Судья: Антоненко К.Г. № 33 – 9221/2022
24RS0014-01-2018-000643-61 А-2.211
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 августа 2022 года город Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Крятова А.Н.
при ведении протокола помощником судьи Перескоковой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крятова А.Н.
дело по иску Енисейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Енисейский водоканал» о возложении обязанности по получению лицензии на право пользования недрами
по частной жалобе Енисейского межрайонного прокурора Беликова А.С.
на определение Енисейского районного суда Красноярского края от 08 июня 2022 года, которым постановлено:
«Заявление общества с ограниченной ответственностью «Енисейский водоканал» удовлетворить частично.
Предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Енисейский водоканал» отсрочку исполнения решения Енисейского районного суда Красноярского края от 24 декабря 2018 года по гражданскому делу № 2-656/2018 по исковому заявлению и.о. Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Енисейский водоканал» о возложении обязанности по получению лицензии на право пользования недрами, на срок до 01 июля 2022 года».
Проверив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ООО «Енисейский водоканал» обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 24 декабря 2018 года.
Требования мотивированы тем, что решением суда на ответчика возложена обязанность в срок до 31 декабря 2019 года получить лицензию на право пользования недрами - скважинами. 26 февраля 2020 года в отношении должника - ООО «Енисейский водоканал» возбуждено исполнительное производство, 11 июня 2020 года определением суда предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 31 декабря 2020 года. Во исполнение решения суда, 15 ноября 2019 года ООО «Енисейский водоканал» была подана заявка на получение лицензии на пользование участком недр в целях разведки и добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских (городских) населенных пунктов и технологического обеспечения водой промышленных объектов на водозаборной скважине в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, однако уведомлением отказано в оформлении государственной регистрации, выдаче лицензии ввиду несоответствия представленных документов перечню, приведенному в административном регламенте, при этом список документов, необходимых для оформления и получения лицензии является объемным, в том числе необходимо предоставить гидрогеологическое заключение о возможности удовлетворения предполагаемой потребности в воде на предполагаемом к лицензированию участку недр, а для получения заключения о гидрогеологических условиях участка недр необходимы технические паспорта на скважины, которые отсутствуют у собственника объектов - администрации г. Енисейска.
Однако администрацией г. Енисейска на протяжении двух лет подготовка документов к проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения должным образом не выполняется, конкурс объявлен не был.
В связи с длительным бездействием Енисейской межрайонной прокуратурой подано исковое заявление о возложении на администрацию г. Енисейска обязанностей по проведению государственной регистрации права собственности на объекты водоснабжения, проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения и заключению концессионного соглашения по итогам проведения конкурса.
Распоряжением администрации города от 10 августа 2021 года №800-р (в редакции распоряжения от 07 октября 2021 года №1011-р) утверждена Дорожная карта по заключению концессионного соглашения.
Так, дорожной картой предусмотрена передача объектов водоснабжения в оперативное управление МКУП «ЕКП» г. Енисейска до момента определения Концессионера по итогам конкурсных процедур, срок передачи - до 01 ноября 2021 года.
По информации, имеющейся в распоряжении ООО «Енисейский водоканал», конкурс на заключение концессионного соглашения по настоящее время не объявлен.
Просило предоставить отсрочку исполнения судебного решения до 31 декабря 2022 года.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное определение.
В частной жалобе Енисейский межрайонный прокурор Беликов А.С. просит определение отменить. Указывает, что заявленные ООО «Енисейский водоканал» обстоятельства не носят исключительного характера и не препятствуют исполнению решения. С момента вынесения решения в адрес собственника объектов - администрации г.Енисейска информация о необходимости формирования земельных участков, проведения кадастровых работ не направлялась, меры к судебному понуждению собственника к исполнению данной обязанности не принимались. ООО «Енисейский водоканал» является гарантирующим поставщиком коммунальных ресурсов, эксплуатирует имущество водопроводного хозяйства г.Енисейска, посредством которых осуществляет предоставление коммунальных услуг потребителям, в связи с чем, в силу действующего законодательства, на нем лежит обязанность по получению лицензии на пользование недрами. Представленные ООО «Енисейский водоканал» документы не свидетельствуют, что предоставление отсрочки исполнения решения суда до 01 июля 2022 будет способствовать исполнению требований решения в полном объеме после указанной даты. Также судом не учтено что вступившим в законную силу решением суда от 24 декабря 2018 года ООО «Енисейский водоканал» был предоставлен длительный срок для добровольного исполнения решения - до 31 декабря 2019 года, после чего был выдан исполнительный документ и направлен для принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассматривается судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы.
Проверив материалы дела и определение суда, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене определения суда.
Статьей 13 ГПК РФ закреплено, что вступившие в законную силу решения суда, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
На основании ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом рассмотревшим дело или перед судом по месту исполнения судебного постановления, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Енисейского районного суда <адрес> от <дата> на ООО «Енисейский водоканал» возложена обязанность в срок до <дата> получить лицензии на право пользования недрами - скважинами, расположенными по адресам: <адрес> ул. Лёнина, 160В; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А/1; <адрес> А/2; <адрес> А; <адрес>А; <адрес>А; <адрес>; <адрес>А; <адрес> Б; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>.
26 февраля 2020 года в отношении должника ООО «Енисейский водоканал» возбуждено исполнительное производство.
Также судом было установлено, что Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации города Енисейска Красноярского края, о возложении обязанности по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения и заключению концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства (гражданское дело №).
Рассмотрение заявления об отсрочке исполнения решения от 24 декабря 2018 года было приостановлено до рассмотрения указанного иска прокурора по существу.
Решением Енисейского районного суда Красноярского края от 16 августа 2021 года по гражданскому делу №2-88/2021, на администрацию г. Енисейска возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, провести конкурс на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе всех поименованных скважин, в отношении которых решением суда от 24 декабря 2018 года на должника возложена обязанность по получению соответствующей лицензии на право пользования недрами по адресам данных скважин.
При рассмотрении указанного гражданского дела №2-88/2021 судом было установлено, что спорные объекты водоснабжения состоят в реестре муниципальной собственности муниципального образования город Енисейск Красноярского края, право собственности которого на большую часть объектов зарегистрировано в установленном порядке.
Постановлением администрации г. Енисейска № 244-п от 09 декабря 2016 года ООО «Енисейский водоканал» определено гарантирующей организацией централизованной системы холодного водоснабжения на территории г. Енисейска.
Согласно Уставу ООО «Енисейский водоканал» данное общество осуществляет забор, очистку и распределение воды, сбор и обработку сточных вод, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения.
Распоряжением администрации г. Енисейска № 1063-р от 18 октября 2018 года на период подготовки необходимых документов, а также объявления и проведения результатов конкурса по заключению концессионного соглашения, муниципальное имущество - объекты водоснабжения, перечисленные в иске, переданы на ответственное хранение ООО «Енисейский водоканал», о чем между муниципальным образованием город Енисейск и ООО «Енисейский водоканал» заключен договор ответственного хранения, согласно которому муниципальное образование город Енисейск передает, а ООО «Енисейский водоканал» принимает на безвозмездное хранение муниципальное имущество (перечень которого приведен в приложение № 1 к договору) и обязуется его возвратить незамедлительно после подведения итогов конкурса по заключению концессионного соглашения и непосредственно его заключения, окончании срока действия настоящего договора. При этом ООО «Енисейский водоканал» вправе пользоваться переданным на хранение имуществом (п. 2.2.1.). В приложении № 1 к договору перечислены все объекты водоснабжения, расположенные в г. Енисейске (водоколонки, водопроводы, водонапорные башни, скважины, посредством которых осуществляется подача холодной воды потребителям).
Дополнительным соглашением от 02 сентября 2019 года к указанному договору ответственного хранения, которым внесены изменения в п. 3.1, предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует на период подготовки необходимых документов, а также объявления и подведения результатов конкурса по заключению концессионного соглашения на муниципальное имущество, указанное в п. 1.3 договора.
ООО «Енисейский водоканал» является гарантирующей организацией централизованной системы холодного водоснабжения на территории г. Енисейска, фактически по назначению эксплуатирует указанные в иске объекты водоснабжения, оказывает потребителям на территории г. Енисейска коммунальную услугу центрального холодного водоснабжения и начисляет за ее предоставление плату.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 17 декабря 2020 года установлены долгосрочные тарифы на питьевую воду для потребителей ООО «Енисейский водоканал».
По результатам проведенной УФАС по Красноярскому краю проверки установлено, что действия администрации г. Енисейска по заключению указанного договора ответственного хранения от 18 октября 2018 года с ООО «Енисейский водоканал» не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, поскольку передача муниципальных объектов водоотведения (дата ввода в эксплуатацию которых составляет более пяти лет) могла быть осуществлена путем публичных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов в порядке, предусмотренном законодательством о концессионных соглашениях и иными нормативно-правовыми актами РФ (поскольку дата ввода указанных в договоре объектов водоснабжения в Эксплуатацию оставляет более 5 лет). Кроме того, администрация г. Енисейска в отношении объектов, предназначенных для выполнения функций водоснабжения, публичные процедуры на право заключения концессионного соглашения не провела, а нарушение вышеуказанных требований закона заключила договор ответственного хранения. Таким образом, ООО «Енисейский водоканал» в отсутствие правовых оснований получило право владеть и пользоваться муниципальным имуществом - объектами водоснабжения, что предоставило указанному субъекту необоснованное преимущественные условия деятельности в доступе к рынку водоснабжения в территориальных границах г. Енисейска Красноярского края. Передача права пользования объектами водоснабжения без проведения торгов приводит к устранению конкуренции за доступ на товарные рынки водоснабжения в территориальных границах г. Енисейска Красноярского края, свидетельствует об ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам к использованию муниципальных объектов коммунального назначения.
В этой связи, УФАС по Красноярскому краю в действиях администрации г. Енисейска установлены нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившейся, в том числе, в передаче ООО «Енисейский водоканал» по договору ответственного хранения муниципального имущества без проведения публичных процедур в нарушение порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», Приказа ФАС России № 67, ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и вынесено предупреждение о необходимости прекращения выше указанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью администрации г. Енисейска в срок до 01.06.2020 г. предписано: отменить распоряжение от 18 октября 2018 № 1063-1, принять меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по ничтожному договору ответственного хранения, принять организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке муниципальных объектов водоснабжения; не допускать фактов передачи в пользование хозяйствующим субъектам муниципальной собственности - объектов водоснабжения, являющихся предметом указанного договора, без соблюдения требований законодательства, в том числе Федерального закона «О защите конкуренции», Приказа ФАС России № 67, ФЗ «О концессионных соглашениях», а также статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В дальнейшем в связи с поступившими ходатайствами администрации г. Енисейска, срок исполнения указанного предупреждения был продлен УФАС по Красноярскому краю до 01 декабря 2021 года.
Также судом было установлено, что в целях устранения указанных в предписании нарушений распоряжением администрации г. Енисейска в УФАС администрацией г. Енисейска сообщено о проведении следующих мероприятий, направленных на устранение указанных в предписании нарушений: распоряжением администрации г. Енисейска от 12 февраля 2021 № 96-р создана комиссия по осмотру объектов централизованного водоснабжения, переданных на ответственное хранение в ООО «Енисейводоканал», а также Положение о порядке ее работы; распоряжением администрации г. Енисейска от 12 апреля 2021 № 307/1-р утверждена Дорожная карта по заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности г. Енисейска в порядке конкурса; ведется работа по принятию из государственной собственности Красноярского края в муниципальную собственность г. Енисейска сооружения «Оптимизация системы водоснабжения г. Енисейска Красноярского края» для формирования единого перечня имущества, как технологически связанного, передаваемого в концессию; в соответствии с дорожной картой 30.04.2021 г. заключен муниципальный контракт на оказание услуг по проведению обследования объектов системы холодного водоснабжения, со сроком оказания услуги - 90 календарных дней в отношении трех объектов (не находящихся в реестре муниципальной собственности); 26 февраля 2021 года заключены муниципальные контракты со сроком оказания по ним услуг - до 01 ноября 2021 года, на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимости (три скважины, и три водопроводные сети), на которые отсутствует соответствующая техническая документация.
Решение суда от 16 августа 2021 года было обжаловано ответчиком, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Красноярского краевого суда от 28 февраля 2022 года данное решение оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Оценив указанные в заявлении доводы ООО «Енисейский водоканал», исследовав представленные в подтверждение доводов доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 01 июля 2021 года, признав вышеприведенные фактические обстоятельства исключительными, которые препятствовали должнику в исполнении решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для рассрочки или отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.
Из приведенных законоположений следует, что решение вопроса об отсрочке исполнения решения является правом суда, обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки исполнения судебного акта должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения. При этом суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка исполнения решения может привести к затягиванию его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
В обоснование предоставления отсрочки исполнения решения ООО «Енисейский водоканал» предоставлены доказательства, подтверждающие прямую зависимость возможности исполнения решения Енисейского районного суда от 24 декабря 2018 года по делу №2-656/2018 от наличия концессионного соглашения, в связи с чем суд верно удовлетворил заявление ООО «Енисейский водоканал», поскольку решение суда от 16 августа 2021 года вступило в законную силу только 28 февраля 2022 года.
Доводы жалобы не влияют на правильность постановленного определения, поскольку опровергаются материалами дела и не содержат новых обстоятельств, которые бы не были учтены судом при предоставлении отсрочки исполнения решения.
При этом судебная коллегия обращает внимание, на то, что установленный срок отсрочки исполнения решения Енисейского районного суда от 24 декабря 2018 года, а именно до 01 июля 2022 года, на момент апелляционного рассмотрения дела истек.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены определения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
определение Енисейского районного суда Красноярского края от 08 июня 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Енисейского межрайонного прокурора Беликова А.С.– без удовлетворения.
Председательствующий: