АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 декабря 2017 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Дроздова В.Ю., Назарука М.В.
при секретаре Мурзафаровой К.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степаняна Эдуарда Мартуновича к Департаменту социального развития ХМАО – Югры о присвоении звания «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе Степаняна Эдуарда Мартуновича на решение Ханты-Мансийского районного суда от 22.09.2017 г., которым отказано в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Степанян Э.М. обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указал, что в 2008 г. был награжден Почетной грамотой Следственного комитета при прокуратуре РФ, в 2011 г. – медалью «За службу на Северном Кавказе» и нагрудным знаком «За службу России», в 2012 г. – медалью «За заслуги», в 2014 г. – медалью «За безупречную службу» III степени, знаком отличия «Отличник следственных органов». Истец обратился в Департамент социального развития ХМАО – Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако, ответчик отказал ему в присвоении данного звания. Считает отказ ответчика неправомерным, поскольку имеющиеся у него награды являются ведомственными знаками отличия в труде, в связи с чем, он имеет право на присвоение звания «Ветеран труда». Просит признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО – Югры в присвоении звания «Ветеран труда», признать за ним право на присвоение данного звания, обязать ответчика выдать удостоверение «Ветеран труда».
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Степанян Э.М. оспаривает законность и обоснованность решения. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права. Не соответствует материалам дела вывод суда об отсутствии у истца необходимой выслуги лет для назначения пенсии. Суд не учел, что апеллянт награжден ведомственными знаками отличия и приобрел право на пенсию по выслуге лет до 30.06.2016 г.
В суде апелляционной жалобе Степанян Э.М. просил отменить решение по доводам жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требования об оспаривании решения Департамента социального развития ХМАО – Югры от (дата) и признания права на присвоение звания «Ветеран труда» - по п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с неправильным установлением судом обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильным применением норм материального прав.
Степанян Э.М. награжден Почетной грамотой Следственного комитета при прокуратуре РФ, медалями «За службу на Северном Кавказе», «За заслуги», «За безупречную службу» III степени, знаком отличия «Отличник следственных органов», нагрудным знаком «За службу России».
Истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
Департамент социального развития ХМАО – Югры отказал истцу в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку награды истца не являются ведомственными знаками отличия в труде, являющимися основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Кроме того, истец не имеет необходимого стажа.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции до 01.07.2016 г.) ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
С 01.07.2016 г. положения указанной правовой нормы изменились: ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями СССР или РФ, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные почетными грамотами Президента РФ или удостоенные благодарности Президента РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Присвоение звания «Ветеран труда» носит заявительный характер.
Для правильного разрешения спора необходимо установить - когда истец обратился к ответчику с заявлением о присвоения звания «Ветеран труда» и применить законодательство, действовавшее на дату подачи заявления.
Материалы дела не содержат сведений - когда истец обращался к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», а суд не вынес данный вопрос на обсуждение.
Между тем, согласно ч. 2 ст. 58 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно представленным истцом в суд апелляционной инстанции доказательствам истец обращался к ответчику за присвоением звания «Ветеран труда» по тем же основаниям до 01.07.2016 г.
Судебная коллегия принимает новые доказательства, поскольку истец не представил их в суд первой инстанции по уважительным причинам, т.к. судом не обсуждался вопрос о периоде обращения истца к ответчику с соответствующим заявлением.
Департамент социального развития ХМАО – Югры отказал истцу в присвоении звания «Ветеран труда» впервые (дата), после чего истец обращался к ответчику с заявлением о пересмотре принятого решения.
Суд, не учел, что (дата) ответчиком повторно принято решение об отказе в удовлетворении заявления, поэтому для разрешения данного спора подлежат применению нормы, действовавшие до 01.07.2016 г.
Приказом Первого заместителя Генерального прокурора РФ от (дата)(номер)-т/п Степанян Э.М. награжден Почетной грамотой за значительный вклад в обеспечение деятельности Следственного комитета, достижение высоких результатов работы и примерное исполнение служебных обязанностей.
В соответствии с действовавшим на дату награждения «Положением о наградах прокуратуры РФ» (утв. приказом Генпрокуратуры РФ от 06.04.2007 г. № 393-к) Почетная грамота является ведомственным знаком отличия в труде.
На основании приказа председателя Следственного комитета РФ от (дата)(номер)-кт/п Степанян Э.М. за добросовестное исполнение служебных обязанностей и высокий профессионализм, многолетнюю и эффективную службу, достижение высоких показателей в работе и выполнение заданий особой важности и сложности награжден медалью «За заслуги», которая в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28.12.2010 г.№ 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» является ведомственным знаком отличия в труде.
Приказом председателя Следственного комитета РФ от (дата)(номер)-кт/п Степанян Э.М. за добросовестное исполнение служебных обязанностей и высокий профессионализм, многолетнюю и эффективную службу, достижение высоких показателей в работе и выполнение заданий особой важности и сложности награжден медалью «За безупречную службу» III степени, которая в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28.12.2010 г.№ 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» является ведомственным знаком отличия в труде.
Согласно приказу председателя Следственного комитета РФ от (дата)(номер)-кт/п Степанян Э.М. за добросовестное исполнение служебных обязанностей и высокий профессионализм, многолетнюю и эффективную службу, достижение высоких показателей в работе и выполнение заданий особой важности и сложности награжден знаком «Отличник следственных органов», который в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28.12.2010 г.№ 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» является ведомственным знаком отличия в труде.
В соответствии с п. 13 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»).
Согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей» право на пенсию за выслугу лет истец приобретает при наличии выслуги 20 лет и более.
Из приказа СУ СК РФ по ХМАО – Югре от (дата)(номер)-к следует, что на (дата) истец имеет выслугу лет в календарном исчислении 14 лет 10 месяцев 26 дней, льготную 23 года 11 месяцев 19 дней.
Приказ СУ СК РФ по ХМАО – Югре от (дата) подтверждает право истца на пенсию по выслуге лет с (дата).
На дату первичного обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» до 01.07.2016 г. истец соответствовал нормативно установленным требованиям, указанным в ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции до 01.07.2016 г.), поскольку был награжден ведомственными знаками отличия в труде и имел стаж необходимый для назначения пенсии по выслуге лет.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В силу п.п. 2 п. 4 ст. 1 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре» (в редакции до 01.07.2016 г.) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, как федеральным законом, так и законом субъекта РФ до 01.07.2016 г. было определено, что правом на присвоение звания «Ветеран труда» обладают лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий стаж или выслугу лет для назначения пенсии. Действовавшее в тот период законодательство не содержало требования о расчете выслуги в календарном исчислении.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре» перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечень наград, почетных званий ХМАО – Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки лицам, указанным в п.п. 2 п. 4 ст. 1, п.п. 2 п. 1 ст. 3 настоящего Закона, утверждаются Правительством ХМАО – Югры.
По смыслу закона, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», Правительство ХМАО – Югры не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и п.п. 2 п. 4 ст. 1 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре».
Отказывая истцу в удовлетворении требования о присвоении звания «Ветеран труда» при первичном обращении, ответчик ссылался на недостаточность стажа и отсутствие ведомственных наград истца в «Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки» (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005 г. № 103-п).
В письме от (дата)(номер)-Исх-12470 Департамент социального развития ХМАО – Югры указывает на отсутствие оснований для присвоения звания «Ветеран труда» по нормам, введенным в действие с 01.07.2016 г. Ответчиком не учтены ведомственные награды истца, поскольку они не включены в «Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки» (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005 г. № 103-п).
Между тем, отсутствие в «Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки» (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005 г. № 103-п), вышеуказанных ведомственных знаков отличия в труде, не дает оснований для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» истцу, соответствующему критериям ветерана труда, установленным до 01.07.2016 г. п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и п.п. 2 п. 4 ст. 1 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре».
С учетом изложенного, исковые требования Степаняна Э.М. подлежат удовлетворению в части оспаривания отказа ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» и признании права на присвоение звания.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
В части отказа в удовлетворении требования о возложении на Департамент социального развития ХМАО – Югры обязанности выдать удостоверение «Ветерана труда» решение подлежит оставлению без изменения, поскольку в соответствии с п. 1.3 «Порядка присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений» (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 26.06.2006 г. № 142-п) выдача удостоверений «Ветеран труда» осуществляется многофункциональным центром. На Департамент социального развития ХМАО – Югры не возложена обязанность по выдаче удостоверений.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
отменить решение Ханты-Мансийского районного суда от 22.09.2017 г. в части отказа в удовлетворении требования Степаняна Эдуарда Мартуновича об оспаривании решения Департамента социального развития ХМАО – Югры от (дата) и признания права на присвоение звания «Ветеран труда». Принять в данной части новое решение.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО – Югры от (дата) в присвоении Степаняну Эдуарду Мартуновичу звания «Ветеран труда».
Признать за Степаняном Эдуардом Мартуновичем право на присвоение звания «Ветеран труда».
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий | Ишимов А.А. |
Судьи | Дроздов В.Ю. |
Назарук М.В. |