ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9234/2014 от 05.09.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья Горина Л.М. Дело № 33-9234/2014

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 05 сентября 2014 года в городе Волгограде судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

 председательствующего Колгановой В.М.

 судей Петрушенко Ф.П., Сукачева Д.Ю.

 при секретаре Обуховой Н.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области, действующего в интересах Шаталова М. Ю., к Министерству строительства Волгоградской области о возложении обязанности,

 по апелляционной жалобе Министерства строительства Волгоградской области,

 на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 17 июня 2014 года, которым исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области, действующего в интересах Шаталова М. Ю. – удовлетворены.

 Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Шаталова М.Ю. к Министерству строительства Волгоградской области о возложении обязанности.

 В обоснование своих требований указал, что по обращению Шаталова М.Ю. Михайловской межрайонной прокуратурой Волгоградской области была проведена проверка по вопросу обеспечения его жилым помещением. Согласно информации, полученной из администрации городского округа город <.......>, Шаталов М.Ю., проживающий по адресу: <адрес>, нуждается в получении жилья и поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

 В связи с чем, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд обязать Министерство строительства Волгоградской области предоставить Шаталову М.Ю. постоянное жилое помещение из специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе Министерство строительства Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в связи с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Волгоградской областной прокуратуры Бецкову И.Б., возражавшую относительно них, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

 На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, действующей с 01 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с пп. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

 По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

 Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

 Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

 На основании п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта РФ и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.

 В целях реализации вышеуказанных полномочий Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013 года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который содержит аналогичный вышеуказанному Федеральному закону порядок предоставления жилья детям-сиротам в Волгоградской области.

 В соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области от 19 марта 2013 года № 109-п «О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» решение о предоставлении гражданам жилых помещений принимается министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области переименованного на основании постановления Губернатора Волгоградской области от 09 января 2014 года № 3 в министерство строительства Волгоградской области.

 Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением <.......> районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Ш.Ю.Н. и Ш.Н.В. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Шаталова М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

 На основании договора № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетний Шаталов М.Ю. был передан на воспитание в приемную семью.

 В соответствии с постановлением администрации городского округа города <.......> Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, Шаталов М.Ю. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

 Однако до настоящего времени Шаталову М.Ю. жилое помещение уполномоченным органом не предоставлено.

 С учетом того, что с 01 января 2013 года полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам специализированного найма в Волгоградской области обладает министерство строительства Волгоградской области, а также принимая во внимание то, что Шаталов М.Ю., относящийся к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, достигший возраста 18 лет, жилым помещением не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области, возложив на указанный орган исполнительной власти обязанность предоставить Шаталову М.Ю. постоянное жилое помещение из специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку Шаталов М.Ю. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, так как иного жилья на праве собственности либо праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении.

 В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд наделен правом устанавливать срок добровольного исполнения ответчиком указанных в решении действий.

 Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда в части установления срока исполнения решения является незаконным, нельзя признать состоятельным.

 Указание в апелляционной жалобе о нарушении принятым решением прав и законных интересов других лиц, стоящих впереди в сводном списке и имеющих более раннюю дату постановки на учет нуждающихся, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам указанной категории не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а связано с иными обстоятельствами, предусмотренными ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании закона, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

 Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 17 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства Волгоградской области – без удовлетворения.

 Председательствующий: подпись

 Судьи: подписи

 Копия верна

 Судья

 Волгоградского областного суда Ф.П. Петрушенко