Судья Чепрасов О.А. дело № 33-9282/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2016 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и дополнения к ней ответчика ООО «Эльдорадо» на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 17 мая 2016 года по делу
по иску ФИО1 к ООО «Эльдорадо» о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Эльдорадо» о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ООО «Эльдорадо» провело акцию, по условиям которой при оформлении заказа на сайте www.eldorado.ru и последующей покупке определенного товара на бонусную карту покупателя начисляются бонусы в размере 18% стоимости акционного товара. Использовать бонусы можно было в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ при покупке товара в магазине «Эльдорадо» истец выразил намерение оплатить выбранный товар начисленными на бонусную карту бонусами, однако, ему в этом было отказано. В ответе на претензию ответчик сослался на ограничения при оплате бонусами для оптовых покупателей.
Полагает, что отказ ответчика нарушает права истца, как потребителя, и противоречит условиям акции.
На основании изложенного, просил обязать ответчика начислить и принять к оплате бонусы в размере 232 396, эквивалентном 232 396 рублей в счет оплаты за выбранный истцом товар, взыскать с ответчика в пользу истца неустойку за просрочку исполнения обязательств в размере 148 733,44 рубля. 44 к, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 17 мая 2016 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Судом постановлено обязать ООО «Эльдорадо» начислить и принять к оплате от ФИО1 бонусы в размере 232 396, эквивалентные 232 396 рублям, в счет оплаты за выбранные по его усмотрению товары, за исключением товаров, не участвовавших в акции «-18% на все», по ценам на ДД.ММ.ГГ.
Взыскать с ООО «Эльдорадо» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей, штраф 121 198 рублей, в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5 823,96 рубля.
В остальной части отказать.
В апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, указывая на то, что протокол осмотра письменных доказательств, составленный ФИО2, временно исполняющей обязанности нотариуса Барнаульского нотариального округа ФИО3 составлен с нарушением закона, поскольку сторона ответчика не была извещена о выполнении таких действий. В протоколе отсутствуют сведения о назначении ФИО2 временно исполняющей обязанности нотариуса. Ответчик не был уведомлен о наличии протокол осмотра. В протоколе осмотра отражены даты, являющиеся наиболее выгодными для истца. В то время как должны применяться отдельные положения Программы лояльности именно на ДД.ММ.ГГ, то есть на день начала акции. Вывод суда о том, что понятие «Оптовый покупатель» появилось в Правилах ДД.ММ.ГГ, является ошибочным. Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении дела слушанием в связи с появлением новых доказательств, поскольку в протоколе осмотра доказательств указан источник ранее не известный ответчику. Тем самым нарушен принцип полноты и объективности рассмотрения гражданского дела. В протоколе осмотра указан иной источник, владелец которого зарегистрирован в США, следовательно, такой источник не может нести ответственность за предоставление недостоверной информации. Истцом не представлены доказательства обоснованности заявленных требований. Взыскание штрафа от общего размера бонусов необосновано, так как бонусы остаются начисленными, ограничено только их использование.
В письменном отзыве истец просил оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчика ФИО4, ФИО5 поддержали доводы жалобы, истец, его представитель ФИО6 полагали жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон №38-ФЗ) реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно ч. 3 Закона №38-ФЗ, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии, о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (ст. 9 Закона №38-ФЗ).
На основании ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Разрешая спор по существу, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, исходя из того, что ответчиком не представлено доказательств того, что истец подпадает под категорию оптового покупателя, на период проведения акции на дату, когда истец намеревался приобрести товары за счет бонусов, понятие оптового покупателя отсутствовало, нарушений правил проведения акции истцом не установлено, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
Судом установлено, что ООО «Эльдорадо» провело акцию, по условиям которой в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ при оформлении заказа на сайте www.eldorado.ru и последующей покупке определенного товара на бонусную карту покупателя начисляются бонусы в размере 18% стоимости акционного товара или услуги. Срок проведения акции – с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно, использовать бонусы можно в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
Акционный бонус начисляется на заказы, оформленные в период с ДД.ММ.ГГДД.ММ.ГГ (п.4 Правил).
При покупке одного или более товаров в чеке бонусы суммируются (п. 10 Правил). Участниками программы могут стать только владельцы бонусных карт Эльдорадо (п.21 Правил).
ФИО1 является владельцем бонусной карты *** клуба Эльдорадо. Согласно информации к указанной карте, бонусы начисляются на карту в виде % от стоимости каждого товара или услуги, 1 бонус = 1 рублю. Истцом представлены товарные и кассовые чеки, подтверждающие покупки в магазинах ООО «Эльдорадо» в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ товаров на общую сумму 1 290 987 рублей.
При оплате товаров на бонусную карту ФИО1 начислено 232 396 бонусов. Данный факт подтверждается кассовыми чеками и не оспаривался ответчиком.
Намерение истца приобрести товар за счет бонусов оставлено ответчиком без удовлетворения.
Распоряжением вице-президента по операционной поддержке бизнеса, сервису и маркетингу ООО «Эльдорадо» ДД.ММ.ГГ внесены изменения в Правила лояльности «Клуб Эльдорадо», утвержденные Распоряжением от ДД.ММ.ГГ №Р-03940/2011 «Об утверждении Регламента Программы лояльности «Клуб Эльдорадо» с указанием изложить Правила в редакции Приложения *** к настоящему Распоряжению.
Однако, по состоянию на 2015 год на начало проведения акции, указанной в настоящем иске, в Правилах не были внесены изменения и понятие «Оптовый покупатель» отсутствовало.
Согласно представленным в материалы дела Правилам Программы лояльности «Клуб Эльдорадо» (Приложение *** к Распоряжению от ДД.ММ.ГГ №Р-16/2014) (далее – Правила лояльности), указанная программа является поощрением постоянных покупателей, совершающих покупки на сайте и в магазинах ООО «Эльдорадо».
Бонус – форма скидки, предоставляемая компанией участнику, которая может быть использована при оплате покупки в магазинах. Бонус не подлежит обмену на наличные денежные средства. Участником Программы является физическое лицо, достигшее 18 лет, идентифицированное как потребитель в соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей». Не могут стать участниками Программы юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие технику с целью перепродажи. Бонусы начисляются на стоимость товара за вычетом действующих скидок, суммы, оплаченной подарочной картой и суммы бонусов, которыми оплачен товар. Бонусы нельзя обменять на наличные деньги.
Один накопленный бонус равен одном рублю РФ. Компания вправе применить ограничения по оплате бонусами для оптовых покупателей, независимо от количества чеков в течение дня. Под оптовым покупателем понимается участник Программы, который в течение 30 дней планирует совершить покупку на сумму от 200 000 рублей, и при этом выполняется хотя бы одно из следующих условий: планируется приобретение как минимум трех товаров одинаковой марки и модели или более трех позиций бренда Apple; доля оплаты подарочными картами, купонами, баллами лояльности составляет не менее 30% от предполагаемой суммы сделки; покупатель оплачивает более двух заказов на самовывоз с позициями одинаковой марки и модели (без учета различий цветов и объемов памяти устройства. ООО «Эльдорадо» оставляет за собой право на изменение условий Программы. Правила могут быть изменены без предварительного уведомления участников Программы. Участник Программы самостоятельно отслеживает изменения условий Программы на сайте http://club.eldorado.ru/about или на информационных стендах в магазинах компании. ООО «Эльдорадо» оставляет за собой право не начислять бонусы в случае нарушения участником правил Программы лояльности.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ФИО2, временно исполняющей обязанности нотариуса Барнаульского нотариального округа ФИО3, составлен протокол осмотра письменных доказательств от ДД.ММ.ГГ путем доступа к информационной сети Интернет на странице Интернет-сайта http://club.eldorado.ru/about. Предметом осмотра послужили Правила лояльности «Клуб Эльдорадо» на ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ.
Из содержания указанного протокола следует, что редакция Правил Программы «Клуб Эльдорадо» (от ДД.ММ.ГГ), а также выставленные на сайте http://club.eldorado.ru/about редакции Правила (без указания на дату их принятия), на ДД.ММ.ГГ не содержит понятие «Оптовый покупатель». Указанное понятие появляется только в Правилах в редакции на дату ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, поскольку на дату, когда истец выразил волеизъявление на приобретение товаров в ООО «Эльдорадо» за счет накопленных бонусов, Правила Программы не содержали понятия оптового покупателя, доказательств осуществления истцом предпринимательской деятельности не представлено, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о нарушении ответчиком прав потребителя и взыскал с него в пользу истца компенсацию морального вреда и штраф.
Доводы апелляционной жалобы о том, что протокол осмотра является ненадлежащим доказательством, судебной коллегией отклоняется как несостоятельные.
Положениями ст. 102 «Основ законодательства Российской Федерации и нотариате», утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, установлено, что нотариус извещает о времени и месте обеспечения доказательств стороны и заинтересованных лиц, однако их неявка не является препятствием для выполнения действий по обеспечению доказательств.
Обеспечение доказательств без извещения одной из сторон и заинтересованных лиц производится лишь в случаях, не терпящих отлагательства, или когда нельзя определить, кто впоследствии будет участвовать в деле.
По мнению судебной коллегии, извещение нотариусом заинтересованных лиц либо одной из сторон спора о времени и месте проведения осмотра информационного ресурса в сети «Интернет» может привести к утрате доказательства, за обеспечением которого к нотариусу обратился заявитель, вследствие чего заявитель лишится возможности доказать в суде факт нарушения своего права.
Учитывая обстоятельства настоящего спора, его характер, судебная коллегия полагает, что в настоящем случае не извещение нотариусом ответчика о времени и месте обеспечения доказательств не является нарушением закона.
Ссылка на то, что в протоколе осмотра указаны даты наиболее выгодные истцу, судебной коллегией отклоняется, поскольку просмотр информационного ресурса осуществлялся на дату до начала действия акции и последующую дату после намерения истца приобрести товары за счет бонусов.
Не принимаются во внимание судебной коллегии доводы о необоснованном отказе в отложении дела слушанием.
Как правильно указано судом, условия Программы не являются для ответчика новым доказательством, следовательно, оснований для отложения дела не имелось.
Отклоняются судебной коллегией доводы жалобы об отсутствии оснований для исчисления штрафа исходя из размера начисленных истцу бонусов, поскольку по своей правовой природе бонусы являются формой скидки, то есть имуществом. Следовательно, штраф подлежит взысканию с учетом указанных бонусов, являющихся имуществом истца.
Иных доводов, влекущих отмену решения и не являвшихся предметом исследования суда первой инстанции при разрешении спора по существу и которым дана надлежащая правовая оценка, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу и дополнения к ней ответчика ООО «Эльдорадо» на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 17 мая 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>