ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №... (33-9256/2022)
адресдата
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего ФИО10,
судей Набиева Р.Р. и Фроловой Т.Е.
при секретаре ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан об устранении нарушений при использовании земельного участка.
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор Республики Башкортостан (далее - Прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее - Администрация поселения) об обязании Администрацию поселения разработать проект рекультивации и приступить к рекультивации земельного участка с кадастровым номером №... в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что Прокуратурой на основании решения от дата№... в период времени с дата по дата проведена проверка соблюдения Администрацией поселения требований природоохранного законодательства при добыче общераспространенных полезных ископаемых, в ходе которой выявлены нарушения. Так, в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от дата№... «О недрах» Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии) Администрации поселения выдана справка от дата№...с об отсутствии месторождений общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом, на двух земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №... и №..., общей площадью 2 га, расположенных в 1,6 км юго-восточнее д. Шипово и в 1,7 км юго-восточнее д. Шипово муниципального района адрес Республики Башкортостан.
В ходе осмотра дата земельного участка с кадастровым номером №..., где осуществлялась добыча песчано-гравийной смеси, установлено, что размер карьера составил 152 м в длину и 64 м в ширину, что не соответствует условиям справки, выданной Минэкологии. Кроме того, вскрышная порода размещена за пределами границ земельного участка, предоставленного для недропользования, на площади 20202,1 кв. м, тем самым нарушены требования статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации.
По результатам проверки Прокурором в Совет сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства о недрах от дата№.... Согласно ответу на представление от дата№..., Администрация поселения обязуется провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №..., где осуществлялась добыча общераспространенных полезных ископаемых.
Минэкологии в связи с грубыми нарушениями при использовании недр - использование общераспространенных полезных ископаемых на глубине более 5 метров от поверхности земли, превышением размеров карьера (более 100 м в длину), добычи ОПИ в отсутствие ограждений с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону, исключило из Реестра правообладателей земельных участков, осуществляющих использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, земельный участок с кадастровым номером №... Администрации поселения, о чем последняя уведомлена письмом от дата№.... В данном письме также указывалось на то, что Администрация поселения обязана: сдать оригинал справки от дата№... с «Об отсутствии месторождений ОПИ, запасы которые учтены государственных балансом» в Приуфимское территориальное управление Минэкологии; провести рекультивацию нарушенных земель.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства Администрация поселения по состоянию на дата рекультивацию нарушенного земельного участка не произвела, проект рекультивации земельного участка не разработала. В ходе проведенного дата Прокурором с привлечением специалистов Приуфимского территориального управления Минэкологии, в присутствии представителя Администрации поселения - землеустроителя ФИО7 осмотра земельного участка с кадастровым номером №... установлено, что рекультивация земельного участка не произведена.
Таким образом, в результате неправомерных действий (бездействия) Администрации поселения нарушаются права Российской Федерации на охрану земель как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, ухудшается состояние земель сельскохозяйственного назначения, что неблагоприятно сказывается на состоянии окружающей среды в целом, в связи с чем настоящее заявление подается в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата исковые требования Прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация поселения ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, полагая, что при принятии решения судом не учтено, что на земельных участках не обнаружены месторождения общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом; Закон Российской Федерации от дата№... «О недрах», на который ссылается Прокурор, не предусматривает понятия недра до 5 метров земной коры; Прокурор не представил суду доказательств использования общераспространенных полезных ископаемых глубже 5 метров земной коры; для Прокурора не имеет значение, что Совет сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан является законодательным органом местного самоуправления, тогда как Администрация поселения является исполнительным органом местного самоуправления.
Представители ответчика - Администрации поселения, третьего лица - Минэкологии в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщали. В связи с чем, на основании статей 117, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца - ФИО4 и ФИО5, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что дата Минэкологии на основании заявления Администрации поселения в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от дата№... «О недрах» выдана справка №...с об отсутствии на двух земельных участках общей площадью 2 га, расположены в 1,6 км юго-восточнее д. Шипово (уч. 1, 1 га, 100х100 м) и в 1,7 км юго-восточнее д. Шипово (уч. 2, 1 га, 100 х 100 м) муниципального района адрес Республики Башкортостан согласно приложению №... к настоящей справке, месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), запасы которых учтены государственным балансом.
Администрация поселения включена в Реестр правообладателей земельных участков, осуществляющих использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительство подземных сооружений, размещенный на официальном сайте Минэкологии по указанному в справе адресу.
Справка об отсутствии месторождений ОПИ, запасы которых учтены государственным балансом, носит информационный характер и не является разрешительным документов.
Названной справкой Администрация поселения обязана при использовании ОПИ: в срок не позднее пяти календарных дней до начала использования общераспространенных полезных ископаемых уведомить Минэкологию о намерении использования общераспространенных полезных ископаемых с указанием конкретного периода проведения работ по форме согласно приложению №... к настоящей справке; осуществлять использование ОПИ на участке недр, имеющих ограждение с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону; соблюдать требования действующих стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ; соблюдать требования законодательства Российской Федерации по безопасному ведению работ, не допускать загрязнения недр и подземных вод; в срок не позднее двух месяцев до прекращения работ на участке недр составить и утвердить в установленном законодательством порядке проект рекультивации земельного участка, на котором планируется использовать ОПИ; осуществлять использование ОПИ, не числящихся на государственном балансе, для собственных нужд на глубину не более пяти метров от поверхности земли, без применения взрывных работ.
Как указано в справке, Администрация поселения при нарушении требований законодательства о недрах несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Приложением к справке являются схема земельных участков, уведомление и форма отчета об использовании для собственных нужд ОПИ.
Прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией поселения природоохранного законодательства при добыче ОПИ, в ходе которой выявлены нарушения.
Так, в ходе осмотра дата земельного участка с кадастровым номером 02:26:161802:5175, где осуществлена добыча песчано-гравийной смеси, установлено, что размер карьера составил 152 м в длину и 64 м в ширину, что не соответствует условиям справки, выданной Минэкологии; вскрытая порода размещена за пределами границ земельного участка, предоставленного для недропользования, на площади 20202,1 кв. м.
В связи с допущенными нарушениями по результатам проверки Прокуратурой внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства о недрах от дата№....
Администрация поселения в лице его главы ФИО6, также являющегося подателем апелляционной жалобы, направила ответ на представление от дата№... о том, что обязуется провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №... где осуществлялась добыча ОПИ; нарушение «глубина карьера более 5 метров» будет проведена рекультивация и приведена в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от дата№... «О недрах» до дата; по результатам рассмотрения представленных нарушений земельного законодательства специалист землеустроитель ФИО7 привлечена к дисциплинарной ответственности; все указанные в актах прокурорского реагирования замечания и нарушения впредь повторяться не будут.
В связи с допущенными Администрацией поселения нарушениями при использовании недр - использование ОПИ на глубине более 5 м от поверхности земли, превышением размеров карьера (более 100 м в длину), добычи ОПИ в отсутствие ограждений с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону, Минэкологии исключило из Реестра правообладателей земельных участков, осуществляющих использование для собственных нужд ОПИ, земельный участок с кадастровым номером №..., о чем Администрация поселения уведомлена в письме от дата№....
В данном письме также указывалось на необходимость Администрации поселения сдать оригинал справки от дата№...с и провести рекультивацию нарушенных земель.
В ходе проведенной Прокуратурой проверки с привлечением специалистов Минэкологии, в присутствии представителя Администрации поселения - землеустроителя ФИО8 произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №... по результатам которой установлено, что рекультивация земельного участка не произведена, предшествующая рекультивации земель процедура разработки проекта рекультивации земель также не осуществлена.
Установив вышеприведенные обстоятельства, оценивая представленные в дело доказательств в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая факт признания Администрацией поселения обстоятельств, на которых основаны требования Прокурора, что следует из вышеприведенного ответа Администрацией поселения, и которые не оспаривались последней в ходе рассмотрения дела, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора, поскольку в силу части 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Проверяя законность решения суда по доводам апелляционной жалобы Администрации поселения, подписанной главой, и которым, как выше указано, ни до возникновения спора в суде, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не оспаривались обстоятельства допущенных нарушений при добыче ОПИ на земельном участке с кадастровым номером №... в связи с чем, Администрация поселения исключена из Реестра правообладателей земельных участков, осуществляющих использование для собственных нужд ОПИ, использование которого фактически прекращено Администраций поселения дата; учитывая, что в силу выданной Администрации поселения справки, которую ответчик обязан вернуть, установлена обязанность ответчика в течение двух месяцев утвердить в установленном законом порядке проект рекультивации земельного участка и выполнить рекультивацию, что ответчиком до настоящего времени не выполнено, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
На основании пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу пункта 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 78 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - Правил рекультивации) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 10 Правил рекультивации проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Установив, что деятельность Администрации поселения на земельном участке с кадастровым номером №... по добыче ОПИ осуществлялась с нарушениями, которые перечислены выше; учитывая представленные доказательства проведения добычи с нарушением условий, предусмотренных справкой от дата№...с, не проведение ответчиком принятых в соответствии с названной справкой после окончания использования земельного участка мероприятий по утверждению проекта рекультивации земельного участка и соответствующих работ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на Администрацию поселения обязанности по разработке проекта рекультивации и проведении рекультивации земельного участка с кадастровым номером №... расположенного в 1,7 км юго-восточнее адрес, что обусловлено необходимостью по причине длительного бездействия Администрацией поселения по принятию эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, с учетом позиции лиц, участвующих в деле и конкретных обстоятельств, в связи с чем, возможно применение избранного истцом способа защиты, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.
Способ восстановления нарушенного права стороной ответчика в доводах апелляционной жалобы не оспаривается.
Мнение автора жалобы об отсутствии на вышеуказанном земельном участке ОПИ, запасы которых учтены государственным балансом, не имеют юридического значения для разрешения спора, так как в соответствии с вышеприведенной и выданной Администрации поселения справкой ей была разрешена добыча ОПИ, не числящихся на государственном балансе, с включение в соответствующий реестр правообладателей земельных участков. В связи с допущенными нарушениями Администрация поселения исключена из реестра и в настоящее время не имеет права на использование земельного участка с кадастровым номером №... в предоставленных на основании справки от дата№...с целях, и в силу принятых обязательств должна разработать проект и осуществить на его основе рекультивацию земельного участка.
По вышеизложенным мотивам несостоятельны и суждения подателя апелляционной жалобы о неправомерной ссылке истца на закон «О недрах», не представлении доказательств использования ОПИ глубже 5 метров, как и рассуждения на предмет - какое значение имеет для Прокурора Администрация поселения и адрес. Как выше указано, факт произведения добычи ОПИ на глубину более 5 метров подателем апелляционной жалобы признавался, и Администрация поселения в июне 2021 г. обязалось провести рекультивацию земельного участка до дата (часть 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), изменение позиции того же лица при подаче апелляционной жалобы, не свидетельствует о недоказанности стороной истца фактов. Как выше указано, истцом в дело представлены акты проверок, проведенные, в том числе с участием представителя ответчика, сообщение Минэкологии о допущенных ответчиком нарушениях при использовании земельного участка с кадастровым номером №..., что повлекло исключение ответчика из соответствующего реестра правообладателей. Администрация поселения не ссылалась и не привела доказательств оспаривания указанных действий и ее восстановления в реестре с возможностью дальнейшего использования земельного участка ответчиком в целях добычи ОПИ, не числящихся на государственном балансе.
Приведенные подателем жалобы доводы не свидетельствует о наличии установленных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятия судом апелляционной инстанции иного решения по делу.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено дата
Справка: судья ФИО9