ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9216/20 от 07.09.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

судья Моор Ю.Э.

№ 33-9216/2020

УИД 24RS0036-01-2020-000086-16

2.169г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красноярск

7 сентября 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Михайлинского О.Н.,

судей: Гришиной В.Г., Макурина В.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болеловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михайлинского О.Н. гражданское дело по иску Функа Андрея Андреевича к акционерному обществу «Красноярская региональная энергетическая компания» о возложении обязанности привести размер оплаты за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление жилого дома в соответствие с установленным предельным индексом и произвести перерасчет начисления оплаты за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление жилого дома,

по апелляционной жалобе Функа Андрея Андреевича,

на решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 22 мая 2020г., которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Функа Андрея Андреевича к ОАО «Красноярская региональная энергетическая компания» о возложении обязанности привести размер оплаты за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Мотыгинский район, п. Мотыгино, ул. Комсомольская, д. 2 в соответствии с установленным предельным индексом и произвести перерасчет начисления оплаты за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление жилого дома по указанному адресу за период с 14 ноября 2019 г. по дату вынесения решения суда – отказать.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Функ А.А. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее также – АО «КрасЭКо») о возложении обязанности привести размер оплаты за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с установленным предельным индексом и произвести перерасчет начисления оплаты за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление жилого дома по указанному адресу за период с 14 ноября 2019 г. по дату вынесения решения суда, мотивируя требования тем, что он является собственником названного жилого дома, который в соответствии с его заявлением 14 ноября 2019 г. подключен АО «КрасЭКо» к тепловым сетям, поскольку ранее данный жилой дом был отключен от теплоснабжения в связи с проведением в нем капитального ремонта. В декабре 2019 г. истец получил квитанцию, согласно которой ответчиком за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление жилого дома за период с 14 ноября по 31 декабря 2019 г. начислена плата в общем размере 28 839 руб. Истец полагал, что размер платы, начисленной ответчиком, является завышенным, обратился в АО «КрасЭКо» с заявлением о перерасчете, получил ответ, что начисление произведено верно, оснований для перерасчета не имеется, так как нет сведений о размере платы за коммунальный ресурс тепловая энергия на отопление жилого дома за январь 2019 г. Однако, он не может предоставить ответчику сведения о размере платы за отопление жилого дома за январь 2019 г., поскольку в этот период жилой дом не был подключен к тепловым сетям. Истец считал начисления платы за отопление жилого дома незаконными, производимыми ответчиком с нарушением статьи 157.1 ЖК РФ, без учета предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Функ А.А. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывает, что договор на оказание коммунальных услуг (теплоснабжение, холодное водоснабжение), предоставляемых в жилой дом, был заключен 21 января 2012 г. с ООО «УК Комплекс», впоследствии не расторгался, имели место неоднократные изменения стороны поставщика коммунальных ресурсов - ресурсоснабжающей организации, а также приостановление действия договора на время проведения капитального ремонта жилого дома, в связи с чем у него отсутствует обязанность предоставлять ответчику какие-либо документы для начисления платы за коммунальные услуги с соблюдением требований жилищного законодательства. Также ссылается на то, что представленное в материалы дела концессионное соглашение не подписано АО «КрасЭКо», ответчик не подтвердил передачу ему теплотрассы и водопровода по <адрес>.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе Функа А.А. доводов представителем АО «КрасЭКо» Мочаловой М.А. представлены возражения, в которых указывает, что в решении суда дана надлежащая правовая оценка требованиям истца, при этом АО «КрасЭКо» является теплоснабжающей организацией, что подтверждается постановлением администрации п. Мотыгино от 30 августа 2019 г. № 234-п.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился истец Функ А.А.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом и заблаговременно (л.д. 122, 123-126) извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, обеспечено их право участвовать в судебном разбирательстве при рассмотрении апелляционной жалобы, однако, они в судебное заседание не явились, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.

В связи с чем на основании статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, и их представителей, не явившихся в судебное заседание.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав объяснения Функа А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2 статьи 157.1 ЖК РФ).

Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия определяют Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. №400 (далее - Основы формирования индексов).

В соответствии с пунктом 4 Основ формирования индексов предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов накопления твердых коммунальных отходов и нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 г., обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода.

Согласно пункту 3 Основ формирования индексов предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем 3 года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) с разбивкой по годам и могут устанавливаться с календарной разбивкой.

В силу пункта 10 Основ формирования индексов применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса. В первом долгосрочном периоде размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце с 1 июля 2014 г. до 31 декабря 2014 г. сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в июне 2014 г.

При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг (подпункт «а» пункта 5 Основ формирования индексов).

Факт превышения установленного предельного индекса, в соответствии с положениями пункта 63 Основ формирования индексов, определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения. Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 Основ формирования индексов.

По смыслу положений части 1 статьи 157.1 ЖК РФ установленные данной нормой ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не более чем на установленную величину предельного индекса относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами), а рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденного показателя предельного индекса.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Согласно пункту 38 указанных Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленных ресурсоснабжающей организацией в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Во исполнение предписаний статьи 157.1 ЖК РФ и Основ формирования индексов, указом Губернатора Красноярского края от 14 декабря 2018 г. № 322-уг утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края, и для муниципального образования Мотыгинский район установлены предельные индексы с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. – 1,7%; с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. – 2,7%. При этом предельные (максимальные) индексы установлены с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. по отношению к размеру платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из тарифов и нормативов, вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре 2018 г., а с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предоставленные в январе 2019 г.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, установлено в суде апелляционной инстанции, на основании договора дарения от 1 октября 2010 г. Функ А.А. является собственником жилого дома, общей площадью 50,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, государственная регистрация права собственности произведена 13 октября 2010 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13 октября 2010 г. (л.д.6).

21 января 2012 г. между исполнителем ООО «УК Комплекс» и заказчиком Функ А.В. (на основании свидетельства о государственной регистрации права от 10 июня 2008 г.) был заключен договор на оказание коммунальных услуг в жилой дом <адрес>, теплоснабжение и холодное водоснабжение (л.д. 37).

Согласно объяснениям истца Функа А.А. в суде первой инстанции, в 2014 г. принадлежащий ему жилой дом был отключен от теплоснабжения в связи с проведением капитального ремонта жилого дома (л.д. 25).

Во втором полугодии 2019 г. энергоснабжающей организацией, оказывающей услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории поселка Мотыгино Красноярского края являлось акционерное общество «Красноярская региональная энергетическая компания».

На основании заявления Функа А.А. жилой дом по адресу: <адрес>, подключен к тепловым сетям, о чем составлен акт от 14 ноября 2019 г., подписанный представителем Северного филиала ресурсоснабжающей организации АО «КрасЭКо» Н.Е.В. и потребителем Функом А.А. (л.д. 7).

Согласно платежного документа за декабрь 2019 г., письма заместителя директора по реализации услуг АО «КрасЭКо», ответчиком начислена Функу А.А. плата за отопление жилого дома по адресу: <адрес>, за период с 14 ноября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в общем размере 28 839 руб., в том числе: с 14 ноября по 30 ноября 2019 г. в размере 10 431 руб. 13 коп., с 1 декабря по 31 декабря 2019 г. в размере 18 407 руб. 87 коп. (л.д. 8-10).

При этом начисление платы произведено согласно пункту 42 (1) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, как произведение общей площади жилого дома (50,6 кв.м), норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (0,0494 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц), утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30 апреля 2015 г. № 217-п, и тарифа на тепловую энергию (7 364,21 руб./Гкал), установленного приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 1 августа 2019 г. № 58-п.

Разрешая дело, суд первой инстанции, исследовав доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства, руководствовался положениями статей 157, 157.1 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, Основ формирования индексов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 400, Закона Красноярского края от 1 декабря 2014 г. № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», регулирующими спорные отношения, пришел к соответствующим установленным обстоятельствам выводам о том, что действия АО «КрасЭКо» по начислению истцу платы за отопление жилого дома соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 10 Основ формирования индексов применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 12 ноября 2018 г. № 1347 «Об особенностях индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году» установлено, что во втором полугодии 2019 г. при применении и мониторинге индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце второго полугодия 2019 г. сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предоставленные в январе 2019 г.

Таким образом, размер платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами на территории Мотыгинского района Красноярского края, в любом из месяцев второго полугодия 2019 г. должен быть не выше платы за коммунальные услуги, предоставленные в январе 2019 г., с учетом роста платы не более предельного индекса 2,7%.

Проанализировав вышеприведенные нормы материального права, суд обосновано указал в решении, что обязательным условием для применения предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги является предоставление сведений о размере платы за коммунальные услуги за предыдущие расчетные периоды.

Вместе с тем, в подтверждение заявленных на основании положений статьи 157.1 ЖК РФ требований истцом в материалы не были представлены сведения о размерах платы за коммунальные услуги, предоставляемые в жилой дом <адрес>, как за январь 2019 г., так и за любые иные предшествующие расчетные периоды, в связи с чем не имеется оснований признать, что ответчиком допущено повышение размера вносимой Функом А.А. платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

При таких данных, суд обоснованно указал, что ответчиком правомерно был произведен расчет платы за отопление за период с 14 ноября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к Правилам № 354, применяемой при исчислении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в необорудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом помещении исходя из общей площади жилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги, тарифа на тепловую энергию, установленных решениями уполномоченных органов, при этом у ресурсоснабжающей организации не имелось сведений о размере платы истца за коммунальные услуги за предыдущие расчетные периоды, таких сведений не представлено истцом в ходе судебного разбирательства.

Суд правомерно отклонил доводы истца о том, что АО «КрасЭКо» осуществляло подачу тепловой энергии без оформленного надлежащим образом концессионного соглашения как несостоятельные, поскольку в данном случае предъявлен иск к ресурсоснабжающей организации о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению, фактически предоставленную ответчиком истцу.

При таких обстоятельствах, установив, что действиями ответчика при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению права и законные интересы истца как потребителя коммунальной услуги не нарушены, суд первой инстанции пришел к основанному на правильном применении норм материального права выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Функом А.А. требований о возложении на АО «КрасЭКо» обязанности привести размер оплаты за отопление жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с установленным предельным индексом и произвести перерасчет начисления платы за период с 14 ноября 2019 г. по дату вынесения решения суда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные отношения, установленным фактическим обстоятельствам и совокупности представленных доказательств, которым судом дана надлежащая оценка по правилам статей 67 и 198 ГПК РФ.

Обязанность по оплате фактически потребленной тепловой энергии предусмотрена статьей 544 ГК РФ. Факт получения и использования коммунальных услуг в спорный период подтверждается материалами дела и истцом не оспаривался.

При указанных обстоятельствах ссылка истца на отсутствие надлежащим образом оформленного концессионного соглашения и, соответственно, каких-либо оснований для предоставления истцом информации ответчику не может являться основанием для освобождения от обязанности по оплате фактически потребленной тепловой энергии, обязанность устанавливать размер ранее вносимой потребителем платы за коммунальные услуги в данном случае на ресурсоснабжающую организацию не возложена.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы Функа А.А., сводящиеся к утверждениям о том, что обязанность по предоставлению каких-либо документов для начисления платы за коммунальные услуги у него отсутствует, повторяют правовую позицию истца, высказанную в суде первой инстанции, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.

Судом полном объективно исследованы фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем постановленное по делу решение является законным и обоснованным.

Процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 22 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Функа Андрея Андреевича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: