ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9222/2012 от 11.12.2012 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: З Е.Е. Дело № 33-9222\2012

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород «11» декабря 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи – Д Г.И.,

судей: К М.А. и Б А.Е.,

при секретаре судебного заседания – Д Т.М.,

по докладу судьи областного суда Д Г.И.,

рассмотрев в порядке апелляционного производства материалы дела по апелляционной жалобе представителя администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области – по доверенности С Т.В.на решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 29.08.2012 года по делу по иску прокурора Бутурлинского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Бутурлинский муниципальный район Нижегородской области о признании незаконным действия администрации, выразившегося в нарушении порядка признания непригодным для проживания жилого дома, признании акта обследования жилого помещения незаконным и его отмене,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Бутурлинского района обратился в суд с иском, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования – Бутурлинский муниципальный район, к администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, в котором с учетом измененных требований просил:

признать незаконными действия администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, выразившиеся в нарушении установленного жилищным законодательством порядка признания непригодным жилого дома по адресу: «адрес обезличено» и утверждения заключения межведомственной комиссии № 7 от 14 мая 2012 года о непригодности жилого дома для постоянного проживания.

Признать акт обследования жилого помещения от 27 апреля 2012 г., акт обследования № 7 от 14 мая 2012 г. жилого дома и заключения межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 14 мая 2012 года № 7, незаконным.

Обязать администрацию Бутурлинского муниципального района устранить выявленные нарушения жилищного законодательства, путем отмены акта обследования жилого помещения от 27 апреля 2012 года, акта обследования № 7 от 14 мая 2012 г. и заключения о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания от 14 мая 2012 г. № 7.

Признать постановление администрации Бутурлинского муниципального района от 17 мая 2012 года № 439 «О сносе жилого дома» незаконным и подлежащим отмене.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Бутурлинского района Нижегородской области проведена проверка обращения Б Е.А. о правомерности сноса жилого дома по адресу: «адрес обезличено» и предоставлении жилого помещения.

В ходе проверки установлено, что указанный жилой дом является муниципальной собственность Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, что подтверждается распоряжением администрации Бутурлинского района № 559 от 16.08.2005 года.

Согласно постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 01 февраля 2012 года, вынесенного дознавателем ОГПН по Бутурлинскому району, в жилом доме, расположенном по адресу: «адрес обезличено», произошел пожар.

На основании заключения специалиста – инспектора ОГПН по Бутурлинскому району М Ф.Е. от 01.02.2012г., наиболее вероятной причиной пожара в указанном жилом доме послужила неисправность печного отопления.

Комиссией администрации Бутурлинского муниципального района в составе: председателя жилищной комиссии администрации Бутурлинского муниципального района заведующей ОУМИ и ЗР – П Н.В., главного специалиста ОУМИ и ЗР – Ш Т.В., зам. начальника отдела капитального строительства, архитектуры и ЖКХ – Н С.Б., главного специалиста сектора ЖКХ и жилищной политики отдела капитального строительства Е Т.А., заместителя главы администрации городского поселения р.п. Бутурлино Р С В был произведен осмотр жилого дома, находящегося по адресу: «адрес обезличено», составлен акт обследования жилого помещения от 27 апреля 2012 года, согласно которого жилой «адрес обезличено» признан не подлежащим восстановлению. Собственнику жилого дома – администрации Бутурлинского муниципального района было рекомендовано произвести снос жилого дома «адрес обезличено» в кратчайшие сроки.

Между тем, предусмотренный Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и постановлением главы местного самоуправления от 25.03.2008 № 59 «О межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» порядок признания жилого дома, расположенного по адресу: «адрес обезличено», непригодным для проживания, нарушен.

Так, заявление уполномоченного должностного лица, осуществляющего функции по распоряжению муниципальной собственностью – Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Бутурлинского муниципального района в межведомственную комиссию района не поступало.

Нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов, технический паспорт и план жилого дома, расположенного по адресу: «адрес обезличено»., в межведомственную комиссию Бутурлинского района по признанию жилья непригодным для проживания собственником не представлялись.

Исходя из акта обследования № 7 от 18.05.2012 года указанные в п. 43 Положения, мероприятия по надлежащему обследованию жилого дома межведомственной комиссией проведены не были. Справка Главного государственного инспектора Бутурлинского района по пожарному надзору от 15.05.2012 № 101 заключением соответствующего органа государственного контроля и надзора не является.

При проведении обследования на предмет пригодности для проживания жилого дома, расположенного по адресу: «адрес обезличено», член межведомственной комиссии Ш В.Н. участие не принимал. Инспекционное обследование Государственной жилищной инспекцией по Нижегородской области указанного дома после 30 января 2012 года не проводилось.

По мнению прокурора, заключение межведомственной комиссии от 18.05.2012г. № 7 является незаконным, не соответствующим действительности и подлежит отмене.

Кроме того, нарушен абзац 2 пункта 49 Положения, согласно которого на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, а также п. 3.10 Приложения 2 к постановлению главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от 25.03.2008 № 59, согласно которого на основании заключения Комиссии глава местного самоуправления Бутурлинского района издает соответствующее постановление.

Однако, в ходе проверки установлено, что 17.05.2012 администрацией Бутурлинского района издано постановление № 439 «О сносе жилого дома» в котором указано на то, что в связи с невозможностью восстановления жилого дома, расположенного по адресу: «адрес обезличено», являющегося объектом муниципальной собственности Бутурлинского муниципального района, пострадавшего в результате пожара 30.01.2012г., что подтверждается справкой, выданной отделением государственного пожарного надзора по Бутурлинскому надзору УНД ГУ МЧС России по Нижегородской области от 15.05.2012г. № «…», администрация Бутурлинского муниципального района постановляет: произвести снос жилого дома, находящегося по адресу: «адрес обезличено». То есть, администрацией Бутурлинского района постановление № 439 «О сносе жилого дома» издано ранее, чем межведомственной комиссией по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, составлены акт обследования указанного дома и заключение о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания.

Таким образом, по мнению прокурора действия администрации Бутурлинского муниципального района по признанию непригодным для проживания жилого дома, расположенного по адресу: «адрес обезличено»., и его сносу являются незаконными.

В суде первой инстанции и.о. прокурора Бутурлинского района – С Л.Е., заявленные требования поддержала в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель Администрации Бутурлинского муниципального района - С Т.В. в суде первой инстанции исковые требованиями прокурора не признала, указав на то, что порядок принятия о сносе сгоревшего дома по адресу: «адрес обезличено» был соблюден.

Решением Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 29.08.2012 года исковые требования прокурора Бутурлинского района - удовлетворены.

Признаны незаконными действия администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, выразившиеся в нарушении установленного жилищным законодательством порядка признания непригодным жилого дома по адресу: «адрес обезличено» и утверждения заключения межведомственной комиссии № 7 от 14 мая 2012 года о непригодности жилого дома для постоянного проживания.

Признаны акт обследования жилого помещения от 27 апреля 2012 г., акт обследования № 7 от 14 мая 2012 г. жилого дома и заключения межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 14 мая 2012 года № 7, незаконными.

Обязали администрацию Бутурлинского муниципального района устранить выявленные нарушения жилищного законодательства, путем отмены акта обследования жилого помещения от 27 апреля 2012 года, акта обследования № 7 от 14 мая 2012 г. и заключения о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания от 14 мая 2012 г. № 7.

Постановление администрации Бутурлинского муниципального района от 17 мая 2012 года № 439 «О сносе жилого дома» признано незаконным и подлежащим отмене.

В апелляционной жалобе представителя администрации Бутурлинского муниципального района – по доверенности С Т.В.ставится вопрос об отмене решения Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 29.08.2012 года как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, и принятии по делу нового решения, которым в удовлетворении иска прокурора Бутурлинского раона – отказать.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Бутурлинского муниципального района – по доверенности С Т.В.,судебная коллегия приходит к следующему.

Прокурор Бутурлинского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Бутурлинский муниципальный район обратился в суд с заявлением о признании незаконным действия администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, выразившегося в нарушении порядка признания непригодным для проживания жилого дома, признании акта обследования жилого помещения незаконным и его отмене

Решением Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 29.08.2012 года исковые требования прокурора Бутурлинского района - удовлетворены.

Признаны незаконными действия администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, выразившиеся в нарушении установленного жилищным законодательством порядка признания непригодным жилого дома по адресу: «адрес обезличено» и утверждения заключения межведомственной комиссии № 7 от 14 мая 2012 года о непригодности жилого дома для постоянного проживания.

Признаны акт обследования жилого помещения от 27 апреля 2012 г., акт обследования № 7 от 14 мая 2012 г. жилого дома и заключения межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 14 мая 2012 года № 7, незаконными.

Обязали администрацию Бутурлинского муниципального района устранить выявленные нарушения жилищного законодательства, путем отмены акта обследования жилого помещения от 27 апреля 2012 года, акта обследования № 7 от 14 мая 2012 г. и заключения о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания от 14 мая 2012 г. № 7.

Постановление администрации Бутурлинского муниципального района от 17 мая 2012 года № 439 «О сносе жилого дома» признано незаконным и подлежащим отмене.

Удовлетворяя требования прокурора Бутурлинского района суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункта 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Пунктом 45 Положения установлено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии с выше приведенным Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 г. администрацией Бутурлинского района было принято постановление № 59 от 25.03.2008 г. «О межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» которым утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (приложение 1); Регламент работы межведомственной комиссии по оценке соответствия жилых помещений и домов установленным требованиям (приложение 2); состав межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (приложение 3).

Согласно п. 1.3. Приложения 1 к постановлению главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от 25.03.2008 № 59 в своей работе Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области, постановлениями и распоряжениями главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района и настоящим Положением.

Пунктом 2.1 Приложения 1 к постановлению главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от 25.03.2008 № 59 установлено, что основными целями и задачами Комиссии являются:

- проведение оценки соответствия помещения требованиям установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - установленные требования);

- признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с п. 2.2 Приложения 1 к постановлению главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от 25.03.2008 № 59 по итогам работы Комиссия в течение 30 дней принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения установленным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В силу п. 2.3 Приложения 1 к постановлению главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от 25.03.2008 № 59 Комиссия в целях принятия одного из указанных в пункте 2.2 решений:

- осуществляет прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

- составляет заключение о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям и пригодным (непригодным) для проживания;

- составляет акт обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составляет на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключение;

Направляет заключение в администрацию Бутурлинского муниципального района для принятия решения по результатам работы комиссии.

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено,

распоряжением администрации Бутурлинского района Нижегородской области от 16 августа 2005 г. за № 559-р был принят в муниципальную собственность Бутурлинского района жилой фонд СПК «…», в том числе деревянный одноквартирный дом по адресу «адрес обезличено» (л.д. 24, 25).

Согласно выписки № 1820 из реестра муниципальной собственности Бутурлинского муниципального района от 15 мая 2012 г., подписанной заведующей ОУМИ и ЗР администрации Бутурлинского муниципального района, спорный жилой «адрес обезличено» включен в состав муниципальной имущественной казны Бутурлинского муниципального района, балансодержатель – администрация Бутурлинского муниципального района (л.д. 26).

Согласно выписки из похозяйственной книги от 23 мая 2012 г. № «…» в данном доме зарегистрированы: Я В Б, А И А и А Е А (л.д. 27).

А Е А является третьим лицом по делу (Б Е А), она обратилась в прокуратуру с заявлением о нарушении ее жилищных прав (л.д. 11).

30 января 2012 г. в жилом доме по адресу «адрес обезличено» произошел пожар, в результате пожара строение выгорело изнутри вместе с находящимся имуществом, выгорела кровля дома, что подтверждено справкой ОГПН по Бутурлинскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области от 15.05.2012 № 101 (л.д. 34).

Постановлением дознавателя ОГПН по Бутурлинскому району от 01 февраля 2012 г. было отказано в возбуждении уголовного дела по факту произошедшего пожара в связи с отсутствием состава преступления (л.д. 13-15).

Распоряжением главы администрации Бутурлинского муниципального района № 196-р от 06.04.2012 г. межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, созданной в соответствии с постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района № 59 от 25.03.2008 г., главой администрации Бутурлинского муниципального района, поручено провести обследование жилого дома, расположенного по адресу: «адрес обезличено» в срок до 30.04.2012 года (л.д. 28).

Комиссией администрации Бутурлинского муниципального района в составе: председателя жилищной комиссии администрации Бутурлинского муниципального района заведующей ОУМИ и ЗР – П Н.В., главного специалиста ОУМИ и ЗР – Ш Т.В., зам. начальника отдела капитального строительства, архитектуры и ЖКХ – Н С.Б., главного специалиста сектора ЖКХ и жилищной политики отдела капитального строительства Е Т.А., заместителя главы администрации городского поселения р.п. Бутурлино Р С В произведен осмотр жилого дома, находящегося по адресу: «адрес обезличено», о чем был составлен акт обследования жилого помещения от 27 апреля 2012 года, согласно которого: «адрес обезличено» признан не подлежащим восстановлению. Собственнику жилого дома – администрации Бутурлинского муниципального района было рекомендовано произвести снос жилого дома «адрес обезличено» в кратчайшие сроки (л.д. 29).

Из акта обследования жилого дома № 7 от 18.05.2012 г. (впоследствии дата исправлена на 14 мая 2012 г. в связи с произошедшей технической ошибкой) следует, что необходим снос жилого дома, расположенного по адресу: «адрес обезличено», и новое строительство. Однако, согласно данного акта – инструментального контроля и других видов контроля и исследований не проводилось (л.д. 30-31).

Согласно заключения о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания № 7 от 18.05.2012 г. (впоследствии дата так же исправлена на 14 мая 2012 г. в связи с произошедшей технической ошибкой), составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от 25.03.2008 г. № 59, установлено, что помещение жилого дома по адресу «адрес обезличено», не соответствуют требованиям, которым должно отвечать жилое помещение в соответствии с разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 вследствие ухудшений уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Межведомственная комиссия пришла к выводу о непригодности жилого помещения для постоянного проживания. Данное заключение было принято на основании акта обследования помещения и справки МЧС России (л.д. 32-33).

17 мая 2012 г. главой администрации Бутурлинского муниципального района принято постановление № 439 о сносе жилого дома по адресу: «адрес обезличено», основанием для сноса указано, что дом пострадал в результате пожара 30.01.2012 г., что подтверждается справкой, выданной отделением государственного пожарного надзора по Бутурлинскому району от 15.05.2012 г. № 101.

Однако ссылки на акт обследования жилого дома межведомственной комиссией и на заключение межведомственной комиссии, в данном постановлении не имеется(л.д. 35), следовательно, оно принято на основании справки ОГПН от 15.05.2012 г.

Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, и руководствуясь вышеприведенными нормами закона, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что акт обследования жилого помещения от 27.04.2012 года, составленный Комиссией администрации Бутурлинского муниципального района не может являться документом, на основании которого жилое помещение может быть признано непригодным для проживания.

Следует согласиться с выводами суда первой инстанции и о том, что предусмотренный Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и постановлением главы местного самоуправления от 25.03.2008 № 59 «О межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» порядок признания жилого дома, расположенного по адресу: «адрес обезличено», непригодным для проживания, не был соблюден.

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, заявление уполномоченного должностного лица, осуществляющего функции по распоряжению муниципальной собственностью – отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Бутурлинского муниципального района в межведомственную комиссию района не поступало.

Заявление собственника помещения комиссией не рассматривалось, протокол заседания комиссии суду не представлен.

Нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов, технический паспорт и план жилого дома, расположенного по адресу: «адрес обезличено», в межведомственную комиссию Бутурлинского района по признанию жилья непригодным для проживания собственником также не представлялись.

Согласно объяснений секретаря межведомственной комиссии С В.Н., полученное в ходе проведения проверки помощником прокурора Бутурлинского района в соответствии с законом «О прокуратуре РФ», С В.Н. вместе с распоряжением главы администрации № 196-р от 06.04.12 г. был представлен комиссионный акт обследования дома «адрес обезличено», выписка из реестра муниципальной собственности, справка ГО МЧС о пожаре. По результатам комиссионного обследования было принято решение о необходимости сноса данного дома (л.д. 40).

Однако, из анализа документов, на которые указывает С В.Н. в своих объяснениях, следует, что до комиссионного обследования, по результатам которого было принято решение о необходимости сноса дома (заключение межведомственной комиссии № 7) С В.Н. поступило распоряжение главы администрации № 196-р от 06.04.12 г., выписка из реестра муниципальной собственности (выданная ОУМИ и ЗР 15 мая 2012 г.), справка о пожаре ГО МЧС (выданная ОГПН по Бутурлинскому району 15 мая 2012 г.), следовательно, акт обследования и заключение межведомственной комиссии были составлены 15 мая 2012 г. или позднее этой даты, а не 14 мая 2012 г., как указано представителем администрации Бутурлинского муниципального района.

Кроме того, в соответствии с п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Однако как следует из акта обследования № 7 указанные выше мероприятия по надлежащему обследованию жилого дома межведомственной комиссией проведены не были. Справка Главного государственного инспектора Бутурлинского района по пожарному надзору от 15.05.2012 № 101 заключением соответствующего органа государственного контроля и надзора не является.

В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции в РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 № 75), органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, инженерного оборудования, а также за санитарным состоянием помещений жилищного фонда.

Согласно приложения № 3 к постановлению главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района № 59 от 25.03.2008 года «О межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», в состав указанной межведомственной комиссии включен начальник межрайонной государственной жилищной инспекции Ш В.Н.

Однако, при проведении обследования на предмет пригодности для проживания жилого дома, расположенного по адресу: «адрес обезличено, член межведомственной комиссии Ш В.Н. участие не принимал, извещения о месте и времени проведения межведомственной комиссии в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области в период с 14.05.2012 г. по 18.05.2012 г. не поступало, что подтверждается справкой от 29.08.2012 г. № «…»). Доказательств того, что представитель жилищной инспекции извещался телефонограммой, как на то указывает представитель ответчика, суду не представлено.

Кроме того, в обследовании спорного дома в с. Смагино и в работе межведомственной комиссии, выдавшей заключение № 7 о необходимости сноса дома не участвовал еще один член комиссии – С Т.В., что подтверждено ее объяснениями от 12 июля 2012 г., принятыми помощником прокурора Бутурлинского района в соответствии с законом «О прокуратуре РФ» в ходе проведения проверки, где С Т.В. указывала, что проводилось ли обследование «адрес обезличено» межведомственной комиссией она не знает, т.к. не является членом данной комиссии, по этой же причине не может пояснить, имеется ли протокол заседания данной комиссии и есть ли акт по результатам заседания комиссии (л.д. 37).

В акте № 7 обследования жилого дома «адрес обезличено» членом комиссии указана С Т.В., имеется подпись, выполненная в графе «С Т.В.», в заключении № 7 о признании указанного жилого дома непригодным для постоянного проживания так же членом комиссии указана С Т.В., в строке «С Т.В.» имеется подпись.

Кроме того, в нарушение абзаца 2 пункта 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006 г. согласно которого на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, администрацией района было издано постановление о сносе жилого дома.

Проанализирвав вышустановленнные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при принятии решения о признании жилого дома по адресу: «адрес обезличено» был нарушен порядок признания жилого дома, расположенного по адресу: «адрес обезличено», непригодным для проживания. Действия администрации Бутурлинского муниципального района выразившиеся в нарушении установленного жилищным законодательством порядка признания непригодным жилого дома по адресу: «адрес обезличено» и утверждения заключения межведомственной комиссии № 7 от 14 мая 2012 года о непригодности жилого дома для постоянного проживания, должны быть признаны незаконными. Акт обследования жилого помещения от 27 апреля 2012 г., акт обследования № 7 от 14 мая 2012 г. жилого дома и заключения межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 14 мая 2012 года № 7 также должны быть признаны незаконными и подлежат отмене. Администрация Бутурлинского муниципального района должна быть обязана устранить выявленные нарушения жилищного законодательства, путем отмены акта обследования жилого помещения от 27 апреля 2012 года, акта обследования № 7 от 14 мая 2012 г. и заключения о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания от 14 мая 2012 г. № 7. Постановление администрации Бутурлинского муниципального района от 17 мая 2012 года № 439 «О сносе жилого дома» должно быть признано незаконным и подлежащим отмене, а потому обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Бутурлинского района.

Доводы апелляционной жалобы представителя администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области – по доверенности С Т.В.не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 29.08.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Бутурлинского муниципального района – по доверенности С Т.В.– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий-

Судьи: