации и иных выплат.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 года № 326 утверждены «Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 года по 31.05.2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм», постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 847, от 07.05.2005 года № 292, от 25.04.2006 года № 246, от 21.03.2007 года № 171, от 21.12.2007 года № 914, от 16.12.2009 года № 1024, от 21.12.2010 года № 1079, от 08.12.2011 года № 1019, от 04.12.2012 года № 1255 утверждены Правила индексации в 2004-2013 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Названными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров на основании вышеизложенного индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации.
Следовательно, на момент обращения истца в суд вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца о понуждении ответчика назначить ему с учетом индексации по уровню инфляции за 2016 год в 1,07 раза ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1848 руб. 91 коп., начиная с 01.07.2016 года с дальнейшей индексацией исходя из роста уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; с учетом индексации по уровню инфляции за 2016 год в 1,07 ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере 3081 руб. 51 коп., начиная с 01.01.2016 года с дальнейшей индексацией исходя из роста уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; к выплате единовременно в счет погашения задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2006 года по 30.06.2016 года в сумме 67306 руб. 32 коп.; к выплате единовременно в счет погашения задолженности по выплате ежегодной денежной компенсации за вред здоровью за период с 01.01.2006 года по 30.06.2016 года в сумме 16379 руб. 72 коп., не имеется.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2008 года № ГКПИ08-525 по делу о признании частично недействующим пункта 1 Приложения № 1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 47, определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.04.2004 года № 31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года № 11-П данные понятия четко разграничены, применительно к п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации № 1244-1 употребляются термины «суммы возмещения вреда», в то время как другие компенсации именуются «иные виды денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда».
В Постановлении от 01.12.1997 года № 18-П Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Учитывая вышеуказанные нормы закона и доказательства, суд пришел к выводу о том, что ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации. При этом, установленные постановлениями Правительства Российской Федерации размеры выплат соответствуют суммам, получаемым истцом, а также то, что данные суммы представляют собой социальные выплаты, установление которых является правом законодателя, реализуемым им с учётом реальной возможности государства за счёт средств бюджета выплачивать данные компенсации.
В связи с чем, в удовлетворении исковых требований истца о понуждении ответчика назначить истцу с учетом индексации по уровню инфляции за 2016 год в 1,07 раза ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1848 руб. 91 коп. начиная с 01.07.2016 года с дальнейшей индексацией исходя из роста уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; с учетом индексации по уровню инфляции за 2016 г. в 1,07 ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере 3081 руб. 51 коп. начиная с 01.01.2016 года с дальнейшей индексацией исходя из роста уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; к выплате единовременно в счет погашения задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2006 год по 30.06.2016 года в сумме 67306 руб. 32 коп.; к выплате единовременно в счет погашения задолженности по выплате ежегодной денежной компенсации за вред здоровью за период с 01.01.2006 год по 30.06.2016 года в сумме 16379 руб. 72 коп., отказал.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора районный суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно признан ответчиком Комитет социальной защиты населения города Саратова не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку, исходя из положений ст. 39 ГПК РФ, именно истцу принадлежит право изменения предмета или основания иска, определения ответчика, как лица, виновного в нарушении прав истца. Обращаясь в суд с исковым заявлением, и впоследствии уточняя исковые требования, истцом в качестве ответчика указан Комитет социальной защиты населения города Саратова министерства здравоохранения Саратовской области. В связи с чем, судом первой инстанции рассмотрен заявленный истцом иск к указанному ответчику.
Иные доводы жалобы аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саратова от 08.09.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи