ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9216/19 от 16.05.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

16 мая 2019 года Дело №33-9216/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Нурмухаметовой Р.Р.

судей Киньягуловой Т.М.

ФИО1

при секретаре Кабировой Л.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» г.Межгорье Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

Исковые требования ФИО2 к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье о защите трудовых прав, удовлетворить частично.

Признать за ФИО2 право на получение заработной платы в Муниципальном унитарном предприятии жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье произвести перерасчет заработной платы ФИО2 путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с января 2018 года.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 900 рублей.

Заслушав доклад судьи Нурмухаметовой Р.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» г.Межгорье Республики Башкортостан о признании права на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента 1,7 и процентов надбавки 50% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, об обязании произвести перерасчет заработной платы путем начисления не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с января 2018 года, о взыскании компенсации морального ущерба в размере 5000 рублей, указав, что истец с 03 августа 1999 года работает в должности «лаборант химического анализа аналитической лаборатории». С 01 января 2018 года работодатель, с целью доведения размера заработной платы до минимального размера оплаты труда, включает в него районный коэффициент в размере 1,7 и процентную надбавку 50% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что противоречит постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года №38-П. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 28.12.2017 №421 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения», минимальный размер оплаты труда с 01 января 2018 года составляет 9489 рублей в месяц. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 01 мая 2018 года составляет 11163 рублей в месяц. Истица считает, что районный коэффициент 1,7 подлежит начислению на фактический заработок работника, который перед начислением этого коэффициента должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного по Российской Федерации в целом. В связи с изложенным истица также просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» г.Межгорье Республики Башкортостан в лице директора ФИО3, не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное истолкование судом норм материального права, настаивая на том, что коэффициент к заработной плате работников, занятых на строительстве и обслуживании объекта, расположенного в ЗАТО Межгорье, не является районным коэффициентом, начисляемым в связи с работой в местностях с особыми климатическим условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Коэффициент 1,7 носит временный характер, на период строительства объекта, имеющего народнохозяйственное значение. ЗАТО Межгорье не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. У работников для начисления 50% надбавки нет стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Суд, распространяя на истицу действие положений статей 148,315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08 июля 1974 года №561 и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года №487-452, Указа Президента Российской Федерации от 08 июля 1995 года №687 незаконно придает районному коэффициенту 1,7 и процентной надбавке от 10-50% статус государственной гарантий и компенсации как для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания, неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 ГПК Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, ФИО2 с 03 августа 2003 года была принята как ученик оператор очистных сооружений по трудовому договору №581 о работе в организации, расположенной в местности приравненной к районам Крайнего Севера (л.д.6).

Дополнительным соглашением от 04 февраля 2005 года к трудовому договору №581 принята на должность «оператор очистных сооружений» 3 разряда, также предусмотрено ответственность работника, социальное страхование работника, установлена тарифная ставка 13 руб. 47 коп. (л.д.7-8).

С 01 марта 2014 года на основании приказа от 17.03.2014г. №31-к истица переведена на должность «лаборант химического анализ» 3 разряда в аналитическую лабораторию по контролю сточных, природных и питьевых вод (л.д.12).

Истицей требования мотивированы тем, что работодатель, в нарушение требований статьи 130 Трудового кодекса РФ и Указа Президента РФ от 08 июля 1995 года №687, статьи 3 Федерального закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения», недоплачивал заработную плату с января 2018 года. Уменьшение размера выразилось в доведении размера заработной платы до минимального размера оплаты труда путем применения районного коэффициента 1,7 и надбавки за работу в особых климатических условиях, установленного постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года №561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года №561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» и пп.1 и 2 приложения 9 к названному постановлению к заработной плате работников БАМа был введен районный коэффициент 1,7 и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года №487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г.Белорецке-15 (ЗАТО «Межгорье»), независимо от ведомственной принадлежности, были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года №561. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года №687 за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г.Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы. Заработная плата истца должна быть не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.

Судебная коллегия находит приведенных в решении выводов суда первой инстанции правильными, мотивированными, соответствуют положениям части 1 статьи 316 ТК РФ и части 1 статьи 423 ТК РФ.

В силу части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации охрана труда и установление гарантированного минимального размера его оплаты относятся к основам конституционного строя в Российской Федерации.

В части 3 статьи 37 Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

В соответствии с частью 3 статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно разъяснениям Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан по согласованию с Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, среднемесячная заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент. В этих целях повышение заработной платы работникам, которым осуществлялось доведение до минимального размера оплаты труда, возможно по решению работодателя путем установления соответствующих выплат стимулирующего характера (персонального повышающего коэффициента) в размерах, определенных работодателем, в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера (включая повышающие коэффициенты) устанавливаются к проиндексированным с 1 января 2018 года окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы.

Суждение работодателя о том, что данные разъяснения относятся работников бюджетной сферы, следовательно, не распространяются на истицу - отклоняется, поскольку независимо от сферы деятельности гражданина величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников, а районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляется на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.

Несогласие апеллянта в апелляционной жалобе с выводами суда об установлении районного коэффициента 1,7 к заработной плате работников, занятых не только на строительстве, но и обслуживании в районе строительства объекта, который сохранен указом Президента РФ от 08 июля 1995 года №687 и утверждение о том, что коэффициент 1,7 к заработной плате не является районным коэффициентом, начисляемым в связи с работой в местностях с особыми климатическим условиями - не могут служить основанием для отмены решения суда, несмотря на то, что данный коэффициент не является районным, который устанавливается в централизованном порядке к зарплате лиц, работающих в северных районах, поскольку строительство объекта на ЗАТО Межгорье не завершено, размеры должностных окладов работников организации устанавливаются руководителем организации в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы работника, в порядке, установленном правовым актом учредителя. При этом следует учесть, что размеры окладов (должностных окладов) определяются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, которые могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; в рассматриваемом случае суд не произвел наслоение упомянутых ответчиком компенсационных выплат.

Не принимаются во внимание и доводы жалобы о временном характере районного коэффициента к заработной плате, а именно на время строительства конкретного объекта, как не мотивированные, ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан в Перечень районов Крайнего Севра и местностей, приравненных к районам крайнего севера, утвержденного постановлением Совета Министров от 10.11.1967г. №1029, не включено, однако указ Президента Российской Федерации от №687 не отменен, работодатель самостоятельно не может ограничить трудовых прав истца, предусмотренных законом.

Иные доводы апелляционной жалобы являются аналогичными мотивам позиции стороны ответчика в судебном заседании, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Изучение материалов дела не дает оснований признать обоснованными доводов жалобы о том, что решение постановлено при неправильном применении норм материального права.

Руководствуясь статьями 327.1 ч.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Р.Р. Нурмухаметова

Судьи Т.М. Киньягулова

ФИО1

Справка: судья К.П. Нагимова