ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-924/2022 от 12.04.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу

судья Ленхобоев Ц.Г.

Дело №33-924/2022

(№ дела в суде 1-й инст. 2-209/2021)

УИД 75RS0006-01-2020-000490-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего судьи Малолыченко С.В.,

судей Казакевич Ю.А., Погореловой Е.А.,

при секретаре Балагуровой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 12 апреля 2022 г. гражданское дело по иску Болотовой Л. А. к администрации муниципального района «Акшинский район», Комитету по финансам администрации муниципального района «Акшинский район» об обязании исполнять распоряжение председателя совета муниципального района «Акшинский район», взыскании задолженности по оплате труда, компенсации за задержку оплаты труда, обязании произвести отчисления во внебюджетные фонды, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе истца Болотовой Л.А.

на решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 21 декабря 2021 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Болотовой Л. А. к администрации муниципального района «Акшинский район», Комитету по финансам администрации Муниципального района «Акшинский район» об обязании исполнять решения Совета муниципального района «Акшинский район», взыскании задолженности по оплате труда, компенсации за задержку оплаты труда, обязании произвести отчисления во внебюджетные фонды, компенсации морального вреда отказать».

Заслушав доклад судьи Малолыченко С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Болотова Л.А. обратилась в суд с иском, указывая на то, что она является депутатом Совета муниципального района «Акшинский район» 6 созыва, решением Совета муниципального района «Акшинский район» от избрана Председателем Совета.

Решением Совета муниципального района «Акшинский район» от «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района «Акшинский район» внесены изменения в Устав муниципального района «Акшинский район» в части исполнения полномочий председателя Совета муниципального района «Акшинский район» на постоянной основе, то есть за оплату. Данное решение вступило в законную силу с , с истец начала исполнять полномочия Председателя Совета муниципального района «Акшинский район» на постоянной основе.

Решением Совета муниципального района «Акшинский район» от утверждено «Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», в которое Решением Совета муниципального района «Акшинский район» от внесены изменения и дополнения.

Во исполнение данных решений председателем Совета муниципального района «Акшинский район» вынесены распоряжение от «О вступлении в должность Председателя Совета муниципального района «Акшинский район», которым установлено денежное вознаграждение, и распоряжение «Об утверждении штатного расписания Совета муниципального района «Акшинский район».

Указанные акты являются действующими, однако в настоящее время не исполняются, расходы на оплату труда в бюджете не предусмотрены, проект, предусматривающий данные расходы, администрацией района на рассмотрение Совета не представлялся, оплата труда истца не производится.

Просит обязать администрацию муниципального района «Акшинский район» исполнять распоряжение Председателя Совета муниципального района «Акшинский район» от «О вступлении в должность Председателя Совета муниципального района «Акшинский район», взыскать с администрации муниципального района «Акшинский район» задолженность по оплате труда в размере 443 065 руб., компенсацию за задержку (невыплату) оплаты труда в размере 14 668,64 руб., обязать администрацию муниципального района «Акшинский район» произвести отчисления и взносы на зарплату в фонды, установленные Федеральным законодательством, произвести исчисления в ФНС подоходного налога.

В дальнейшем истец неоднократно уточняла исковые требования, просила взыскать заработную плату за август 2020 г. в сумме 30 272 руб., отпускные за предоставленный отпуск в количестве 14 календарных дней в сумме 30 243 руб., единовременную выплату к отпуску в сумме 22 208 руб., разницу между заявленной компенсацией и рассчитанной на в сумме 3 757 руб., заработную плату за сентябрь 2020 г. в сумме 40 278 руб., отпускные за предоставленный отпуск в количестве 25 календарных дней в сумме 53 505 руб., единовременную выплату к отпуску в сумме 11 625 руб., заработную плату за октябрь 2020 г. в сумме 31 647 рублей, заработную плату за ноябрь 2020 г. в сумме 63 295 руб., заработную плату за декабрь 2020 г. в сумме 63 295 руб., заработную плату за январь 2021 г. в сумме 65 191 руб., разницу между заявленной компенсацией и рассчитанной на в сумме 32 984,95 руб., заработную плату за февраль 2021 г. в сумме 65 191 руб., разницу между заявленной компенсацией и рассчитанной на в сумме 3 203 руб., компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб. (т. 1, л.д. 3-5, 62, т. 2, л.д. 15, 58).

В судебном заседании истец Болотова Л.А. заявленные исковые требования уточнила, в связи с отменой судом распоряжения Председателя Совета от , просила обязать ответчика – администрацию муниципального района «Акшинский район» исполнять решение Совета муниципального района «Акшинский район» от и решение Совета муниципального района «Акшинский район» от . В остальной части исковые требования поддержала.

Определением Акшинского районного суда Забайкальского края от к участию в деле были привлечены прокурор Акшинского района, в качестве ответчика – Комитет по финансам администрации муниципального района «Акшинский район», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Контрольно-счетная палата администрации муниципального арйона «Акшинский район», Министерство финансов Забайкальского края (т. 1, л.д. 1-2, т. 2, л.д. 44)

Судом постановлено приведенное выше решение (т. 3, л.д. 39-43).

В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с вынесеннм решением, просит его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование своих требований Болотова Л.А. указывает на то, что вывод суда о том, что в бюджете муниципального района «Акшинский район» на 2020 г. средств на финансирование оплаты труда председателя Совета МР «Акшинский район» не были предусмотрены, не соответствует действительности, поскольку в протоколе судебного заседания от имеются показания председателя Контрольно-счетной палаты Теплинской Е.Г., которая указывала на обратное – денежные средства на оплату труда председателя были предусмотрены в полном объеме, но в нарушение бюджетного законодательства не были использованы. истец просила суд отложить рассмотрение гражданского дела до выздоровления Теплинской Е.Г., чтобы подтвердить вышеуказанный довод. Кроме того, в бюджете на 2021 г. денежные средства на оплату заработной платы председателя также были предусмотрены. Суд первой инстанции не дал надлежащей оценки вышеуказанному факту, и уточненные исковые требования истца о взыскании заработной платы за январь и февраль 2021 г. по неизвестным истцу причинам остались без удовлетворения. Судом также не были приняты во внимание доказательства наличия в бюджете денежных средств, представленные истцом, но при этом суд принял устное заявление представителя ответчика об отсутствии денежных средств в бюджете, что является нарушением принципа законности и справедливости. Ссылка суда на отмененные распоряжения председателя Совета и решение Совета необоснованны, поскольку они определяют только размер оплаты труда. Распоряжение о вступлении в должность не отменено, а вместо решения , принято решение Совета муниципального района «Акшинский район» , действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с . Данное решение судом первой инстанции не оценено (т. 3, л.д. 53-55).

Ответчики и третьи лица, участвующие в деле, в зал судебных заседаний не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей не направили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в силу ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не могут противоречить федеральным законам.

Частями 1 и 3 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Численность депутатов представительного органа поселения, городского округа, муниципального района согласно ч. 6 и 7 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется уставом муниципального образования и не может быть менее числа, установленного данным Федеральным законом, с учетом численности населения муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

При этом согласно ч. 5 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

В силу ст. 1 Закона Забайкальского края от 24 декабря 2010 г. № 455-ЗЗК «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, гарантируются условия, направленные на социальную и правовую защищенность лиц, замещающих муниципальные должности, и обеспечивающие осуществление ими своих полномочий, в том числе на получение денежного вознаграждения (ч. 1 и 3).

Реализуя предоставленные законом полномочия правительство Забайкальского края постановлением от 09.06.2020 № 195 утвердило методику расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края.

Аналогичные по своему содержанию положения предусмотрены в части 3 статьи 27, статье 29 Закона Забайкальского края от 10 июня 2020 г. № 1826-ЗЗК «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Забайкальском крае».

Таким образом, депутатам органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, действительно гарантировано право на получение денежного вознаграждения, которое на территории Забайкальского края устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами.

Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование вопросов о расходных обязательствах муниципального образования, в п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрел право органов местного самоуправления самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим кодексом.

В силу п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

При этом положениями ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право устанавливать нормативы как в абсолютной, так и относительной величине, характеризующей расходы на оплату труда указанных категорий работников и (или) содержание органов местного самоуправления.

Порядок расчета, установление и величина указанных нормативов определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в рамках реализации их бюджетных полномочий в части установления условий предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, закрепленных ст. 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исходя из приведенных норм действующего законодательства, положений ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что решением Совета муниципального района «Акшинский район» от истец Болотова Л.А. избрана Председателем Совета муниципального района «Акшинский район» на срок полномочий Совета муниципального района «Акшинский район» 6 созыва.

Решением Совета муниципального района «Акшинский район» от в ч. 10 ст. 23 Устава муниципального района «Акшинский район» внесены изменения, которыми определено исполнение председателем Совета полномочий на постоянной основе, то есть за плату.

Болотова Л.А. приступила к исполнению обязанностей на постоянной основе с

Решением Совета муниципального района «Акшинский район» от «О денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район» утверждено Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район».

Согласно решению Совета муниципального района «Акшинский район» от в указанное Положение внесены дополнения и изменения, касающиеся установления председателю Совета муниципального района «Акшинский район», осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, денежного вознаграждения, его составляющие, размер, предельный размер фонда оплаты труда.

На основании распоряжения Совета муниципального района подписанного председателем Совета муниципального района «Акшинский район» Болотовой Л.А. от «О вступлении в должность председателя Совета муниципального района «Акшинский район» 6 созыва», Болотова Л.А. считается вступившей в должность председателя Совета муниципального района «Акшинский район» 6 созыва с Абзацем вторым указанного постановления председателю Совета муниципального района «Акшинский район» установлено денежное вознаграждение в соответствии с «Положением о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденным решением Совета муниципального района «Акшинский район» от и решением Совета муниципального района «Акшинский район» о «внесении дополнений и изменений в «Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденное решением Совета муниципального района «Акшинский район» от и от .

Распоряжением Совета муниципального района «Акшинский район» от г., подписанным председателем Совета муниципального района «Акшинский район» Болотовой Л.А., утверждено штатное расписание от г. с составом в количестве одной единицы и общим фондом оплаты труда руб. в месяц.

Распоряжением Совета муниципального района «Акшинский район» от , также подписанным председателем Совета муниципального района «Акшинский район» Болотовой Л.А., утверждено штатное расписание от с составом в количестве одной единицы - председателя Совета. Пунктом вторым указанного распоряжения установлено денежное вознаграждение председателю Совета в размере из расчета в соответствии с «Методикой расчета нормативов расходов на держание органов местного самоуправления муниципальным образований Забайкальского края, утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 июня 2020 г. № 195 «Об утверждении Методики расчета нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края».

Решением Забайкальского краевого суда от 11 сентября 2020 г. решение Совета муниципального района «Акшинский район» от «О внесении дополнений и изменений в Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденное решением Совета муниципального района «Акшинский район» от » признано недействующим со дня принятия. Данное решение оставлено без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда от

Распоряжения Председателя Совета муниципального района «Акшинский район» от , , от в части установления денежного содержания Председателю Совета, утверждения штатного расписания признаны судом недействующими с момента принятия как незаконные и не соответствующие нормам действующего законодательства.

Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванным правовым регулированием, исходил из того, что поскольку средства на функционирование представительного органа муниципального образования на 2020 год не были заложены в бюджете муниципального района «Акшинский район», оснований для взыскания с ответчика в пользу Болотовой Л.А. задолженности по оплате труда на основании Решения Совета МР «Акшинский» от не имеется.

Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает их заслуживающими внимания, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).

По мнению судебной коллегии, такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении данного дела были допущены, в связи с чем имеются основания для отмены постановленного решения суда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное по делу решение суда не отвечает вышеуказанным требованиям в силу следующего.

Так, вопреки выводам суда первой инстанции, в бюджете муниципального района «Акшинский район» на 2020 г. средства на финансирование оплаты труда председателя Совета муниципального района «Акшинский район» были предусмотрены, в частности, решениями Совета муниципального района «Акшинский район» от и были внесены изменения и дополнения в решение Совета муниципального района «Акшинский район» от «Обутверждении бюджета муниципального района «Акшинский район» на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг.», из приложения к которым следует, что финансирование председателя представительного органа муниципального образования предусмотрено в бюджете района отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджета; всего на оплату денежного вознаграждения истца на 2020 г. предусмотрено 1 137 093 руб.

Кроме того, решением Совета муниципального района «Акшинский район» от «О бюджете муниципального района «Акшинский район» на 2021 г. и плановые период 2022 и 2023 гг.» также были предусмотрены средства на финансирование денежного вознаграждения председателя представительного органа муниципального образования, что следует из приложения .

Таким образом, финансовые ассигнования на денежное вознаграждение председателя Совета муниципального района «Акшинский район» в бюджетах района на 2020 г. и 2021 г. были заложены и предусмотрены, как того требует действующее вышеназванное правовое регулирование.

Согласно Методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований края, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 09.06.2020 № 195, размер должностного оклада председателя представительного органа муниципального района, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе составляет до 100% должностного оклада главы муниципального района (Приложение № 5 к Методике); размер должностного оклада главы муниципального района «Акшинский район» составляет 7 508 руб. (в 2020 г.) и 7 733 руб. (2021 г.) (п. 7 Приложения № 3 к Методике); размер фонда оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований края для главы муниципального района и председателя представительного органа муниципального района составляет – 73,4 должностных оклада, составляющих фонд оплаты труда (п. 2 Приложения № 6 к Методике).

Также в соответствии со ст. 29 Закона края от 10.06.2020 № 1826-ЗЗК «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Забайкальском крае» лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, муниципальным нормативным правовым актом за счет средств местного бюджета устанавливается денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада, надбавок и иных выплат.

На денежное вознаграждение производится начисление районного коэффициента, действующего на территории Забайкальского края (40%), и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (30%).

Кроме того, указанным лицам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с федеральным законодательством, возмещаются расходы, связанные с использованием личного транспорта в служебных целях, производится возмещение расходов, связанных со служебными командировками при осуществлении ими своих полномочий за счет средств местного бюджета может быть предусмотрена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности).

С. муниципального района «Акшинский район» принято решение «О внесении дополнения и изменения в Положение о денежном вознаграждении и предоставлении отпуска лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального района «Акшинский район», утвержденное решением Совета муниципального района «Акшинский район» от ».

Названным решением председателю Совета муниципального района «Акшинский район», осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, устанавлено денежное вознаграждение в размере 5,7 должностного оклада ежемесячно состоящее из должностного клада в размере 7 508 руб., ежемесячных и иных дополнительных выплат (ежемесячного денежного поощрения в размере 4,7 должностных окладов; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2 должностных окладов, материальной в размере 1 должностного оклада). Размер фонда оплаты труда председателя Совета района в расчете на год не может превышать 73,4 должностных оклада.

Исходя из изложенного, решение в части установления денежного вознаграждения председателю Совета муниципального района, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, принято в рамках действующего законодательства.

При этом, п. 4 данного решения регламентирует распространение его действия на правоотношения, возникшие с .

Что касается позиции представителя третьего лица прокуратуры Забайкальского края о невозможности распространения положений указанного решения на правоотношения, возникшие с , то судебной коллегией она отклоняется, поскольку на законодательном уровне прямого запрета на установление конкретного размера денежного вознаграждения представителю органа местного самоуправления уже после утверждения бюджета на финансовый год, при условии включения бюджетных ассигнований на содержание того или иного органа, не предусмотрено.

Так, в соответствии ч. 4 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных БК РФ.

Согласно п. 2 ст. 83 БК РФ допускается выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

При этом, судебная коллегия учитывает, что размер денежного вознаграждения истца, заявленный Болотовой Л.А. в исковом заявлении, и установленный решением Совета муниципального района «Акшинский район» от , соответствует Методике расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от , общий размер которого за 2020 г. не превышает финансирования председателя представительного органа муниципального образования, предусмотренного в бюджете района на 2020 г. отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджета, в размере 1 137 093 руб.

Кроме того, судебная коллегия также учитывает положения ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), в соответствии с которой действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения в его действия, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. При этом, решение Совета муниципального района «Акшинский район» от прямо предусматривает распространение действия на правоотношения, возникшие с . А также тот факт, что решение Совета муниципального района «Акшинский район» от в оспариваемой части представителем третьего лица в установленном законом порядке незаконным не признано.

Судебной коллегией отклоняется как несостоятельная позиция представителя третьего лица – прокуратуры Забайкальского края о том, что бюджет муниципального района «Акшинский район» является дотационным, в нем отсутствуют средства, в связи с чем, оснований для взыскания в пользу истца денежного вознаграждения за 2020 г. не имеется, поскольку средства на финансирование денежного вознаграждения председателя представительного органа муниципального образования были предусмотрены, а потому бюджет подлежит исполнению в указанной части.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Болотовой Л.А. о взыскании в ее пользу денежного вознаграждения за период с по и отпускных в заявленном размере.

Судебной коллегией проверен представленный истцом расчет денежного вознаграждения за спорный период и отпускных, который является арифметически верным, при этом, также признан правильно исчисленным председателем Контрольно-счетной палаты муниципального района «Акшинский район».

Судебная коллегия также полагает необходимым в этой связи отметить, что истцом предъявлены ко взысканию: денежное вознаграждение за период с по в размере 802 234 руб. и отпускные в размере 117 581 руб. уже за вычетом НДФЛ.

Поскольку письмом Минфина РФ от 27.03.2013 № 03-04-05/6-293 «Об обложении налогом на доходы физических лиц доходов депутатов представительного органа муниципального собрания» установлено, что депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физического лица, а также с учетом требований Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», подлежат удовлетворению и исковые требования Болотовой Л.А. о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Акшинский район», Комитет по финансам администрации муниципального района «Акшинский район» произвести за период осуществления полномочий Болотовой Л. А. с по платежи в МРИ ФНС по налогам на доходы, отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

Так, согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Указанные в абз. 1 п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ лица именуются налоговыми агентами.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.

В силу ч. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Положениями ст. 12 вышеназванного закона определены права и обязанности страхователей, в том числе обязанности страхователя встать на учет и сняться с учета у страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы; представлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов; вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме; предъявлять страховщику и (или) налоговому органу для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Таким образом, с учетом вышеназванного правового регулирования обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, а также по исчислению и перечислению обязательных страховых взносов с дохода работника возложены на работодателя, который выступает в роли налогового агента.

Вместе с тем, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, установленной ст. 236 ТК РФ и компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ, исходя из следующего.

Так, согласно п. 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 15-П выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым – реализацию норм ст. 32 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (ч. 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного ст. 37 (ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.

Таким образом, положения Трудового кодекса Российской Федерации в рассматриваемой части к лицам, замещающим муниципальные должности, применяться не могут.

Судебная коллегия также не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Болотовой Л.А. о возложении обязанности на ответчика администрацию муниципального района «Акшинский район» исполнять решение Совета муниципального района «Акшинский район» от и решение Совета муниципального района «Акшинский район» от , поскольку как следует из объяснений истца в суде апелляционной инстанции, последняя прекратила свои обязанности в должности председателя Совета муниципального района «Акшинский район», в связи с чем, правового значения исполнение указанных решений для истца не несет.

Между тем, удовлетворяя исковые требования Болотовой Л.А. о взыскании в ее пользу денежного вознаграждения за спорный период и отпускных, о возложении обязанности на ответчика произвести соответствующие отчисления, судебная полагает необходимым указать на то, что решение суда в указанной части принудительному исполнению не подлежит, в связи с фактическим исполнением, поскольку сторонами не оспаривается тот факт, что ранее решение суда было исполнено в данной части, что также подтверждено представленными в суд апелляционной инстанции доказательствами.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 21 декабря 2021 г. отменить.

Принять новое решение, которым исковые требования Болотовой Л. А. удовлетворить частично.

Взыскать с администрации муниципального района «Акшинский район», Комитета по финансам администрации муниципального района «Акшинский район» за счет средств бюджета муниципального района «Акшинский район» в пользу Болотовой Л. А. за период с по денежное вознаграждение в размере 802 234 руб., отпускные в размере 117 581 руб.

Возложить обязанность на администрацию муниципального района «Акшинский район», Комитет по финансам администрации муниципального района «Акшинский район» произвести за период осуществления полномочий Болотовой Л. А. с по платежи в МРИ ФНС по налогам на доходы, отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение суда в части взыскания денежных средств и возложения обязанности произвести соответствующие отчисления принудительному исполнению не подлежит, в связи с фактическим исполнением.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции г. Кемерово в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы в Акшинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий С.В. Малолыченко

Судьи Е.А. Погорелова

Ю.А. Казакевич

Апелляционное определение изготовлено 25.04.2022.