судья Белова Т.В. Дело № 33-9253/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ставрополь 16 ноября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Быстрова О.В.,
судей Шурловой Л.А., Луневой С.П.
с участием секретаря Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению помощника прокурора Нефтекумского района на решение Нефтекумского районного суда от 18 августа 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 14» об обязании принятия мер по внесению изменений в Устав муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14», заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.
установила:
Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, МКОУ «СОШ №14» в котором просил обязать ответчиком приять меры по внесению изменений в Устав МКОУ «СОШ №14», с определением в Уставе положения о предоставлении директором МКОУ «СОШ №14» нанимателю (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в МКОУ «СОШ №14», по результатам которой выявлены нарушения закона, в частности, содержание Устава школы № 14 утвержденного приказом отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района от 28.11.2011 № 398, не соответствует требованиям Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в связи с чем Устав подлежит изменению.
Директор школы № 14, являясь руководителем муниципального учреждения, обязан предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а Уставом школы № 14 закреплен исчерпывающий перечень обязанностей директора школы, в который не включена обязанность должностного лица - руководителя муниципального учреждения представлять нанимателю (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований - отказано.
В апелляционном представлении помощник прокурора Нефтекумского района Третьяков М.А. просит отменить решение, как незаконное.
В возражениях на апелляционное представление ответчик, в лице представителя администрации Нефтекумского муниципального района по доверенности Муртазалиевой Р.Ш. просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явилась представитель ответчика директор МКОУ СОШ №14 Янмурзаева Х.М. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении и в возражении, заслушав процессуального истца прокурора Пилипко Д.А., поддержавшего доводы апелляционного представления и просившего о его удовлетворении, а решение отмене, представителя ответчика по доверенности Муртазалиеву Р.Ш. об отклонении доводов апелляционного представления и оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия условий к их удовлетворению не находит по следующим основаниям.
Судом правильно определен характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применен и истолкован верно. Существенных нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
В соответствии со ст. ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, во исполнение нормы Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» принято Постановление администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 06.11.2015 года № 946 «О порядке предоставления лицами, поступающими на должности руководителей муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, и руководителями муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района Ставропольского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», которым регламентирован порядок и сроки предоставления указанных сведений при назначении на должность руководителя муниципального учреждения, а также при ее замещении (л.д.50).
Распоряжением администрации Нефтекумского муниципального района от
01.04.2013 года № 90-р определены ответственные за сбор сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении руководителей муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района Ставропольского края. В частности, в отношении образовательных организаций района ответственным органом назначен отдел образования администрации Нефтекумского муниципального района (л.д.53).
Кроме этого, Постановлением администрации Нефтекумского муниципального района от 11.03.2013 года № 408 утвержден «Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района, и лицами, замещающими эти должности» (л.д.52).
Постановлением администрации Нефтекумского муниципального района от 27.08.2013 года № 1281 утвержден «Порядок размещения вышеуказанных сведений в сети Интернет и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросом» (л.д.46).
В целях соблюдения принципа публичности, на который ссылается истец, все вышеуказанные правовые акты администрации по противодействию коррупции размещены на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д.43-44).
Указанные обстоятельства правильно установлены судом и сторонами не оспаривались.
В обоснование исковых требований прокурор Нефтекумского района указал об уклонении ответчика от исполнения требований закона по внесению в Устав МКОУ «СОШ №14» положения о представлении директором школы сведений о доходах своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что действующим законодательством закреплена обязанность директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14» по представлению нанимателю (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края во исполнение ст.275 Трудового кодекса РФ, ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЭ "О противодействии коррупции" приняты правовые акты, регламентирующие порядок предоставления таких сведений, внесение изменений в Устав об обязанности должностного лица - руководителя муниципального учреждения представлять нанимателю (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является нецелесообразным и излишним.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска законными и обоснованными, подтвержденными надлежащими документами по делу, которым судом дана оценка в совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
Ст. 8.1 ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ"О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Соответственно, установление такого перечня - компетенция органов местного самоуправления.
Статья 15 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" регламентирует условия представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
В соответствии с ч. 1 статьи муниципальные служащие, замещающие должности, которые включены в соответствующий перечень, а также лица, претендующие на замещение этих должностей, обязаны подавать декларацию о своих доходах и доходах членов своей семьи. Перечень соответствующих должностей должен утверждаться муниципальным нормативным правовым актом.
Как следует из комментируемого положения, порядок, сроки и форма подачи деклараций соответствуют порядку, срокам и форме подачи деклараций, установленным для государственных гражданских служащих соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как следует из ч. 1.1 и 1.2 статьи контроль за расходами муниципального служащего ведется в соответствии с ФЗ от 3.12. 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Таким образом, правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют ФЗ от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности. В целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, установлены определенные запреты и обязанности, а также установлено, что неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация ( ч.2): 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Комментируемый Закон определяет образовательную организацию (п. 18 ст. 2) как некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 22 комментируемого Закона).
Являясь юридическими лицами, образовательные организации должны действовать на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ).
Там же (п. 4 ст. 52) определены основные вопросы, которые должны быть представлены в уставе: сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Кроме этого, в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.
Таким образом, можно выделить две категории уставных положений - существенные (обязательные) и факультативные (необязательные).
Применительно к образовательной организации обязательные положения устава перечислены в ст. 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Ряд обязательных положений появляется в уставе образовательной организации по непосредственному предписанию Федерального закона об образовании. Факультативные (необязательные) положения включаются в устав образовательной организации по мере необходимости по инициативе самой образовательной организации.
На период разрешения спора, Устав ответчика является новой редакцией устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее – Устав), утвержденного приказом отдела образования администрации Нефтекумского муниципального района от 28 ноября 2011г. № 398, согласованного приказом отдела имущественных и земельных отношений администрация Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 24 ноября 2011г. № 76.
В п. 1.1 Устава указано, что Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (а.Тукуй-Мектеб) (далее - Учреждение) является некоммерческой организацией, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в сфере образования и финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Пункт 1.5 Устава гласит, что Учредителем и собственником имущества Учреждения является Нефтекумский муниципальный район Ставропольского края.
Согласно пункта 1.6 Устава функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - Учредитель).
Учредитель в отношении Учреждения наделен следующими полномочиями: утверждение Устава Учреждения, внесение в него изменений по согласованию с Отделом и отделом образования; иные полномочия (п. 7.2.).
Исполнительным органом Учреждения является директор, прошедший соответствующую аттестацию, который назначается Учредителем в порядке определенном муниципальными правовыми актами Нефтекумского муниципального района. Права, обязанности и ответственность сторон, условия оплаты труда, режим труда и отдыха, условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, основания расторжения трудового договора и другое определяются трудовым договором, заключаемым Учредителем с директором Учреждения (п. 7.5.).
В силу 7.6 Устава Директор Учреждения: осуществляет оперативное руководство деятельностью Учреждения; выполняет иные функции, вытекающие из требований действующего законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Ставропольского края, муниципальных правовых актов Нефтекумского муниципального района и настоящего Устава.
Директор несет ответственность ( п.7.7 Устава ) за: невыполнение функций, отнесенных к компетенции Учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, органом местного самоуправления Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в пределах своей компетенции приняты решения, регламентирующие порядок и условия предоставления муниципальными служащими, в том числе руководителями образовательных учреждений нанимателю (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также ответственность указанных лиц в случае неисполнения муниципальных правовых актов.
Так, Постановлением администрации Нефтекумского муниципального района от 27.08.2013 года № 1281 ( изменениями внесенными постановлением от 18.03.2015 № 396, от 30.12.2015 № 1116) утвержден «Порядок размещения вышеуказанных сведений в сети Интернет и предоставления этих сведений средствам массовой информации».
Постановлением администрации Нефтекумского муниципального района от 11.03.2013 года № 408 утвержден «Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений Нефтекумского муниципального района, и лицами, замещающими эти должности».
Распоряжением администрации Нефтекумского муниципального района от 01.04.2013 года № 90-р определены ответственные за сбор таких сведений, в отношении образовательных организаций района ответственным органом назначен отдел образования администрации Нефтекумского муниципального района.
Постановлением органа местного самоуправления № 946 от 06.11.2015 года утверждено Положение о порядке предоставления лицами указанной категории сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, регламентирован порядок и сроки предоставления указанных сведений при назначении на должность руководителя муниципального учреждения, а также при ее замещении.
Более того, пунктом 7.7. Устава Учреждения установлена ответственность руководителя, в том числе и за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по внесению изменений в Устав образовательного учреждения в части указания соответствующей обязанности должностного лица - руководителя муниципального учреждения представлять нанимателю (работодателю) соответствующие сведения. По существу обязанность руководителя муниципального учреждения (в данном случае директора школы) по предоставлению соответствующих сведений нанимателю (работодателю) вытекает из пунктов 7.6, 7.7 Устава образовательного учреждения « директор выполняет иные функции и несет ответственность за иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации». Порядок, условия предоставления муниципальными служащими, в том числе руководителями образовательных учреждений нанимателю (работодателю) сведений, в том числе и ответственность за неисполнение такой обязанности, регламентированы в принятых актах органом местного самоуправления администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края во исполнение ст.275 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЭ "О противодействии коррупции".
По мнению судебной коллегии, установленная Уставом МКОУ СОШ № 14 обязанность руководителя данного учреждения выполнять иные функции, вытекающие из требований действующего законодательства (предоставления сведений о дохода (расходах), имуществе,обязательствах и нести ответственность за неисполнение такой обязанности, не противоречит требованиям федеральных нормативно-правовых актов, а ответчик в лице МКОУ СОШ не вправе самостоятельно вносить дополнения и изменения в Устав школы.
Доводы апелляционного представления помощника прокурора о необходимости обязательного указания в Уставе школы № 14 обязанности руководителя о предоставлении сведений о доходах, в силу изложенного не состоятельны и удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно принято в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, способных повлечь отмену решения суда в указанной части, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегияопределила :
Решение Нефтекумского районного суда от 18 августа 2016 года -оставить без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.