ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-926/2014 от 28.04.2014 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

                                                                                                  Апелл. дело №33-926/2014

                                                                                              Судья Рощупкина И.А.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 28 апреля 2014 года                                                                           город Салехард

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

 председательствующего Наумова И.В.

 судей коллегии                   Атрошкиной В.Т., Реутовой Ю.В.

 при секретаре                     Когаеве Г.Ю.                     

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора Муниципального казенного учреждения «Дирекция по финансовому сопровождению муниципальной системы образования» ФИО1 на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2014 года, которым постановлено:

 Обязать муниципальное казенное учреждение «Дирекция по финансовому сопровождению муниципальной системы образования» установить ФИО2 коэффициент уровня образования в размере 1,5 и произвести перерасчет заработной платы в соответствии с установленным коэффициентом уровня образования, начиная с 1 января 2011 года.

 Взыскать с муниципального казенного учреждения «Дирекция по финансовому сопровождению муниципальной системы образования» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

 Возвратить ФИО2 из бюджета уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

 Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., объяснения представителя МКУ «Дирекция по финансовому сопровождению муниципальной системы образования» (далее МКУ «Дирекция по финансовому сопровождению муниципальной системы образования») ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО2 и её представителя ФИО4, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО2 обратились в суд с иском к Департаменту образования МО г.Салехард об оспаривании отказа в присвоении коэффициента уровня образования 1,5 и возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с учетом коэффициента уровня образования 1,5.

 В обоснование иска указала, что с 17 февраля 2009 года состоит в трудовых отношениях с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №2» (далее - МБОУ СОШ №2) в должности учителя изобразительного искусства. Имеет среднее специальное образование по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы», квалификация - учитель начальных классов, воспитатель ГПД, детского дома и высшее образование по специальности «Менеджмент организации», полученное в 2010 году.

 Согласно п.15.1 постановления Администрации МО г.Салехард от 8 мая 2009 года №141 «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Салехарда» уровень образования работников муниципальных образовательных учреждений определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании, независимо от специальности, которую они получили (за исключением специальных требований).

 В соответствии с п. 15.2 постановления специальные требования к профилю полученной работником специальности по образованию предъявляются по должностям концертмейстера (наличие среднего или высшего музыкального образования), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, логопеда (наличие высшего дефектологического образования), педагога-психолога (наличие среднего или высшего психологического образования или педагогического образования с дополнительной специальностью «Психология»).

 Занимаемая истицей должность не входит в перечень должностей, к которым предъявляются специальные требования, однако ответчик отказал в присвоении коэффициента уровня образования 1,5.

 Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены МБОУ СОШ №2 и МКУ «Дирекция по финансовому сопровождению муниципальной системы образования».

 Определением суда процессуальный статус МКУ «Дирекция по финансовому сопровождению муниципальной системы образования» изменен на соответчика.

 В судебном заседании истица и её представитель ФИО4 на удовлетворении иска настаивали.

 Представители Департамента образования администрации МО г.Салехард - ФИО5, МКУ «Дирекция по финансовому сопровождению муниципальной системы образования» - ФИО3 с иском не согласились, указав, что отраслевая система оплаты труда работников образовательных учреждений не допускает установление коэффициента уровня образования в размере 1,5 за наличие высшего образования по специальности «Менеджмент организации».

 Представитель третьего лица - МБОУ СОШ №2 ФИО6 поддержала доводы представителей ответчиков об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

 Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе директор МКУ «Дирекция по финансовому сопровождению муниципальной системы образования» ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска, указав, что в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей образования, специальность по образованию «менеджмент организации» относится к направлению подготовки «Экономика и управление» и не относится к направлению подготовки «Образование и педагогика», в связи с чем оснований для установления истице коэффициента уровня образования в размере 1,5 у суда не имелось.

 В возражениях относительно апелляционной жалобы, ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

 Представители Департамента образования администрации МО г.Салехард, МБОУ СОШ №2, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не предоставили, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи 327 ГПК РФ.

 Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.

 Судом установлено, что ФИО2 на основании приказа от 17 февраля 2009 года №17-к была принята на работу в МБОУ СОШ №2 на должность учителя изобразительного искусства.

 Из материалов дела следует, что истица в 1993 году окончила Орловское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов, воспитатель ГПД, детского дома».

 В 2010 году истица окончила Курский региональный финансово-экономический институт с присвоением квалификации «Менеджер по специальности «Менеджмент организации».

 Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из соответствия высшего образования истицы для присвоения коэффициента уровня образования в размере 1,5 с 1 января 2011 года.

 Вместе с тем вывод суда первой инстанции является ошибочным и основанным на неверном толковании актов, содержащих нормы трудового права, и регулирующих спорные правоотношения.

 Статья 37 Конституции РФ гарантирует каждому право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации. Исходя из содержания и смысла указанной конституционной гарантии, оплата труда (ее дифференциация) обусловлена условиями трудовой деятельности, квалификацией работника, занимаемой должностью, а также интенсивностью, напряженностью, сложностью, качеством и количеством выполненной работы.

 Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135).

 В силу статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

 В силу пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.

 Пунктом 2.1 постановления Администрации ЯНАО от 4 февраля 2009 года № 56-А «О системе оплаты труда работников окружных государственных образовательных учреждений» (в редакции от 10 июня 2010 года, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) установлены размеры базовых коэффициентов для определения расчета должностных окладов руководителей, специалистов и служащих окружных государственных образовательных учреждений согласно приложению № 6 к настоящему постановлению.

 В соответствии с подпунктом 1 Приложения №6 к постановлению повышающий коэффициент уровня образования в размере 1,5 устанавливается работникам, имеющим высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист».

 Таким образом, для присвоения коэффициента уровня образования в размере 1,5 работники образовательных учреждений должны иметь высшее профессиональное образование, то есть образование по осуществляемой профессии.

 На основании постановления Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 февраля 2009 года N 56-А "О системе оплаты труда работников окружных государственных образовательных учреждений", в целях стимулирования повышения качества образовательных услуг и введения новых механизмов оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений города Салехарда, постановлением Администрации МО г. Салехард от 8 мая 2009 года № 141 утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений.

 В соответствии с п. 4.2 Положения коэффициент уровня образования является базовым коэффициентом отраслевой системы оплаты труда работников образовательных учреждений. Образовательному уровню работника с основным общим образованием присваивается коэффициент уровня образования в размере 1,0. Для уровней образования выше основного общего образования устанавливаются базовые коэффициенты для определения расчета должностных окладов (приложение №2 к настоящему Положению).

 Согласно приложению № 2 к указанному Положению коэффициент уровня образования при наличии высшего профессионального образования, подтвержденного присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «специалист» составляет 1,5; при наличии среднего профессионального образования - 1,3.

 Таким образом по смыслу п. 4.2 Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений, размер коэффициента уровня образования при квалификационных требованиях к должности предполагающих различные уровни образования, а именно среднее специальное или высшее, устанавливается соответствующим фактически имеющемуся у работника уровню образования.

 Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

 Пунктом 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196, установлено, что на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

 В соответствии пунктом 3 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года № 761н, к должностям педагогических работников «учитель» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

 Согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию, ОК 009-2003, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 30 сентября 2003 года № 276-ст, специальность истицы по образованию «Менеджмент организации» относится к направлению подготовки «Экономика и управление» (080000), при этом указанная специальность не относится к направлению подготовки «Образование и педагогика» (050000).

 То обстоятельство, что в соответствии с пунктом 15.1 постановления Администрации МО г. Салехард от 8 мая 2009 года № 141 «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Салехард» уровень образования работников муниципальных образовательных учреждений определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании, независимо от специальности, которую они получили (за исключением специальных требований) не означает, что истица имела право на присвоение коэффициента уровня образования 1,5 в связи с получением высшего образования по специальности «Менеджмент организации», поскольку указанное образование не является профессиональным по направлению деятельности в образовательном учреждении, с которым истица состоит в трудовых отношениях.

 Более того, требование о том, что для присвоения коэффициента уровня образования 1,5 необходимо наличие высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоение лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист», содержалось и в постановлении Администрации МО г. Салехард от 8 мая 2009 года № 141 в редакции от указанной даты, поэтому довод о том, что ответчик распространил на спорные правоотношения положения указанного акта, вступившие в законную силу с 1 января 2013 года нельзя признать состоятельным.

 Поскольку имеющееся у ФИО2 высшее образование не соответствует критериям, заявленным в квалификационных требованиях к должности учителя изобразительного искусства, то оснований для установления ей коэффициента уровня образования в размере 1,5 с 1 января 2011 года не имелось.

 При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении иска.

 Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2014 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО2 отказать.

 Председательствующий

 Судьи