Судья – Головин А.Ю. Дело № 33-9246/2014
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«29» апреля 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего: Пегушина В.Г.
судей: Диянове С.П. и Диденко И.А.
по докладу судьи: Пегушина В.Г.
при секретаре: Фоменко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 на решение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 11 февраля 2014года, и возражения на апелляционную жалобу и.о. капитана морского порта Новороссийск < Ф.И.О. >6.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия капитана морского порта Новороссийск по отказу в выдаче лоцманского удостоверения с указанием в нем в качестве лоцманской организации ОАО «<...>» на основании решения аттестационной комиссии от <...> и просил обязать капитана морского порта Новороссийск выдать ему лоцманское удостоверение с указанием в нем в качестве лоцманской организации ОАО «<...>» на основании решения аттестационной комиссии от <...> года. Указал, что он является морским ломаном 1-й категории без ограничения дедвейта в районах лоцманской проводки № <...>, удовлетворяющим требованиям Положения о морских лоцманах утвержденного Приказом Минтранса РФ от <...> N <...> (далее Положение о морских лоцманах), что подтверждается лоцманским удостоверением № <...>, выданным <...> капитаном морского порта Новороссийск. В связи с заключением им трудового договора с ОАО «<...>» он <...> обратился к капитану морского порта Новороссийск с заявлением произвести замену лоцманского удостоверения <...> от <...> на его имя, путем выдачи лоцманского удостоверения с указанием в нем в качестве лоцманской организации ОАО «<...>». <...> он повторно подал заявление, с приложением документов, подтверждающих возникновение новых отношений между ним и ОАО «<...>», с лоцманским удостоверением <...> от <...> г.. Затем <...> он вновь письменно просил капитана морского порта Новороссийск подтвердить возможность пользования лоцманского удостоверения без его замены при осуществлении заявителем трудовых функций в ОАО «<...>», но капитан морского порта Новороссийск письмом от <...> отказал ему в замене лоцманского удостоверения № 76, выданного <...> г., а разъяснение о возможности использования лоцманского удостоверения <...> от 03.08.2010г. без его замены, при осуществлении заявителем трудовых функции в ОАО «<...>», не предоставил. <...> он письменно обратился к Капитану морского порта Новороссийск с просьбой произвести выдачу лоцманского удостоверения на его имя с указанием в нем организации ОАО «Флот НМТП» на основании решения аттестационной комиссии от <...> г., но капитан морского порта Новороссийск письмом от <...> отказал ему в выдаче лоцманского удостоверения на его имя с указанием в нем организации ОАО «<...>» на основании решения аттестационной комиссии от <...> г.. Считает действия капитана морского порта Новороссийск по отказу в выдаче ему лоцманского удостоверения с указанием в нем организации ОАО «<...>» на основании решения аттестационной комиссии от <...> противоречащими нормам действующего законодательства и нарушающими его права.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 11.02.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
В апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 просит отменить решение Октябрьского райсуда г. Новороссийска от 11.02.2014 года и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. капитан морского порта Новороссийск < Ф.И.О. >6 считает решение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя < Ф.И.О. >1, по доверенности < Ф.И.О. >7, поддержавшего доводы жалобы; представителя капитана морского порта Новороссийск, по доверенности < Ф.И.О. >8, считающего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения не имеется.
Согласно частям 1,2 ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» капитан морского порта осуществляет возложенные на него настоящим Федеральным законом, и другими Федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту.
Капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и действует на основании положения о капитане морского порта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта.
В соответствии с пунктом 2 Положения о капитане морского порта, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 19.12.2006 N 156, капитан морского порта является должностным лицом, выполняющим функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и иными федеральными законами, и осуществляет их в пределах предоставленных полномочий.
Согласно п.п. 30 п. 13 Положения о капитане морского порта, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 19.12.2006 N 156 капитан морского порта осуществляет выдачу лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.
В Уставе ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск» также отражено, что в состав Администрации входит капитан морского порта, являющийся самостоятельным должностным лицом, непосредственно реализующим свои полномочия в пределах предоставленной компетенции.
Приказом Федерального Агентства морского и речного транспорта от <...> № <...>к-мрф < Ф.И.О. >9 назначен на должность руководителя ФГУ Администрация морского порта Новороссийск, с <...> года.
Приказом Федерального Агентства морского и речного транспорта от <...> № <...>/к-мрф исполнение обязанностей капитана морского порта Новороссийск ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск» возложено на < Ф.И.О. >6 - первого заместителя капитана морского порта Новороссийск» с <...> года.
Таким образом, капитан морского порта является должностным лицом, который наделен административно-властными полномочиями контроля и надзора в области безопасности мореплавания в морском порту Новороссийск, в том числе осуществление выдачи лоцманских удостоверений. Следовательно, действия капитана морского порта Новороссийск могут быть обжалованы заинтересованным лицом в порядке Главы 25 ГПК РФ.
Согласно ст. 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.
Морским лоцманом (далее - лоцман) является гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Как следует из пункта 4 «Положения о морских лоцманах Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 22.07.2008 N 112 (ред. от 09.03.2010) морской лоцман должен иметь, в том числе - действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов.
Судом первой инстанции установлено, что < Ф.И.О. >1 является морским лоцманом 1-й категории без ограничения дедвейта в районах лоцманской проводки № 1,2,3,4, удовлетворяющим требованиям Положения о морских лоцманах утвержденного Приказом Минтранса РФ от <...> N 112, что подтверждается лоцманским удостоверением № 76, выданным <...> капитаном морского порта Новороссийск. В удостоверении в качестве лоцманской организации указан Новороссийский филиал ФГУП «Росморпорт».
Впоследствии < Ф.И.О. >1 сменил лоцманскую организацию (место работы). Так, <...> между ОАО «<...>» и < Ф.И.О. >1 заключен трудовой договор № <...>. Согласно приказу от <...> по ОАО «<...>» < Ф.И.О. >1 принят на работу в отдел мореплавания и охраны окружающей среды в должности старшего лоцмана на постоянной основе.
В силу пункта 1 ст. 93 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение.
В связи с изменением места работы (лоцманской организации) < Ф.И.О. >1 обратился с заявлениями от <...> г., от <...> в адрес капитана морского порта Новороссийск < Ф.И.О. >9, занимавшего на тот период должность капитана морского порта Новороссийск, с просьбой произвести замену лоцманского удостоверения <...> от <...> года, путем выдачи лоцманского удостоверения с указанием в нем в качестве лоцманской организации ОАО «<...>».
В письме от <...> в адрес капитана порта Новороссийск < Ф.И.О. >9 < Ф.И.О. >10 просил разъяснить возможность использования имеющегося у -него лоцманского удостоверения <...> без его замены при осуществлении трудовых отношений в ОАО «<...>». В случае невозможности, просил ускорить процесс замены удостоверения.
Капитан морского порта Новороссийск < Ф.И.О. >9 письмом от <...> <...> на выше перечисленные заявления сообщил < Ф.И.О. >1 о невозможности замены лоцманского удостоверения № <...>, выданного <...> года, по причине отсутствия установленного Положением о морских лоцманах порядка замены удостоверений. Было рекомендовано обратиться с заявлением по вопросу выдачу лоцманского удостоверения в порядке, предусмотренном Положением.
Письмом от <...> года, адресованным также капитану порта Новороссийск < Ф.И.О. >9, заявитель просил на основании решения аттестационной комиссии от <...> произвести выдачу лоцманского удостоверения на имя < Ф.И.О. >1 с указанием в нем организации ОАО «<...>». К заявлению приложил документы согласно перечню.
Капитан порта Новороссийск < Ф.И.О. >9 письмом от <...> <...> отказал < Ф.И.О. >1 в выдаче лоцманского удостоверения с указанием в нем организации ОАО «<...>» по причине того, что выдача лоцманского удостоверения сроком менее чем на 5 лет не предусмотрена действующим законодательством и противоречит требованию пункта 42 Положения о морских лоцманах РФ, которым предусмотрено, что капитан морского порта выдает лоцманское удостоверение сроком на 5 лет.
Несогласие заявителя с действиями капитана морского порта Новороссийск по отказу в выдаче ему лоцманского удостоверения с указанием в качестве лоцманской организации ОАО «<...>» на основании решения аттестационной комиссии от <...> года, послужило поводом для обращения в суд.
Согласно пунктам 33, 34 Положения о морских лоцманах аттестация кандидатов в морские лоцманы и морских лоцманов и присвоение им квалификационной категории осуществляются аттестационными комиссиями в форме аттестационного экзамена.
Председателем аттестационной комиссии является капитан морского порта, которым определяется ее персональный состав.
Пунктом 35 указанного Положения установлено, что аттестационные комиссии проводят следующие виды аттестации: - 1) аттестация кандидатов в морские лоцманы или морских лоцманов на присвоение квалификационной категории морского лоцмана на определенный район лоцманской проводки (первичная аттестация); - 2) аттестация морских лоцманов на подтверждение их квалификации, которая проводится один раз в пять лет (очередная (периодическая) аттестация); - 3) аттестация, проводимая по представлению руководителей лоцманских организаций или органов контроля и надзора на морском транспорте при необходимости повышения квалификационной категории морского лоцмана; - 4) неоднократном нарушении морским лоцманом правил лоцманской проводки судов или обязанностей морского лоцмана; - 5) аварийном случае с судном во время осуществления его лоцманской проводки, произошедшем по вине морского лоцмана; - 6) несоответствии морского лоцмана требованиям, установленным настоящим положением; - 7) существенном изменении особенностей района лоцманской проводки судов.
Согласно пунктам 41, 42 Положения о морских лоцманах результаты аттестационного экзамена заносятся в аттестационный лист, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в голосовании. Аттестационный лист хранится в личном деле морского лоцмана в службе капитана морского порта.
При положительном решении комиссии капитан морского порта выдает лоцманское удостоверение сроком на 5 лет.
Согласно представленной копии аттестационного дела < Ф.И.О. >1, на основании письма заместителя директора по эксплуатации НФ ФГУП «Росморпорт» от <...> № 1575/05.02 адресованном капитану морского порта, была проведена аттестация старшего лоцмана Службы лоцманских проводок НФ ФГУП «<...>» < Ф.И.О. >12 с получением соответствующих сертификатов, на предмет присвоения квалификации лоцмана 1-ой категории морского порта Новороссийск и получения разрешения осуществлять лоцманские работы в районе <...> морского порта Новороссийск.
По результатам проведенной аттестации комиссией подписаны протокол <...> от <...> и аттестационный лист лоцмана от <...> г., в которых отражено решение комиссии о допуске < Ф.И.О. >1 в работе морским лоцманм 1-й категории в районах лоцманской проводки №№1,2,3,4.
< Ф.И.О. >1 выдано лоцманское удостоверение <...> от <...> года, о том, что он является морским лоцманом 1-ой категории НФ ФГУП «<...>», с правом осуществления лоцманской проводки в зонах №<...> судов без ограничения дедвейта. Срок действия удостоверения установлен до <...> года, то есть выдано сроком на 5 лет, как установлено п. 42 Положения о морских лоцманах.
Согласно пункту 3 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного Приказом Минтранса РФ, Минтруда РФ от <...> №13/11, аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет. Досрочно аттестация производится в случаях, когда в организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.
В силу пункта 8 данного Положения, по результатам аттестации аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок: соответствует назначаемой (занимаемой) должности; не соответствует назначаемой (занимаемой) должности.
Выдача < Ф.И.О. >1 в настоящий момент нового лоцманского удостоверения с указанием лоцманской организации ОАО «<...>» на основании результатов прежней аттестационной комиссии от <...> повлечет нарушение требований п. 42 Положения о морских лоцманах. Так как срок действия лоцманского удостоверения на основании прежней аттестации является пресекательным - до <...> года, выдача нового удостоверения на основании прежней аттестации сроком менее 5 лет также повлечет нарушение п. 42 Положения.
Кроме того, нормами действующего законодательства РФ и Положением о морских лоцманах не предусмотрена процедура осуществления капитаном морского порта непосредственно замены ранее выданного удостоверения либо выдачи лоцманского удостоверения сроком менее 5 лет, в связи с изменением места работы, по результатам ранее проведенной аттестации.
Тем самым, выдача лоцманского удостоверения на меньший срок, чем 5 лет противоречит нормам действующего законодательства и не может быть осуществлена.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые действия капитана морского порта Новороссийск по отказу < Ф.И.О. >1 в замене (выдаче) лоцманского удостоверения с указанием в нем в качестве лоцманской организации ОАО «<...>» на основании решения аттестационной комиссии от <...> г., являются законными.
Кроме того, < Ф.И.О. >1 не лишен возможности в установленном Главой 5 Положения о морских лоцманах порядке вновь обратиться в адрес капитана морского порта Новороссийск с заявлением о проведении аттестации для последующего получения по результатам аттестации удостоверения лоцмана.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, также отвергаются, как необоснованные.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 11.02.2014 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 11 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу < Ф.И.О. >1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: