ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9285/17 от 03.10.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья: Хомякова И.В.

Докладчик: Крейс В.Р. Дело №33-9285\2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Дроня Ю.И.

судей Крейса В.Р., Братчиковой Л.Г.

при секретаре Чуб В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 3 октября года гражданское дело

по иску Новосибирского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (потребителей) к ПАО «Авиакомпания «Сибирь»,

по апелляционной жалобе ПАО «Авиакомпания «Сибирь» на решение Обского городского суда Новосибирской области от 05 июня 2017 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения представителей: ПАО «Авиакомпания «Сибирь» - С.Е.В., Новосибирской транспортной прокуратуры – Ж.Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ПАО «Авиакомпания «Сибирь».

В обоснование требований прокурор указал, что по результатам мониторинга официального сайта ответчика, анализа его локальных нормативно-правовых актов, выявлены многочисленные системные нарушения воздушного законодательства, влекущие нарушения прав пассажиров (потребителей).

При рассмотрении жалобы пассажира по маршруту Бургас (Болгария) - Москва был вскрыт факт нарушения лицензионных требований ответчиком при осуществлении воздушной перевозки багажа: перевозчик в нарушение пунктов 86, 87 ФАП-82 установил ограничения по количеству мест багажа.

Так, предложенные тарифы по указанному маршруту: Эконом Базовый - не предусматривает бесплатный провоз багажа, дает право на бесплатный провоз ручной клади (10 кг - 1 место); Эконом Гибкий - дает право на бесплатный провоз одного места багажа весом 23 кг; Бизнес Базовый - дает право на бесплатный провоз одного места багажа весом 32 кг; Бизнес Гибкий - дает право на бесплатный провоз двух мест багажа весом 32 кг.

Мониторинг официального сайта авиакомпании показал, что названные тарифы используются ответчиком с 01.12.2015 по всем осуществляемым авиакомпанией направлениям воздушных перевозок.?

Следовательно, пассажиры авиакомпании, приобретая билеты, не могут реализовать свое законное право на бесплатный провоз багажа с неограниченным количеством его мест.

18.07.2016 в адрес генерального директора ПАО «Авиакомпания «Сибирь» внесено представление об устранении нарушений лицензионных требований. 26.07.2016 в отношении ответчика возбуждено административное производство по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Однако, изменения в «Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов» ответчиком не внесены, требования прокурора не выполнены.

Кроме того, на сайте в разделе «информация» - «норма провоза багажа» установлены ограничения по габаритам провоза ручной клади (тариф «Эконом Базовый») - «ручная кладь» - 1 место до 10 кг, габариты не более 55x40x20 см.

Данный тариф не предусматривает бесплатного провоза багажа, возможен лишь провоз ручной клади в салоне самолета, следовательно, права пассажиров на бесплатный провоз багажа, в том числе случае его несоответствия габаритам 55x40x20 см, авиакомпанией нарушаются.

Тариф «Эконом Базовый» ухудшает уровень обслуживания пассажиров (потребителей), установленный общими правилами воздушных, перевозок пассажиров, багажа и грузов.

Согласно Приказу Минтранса РФ от 25.07.2007 № 104, в салоне воздушного судна разрешено перевозить ограниченное наименование предметов и веществ; если у пассажира «багаж в кабину» (ручная кладь), вес которого ответчик установил в размере 10 кг, отсутствует, или багаж пассажира превышает размеры, установленные для ручной клади, то пассажир не может сдать к перевозке свой багаж бесплатно.

Поскольку рассматриваемым тарифом устанавливается лишь одно место багажа, принимаемого к перевозке, пассажир может перевезти только одну сумку и только за дополнительную плату, что является нарушением действующего законодательства.

Истец просил признать незаконными действия ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в части установления тарифом «Эконом Базовый» ограничений: по количеству мест багажа (одно место багажа до 10 кг), в части габаритов для ручной клади не более 55x40x20см, в части установления места размещения багажа в самолете (ручная кладь - исключительно в салоне воздушного судна).

Запретить ответчику осуществление противоправной деятельности в части установления тарифом «Эконом Базовый» ограничений: по количеству мест багажа, если данным тарифом будут установлены ограничения по весу провозимого багажа (в качестве ручной клади либо в багажном отсеке воздушного судна), не превышающему 10 кг; в части габаритов для ручной клади не более 55x40x20 см, если данным тарифом будут установлены ограничения по весу провозимого багажа (в качестве ручной клади либо в багажном отсеке воздушного судна), не превышающему 10 кг; в части установления для пассажиров места размещения багажа в самолете (исключительно в салоне воздушного судна - ручная кладь), если данным тарифом будут установлены ограничения по весу провозимого багажа ( в качестве ручной клади либо в багажном отсеке воздушного судна), не превышающему 10 кг.

Обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения в законную силу внести соответствующие изменения в Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ПАО «Авиакомпания «Сибирь», утвержденные приказом генерального директора в применяемые тарифы за перевозку багажа; довести информацию о внесенных изменениях до пассажиров (потребителей) путем публикации на официальном сайте www.s7.ru.

Решением Обского городского суда Новосибирской области от 05 июня 2017 признаны незаконными действия ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в части установления тарифом «Эконом Базовый» ограничений: по количеству мест багажа (одно место багажа до 10 кг); в части габаритов для ручной клади не более 55x40x20см; в части установления для пассажиров места размещения багажа в самолете (ручная кладь - исключительно в салоне воздушного судна).

ПАО «Авиакомпания «Сибирь» запрещено осуществление противоправной деятельности в части установления тарифом «Эконом Базовый» ограничений: по количеству мест багажа, если данным тарифом будут установлены ограничения по весу провозимого багажа (в качестве ручной клади либо в багажном отсеке воздушного судна), не превышающему 10 кг; в части габаритов для ручной клади не более 55x40x20 см, если данным тарифом будут установлены ограничения по весу провозимого багажа (в качестве ручной клади либо в багажном отсеке воздушного судна), не превышающему 10 кг; в части установления для пассажиров места размещения багажа в самолете (исключительно в салоне воздушного судна - ручная кладь), если данным тарифом будут установлены ограничения по весу провозимого багажа (в качестве ручной клади либо в багажном отсеке воздушного судна), не превышающему 10 кг.

ПАО «Авиакомпания «Сибирь» обязана в течение месяца со дня вступления решения в законную силу внести соответствующие изменения в Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ПАО «Авиакомпания «Сибирь», утвержденные приказом генерального директора, в применяемые тарифы за перевозку багажа.

Довести информацию о внесенных изменениях до пассажиров (потребителей) путем публикации на официальном сайте www.s7.ru.

Представитель ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в апелляционной жалобе указывает, что суд, признавая незаконными действия авиакомпании в части установления тарифом «Эконом Базовый» ограничений по количеству мест багажа и ограничений в части габаритов для ручной клади, нарушил нормы именно п.133, 138 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82.

Суд не указал, какую норму права нарушила авиакомпания, установив правилами применения тарифа «Эконом Базовый» место размещения пассажирами багажа весом до 10 кг. в салоне воздушного судна.

Обращает внимание на то, что действующим законодательством РФ пассажирам не предоставлено право по своему усмотрению определять место размещения багажа при воздушной перевозке: в салоне воздушного судна (ручная кладь) или в багажном отделении (зарегистрированный багаж).

По мнению апеллянта, вывод суда о том, что условия тарифа «Эконом Базовый» ухудшают уровень обслуживания пассажиров, установленный общими правилами воздушных перевозок пассажиров, грузов и багажа, не правомерен, так как ответчик не допускает нарушение прав пассажиров при перевозке багажа, в случае превышения его габаритов, количества мест или наличия запрещенных к перевозке предметов в салоне воздушного судна.

Кроме того, судом не указано по каким основаниям действующие Правила ответчика ограничивают права пассажиров на бесплатный провоз багажа гарантированным им воздушным законодательством РФ.

Судом не учтено, что п.4.4.2, 4.9.3 Правил перевозчика предоставляют пассажирам, приобретающих авиабилет по тарифу «Эконом Базовый» возможность бесплатного провоза багажа в пределах 10 кг. в любом случае (при превышении габаритов, наличия мест или предметов, запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна).

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 ВК РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В силу ч. 1 ст. 106 ВК РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Согласно п.4 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007. № 82 (далее-ФАП-82) перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза (п.4).

Судом установлено, что 28.11.2016. приказом генерального директора № 10-С-301-16-308 были утверждены «Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ПАО «Авиакомпания «Сибирь». Правила опубликованы перевозчиком на сайте www.s7.ru.

В силу п.п. 8, 15 ФАП-82, закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа. При бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о тарифах и условиях применении тарифов, правилах этого перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку.

В соответствии с ФАП – 82, данная информация представляется перевозчиком при оплате и (или) оформлении перевозки.

Пунктом 11 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утв. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 года № 155 (ФАП-155), предусмотрена обязанность перевозчика публиковать пассажирские и багажные тарифы, сведения о сборе за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, условия применения тарифов и сборов, маршруты сквозных тарифов, нормы бесплатного провоза багажа.

Опубликование тарифной информации производится путем её доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа.

Аналогичные требования содержат положения п.п.8-10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым исполнитель платной услуги (перевозчик) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Официальным сайтом авиакомпании, местом бронирования провозной емкости для пассажиров и багажа, оплаты и оформления перевозки в соответствии с Правилами, является сайт www.s7.ru.

На основании п.п.2.3.6, 2.5.3, 3.6.4, 9.1.3 Правил сайт www.s7.ru. является официальным информационным порталом (системой) ПАО «Авиакомпания «Сибирь».

Поскольку пассажиры, заключая с ответчиком договоры на осуществление воздушной перевозки за плату, ограничены перевозчиком в реализации своего законного права на бесплатный провоз багажа без ограничения количества его мест, суд пришел к выводу, что деятельность ПАО «Авиакомпания «Сибирь» осуществляется с нарушением требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности при осуществлении авиакомпанией перевозок багажа пассажиров воздушным транспортом.

Из материалов дела усматривается, что при рассмотрении жалобы И.Л.Ю., следовавшей 19.06.2018 года рейсом S7 0918 по маршруту Бургас (Болгария) - Москва, был вскрыт факт нарушения лицензионных требований авиакомпанией при осуществлении воздушной перевозки багажа.

Пунктом 122 ФАП-82 установлена минимальная граница нормы бесплатного провоза багажа, но не имеется ограничения для пассажира по количеству мест, принятого перевозчиком к перевозке багажа: «Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна, и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира».

Исходя из норм пунктов 86, 87 ФАП-82 ограничений по количеству мест багажа воздушным законодательством не установлено.

Как следует из тарифной информации, опубликованной на официальном сайте ответчика http://travelwith.s7.ru по маршруту Москва (Домодедово) - Бургас (Болгария) - Москва (Домодедово), перевозчик, в нарушение изложенного установил ограничения по количеству мест багажа- предложенные тарифы по указанному маршруту:

- Эконом Базовый - не предусматривает бесплатный провоз багажа, дает право на бесплатный провоз ручной клади (10кг-1 место);

- Бизнес Базовый - дает право на бесплатный провоз одного места багажа весом 32 кг;

- Эконом Гибкий - дает право на бесплатный провоз одного места багажа весом 23 кг;

- Бизнес Гибкий - дает право на бесплатный провоз двух мест багажа весом 32 кг.

Мониторинг официального сайта авиакомпании свидетельствует о том, что указанные тарифы используются авиакомпанией с 01.12.2015 по всем осуществляемым авиакомпанией направлениям воздушных перевозок.

Кроме того, на сайте в разделе «информация» - «норма провоза багажа» установлены ограничения по габаритам провоза ручной клади (тариф «Эконом Базовый»)- «ручная кладь» - 1 место до 10 кг, габариты не более 55x40x20 см.

Указанный тариф не предусматривает бесплатного провоза багажа, возможен лишь провоза ручной клади в салоне самолета, следовательно, права пассажиров на бесплатный провоз багажа, в том числе, в случае его несоответствия габаритам 55x40x20 см, авиакомпанией нарушаются.

Таким образом, пассажиры ПАО «Авиакомпания «Сибирь», приобретая билеты, не могут реализовать свое законное право на бесплатный провоз багажа с неограниченным количеством его мест.

Мировым судьей 2-го судебного участка судебного района города Оби Новосибирской области от 13.09.2016 года в отношении ответчика вынесено постановление об административном правонарушении, предусмотренного ч.3 ст. 14.1.2 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Решением Обского городского суда Новосибирской области от 17.11.2016 года постановление мирового судьи от 13.09.2016 года оставлено без изменения, жалоба ПАО «Авиакомпания «Сибирь» - без удовлетворения.

Несмотря на вступившее в законную силу постановление мирового судьи, авиакомпания не привела тарифы в соответствие с требованиями закона, и не разместила сведений об этом на официальном сайте перевозчика.

Авиаперевозчик при формировании и применении пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа обязан руководствоваться ФАП-155.

В соответствии с пунктом 82 ФАП-155, багажные тарифы устанавливаются на единицу веса/места багажа в абсолютном значении или в процентах от пассажирского нормального тарифа экономического класса. j

Согласно п.10 Временного порядка устанавливаются нормы бесплатной перевозки багажа по типам воздушных судов, которые не могут быть ниже: - для пассажиров экономического класса: 20 кг - для самолетов Ил-86.Ту-154 Ил-62, Ил- 76, Ту-134, Як-42, Ан-24, Ан-26, Як-40, Ан-30 и вертолетов Ми-ЮК, Ми-8, Ми-6; 10 кг - для самолетов Ан-28, Ан-2, Л-410 и вертолетов Ми-2, Ка-26; - для пассажиров «бизнес» класса на всех типах самолетов - 30 кг.

В изложенном выше пункте Временного порядка не поименованы воздушные суда, эксплуатируемые ответчиком при осуществлении коммерческих воздушных перевозок (Боинг, Аэробус), между тем, ФАП-82 утверждены нормы бесплатного провоза багажа, в том числе, вещей, находящихся при пассажире, которые устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна, и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.

Таким образом, авиаперевозчик, применяя указанную норму ФАП-82, при формировании и применении пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа обязан был руководствоваться, в том числе, пунктом 10 Временного порядка.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 106 ВК РФ пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы.

Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе, вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее нем десять килограммов на одного пассажира.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что ПАО «Авиакомпания «Сибирь» обязано предоставить пассажиру воздушного судна право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы.

Согласно пункту 4 ФАП-155 правила распространяются на перевозчиков, лиц, осуществляющих от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах, и пассажиров, то есть авиаперевозчик при формировании и применении пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа обязан руководствоваться ФАП-155.

Порядок перевозки багажа на внутренних воздушных линиях регламентируется Руководством по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР (РБП-85), утв. Министерством гражданской авиации 27.11.1985 года.

В соответствии с пунктом 1.3.1. РБП нома перевозки - это перевозка одним пассажиром багажа установленной массы, габаритов.

Согласно пункту 1.3.5. РБП багаж, перевозимый сверх установленной номы бесплатной перевозки или не входящий в неё, является сверхнормативным и оформляется за дополнительную плату, взимаемую по багажному тарифу в соответствии с «Правилами применения тарифов...» (платная перевозка).

Исходя из пп. 11 п.25 ФАП-82 багаж, габариты одного места которого в упакованном виде превышают двести три сантиметра в сумме трех измерений, подлежит согласованию с перевозчиком, следовательно, багаж, габариты которого не превышают установленных размеров, должен приниматься к перевозке без согласования с перевозчиком.

Перевозчик может самостоятельно установить вес и габариты ручной клади, но не может уменьшить габариты багажа, принимаемого к перевозке, установленные законодательством (п. 133 ФАП-82).

Пунктом 122 ФАП-82 установлено, что пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы.

Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.

В соответствии с п. 123 ФАП-82 перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа.

Норма бесплатного провоза багажа на рейсах ответчика по билетам, приобретенным с 01.12.2015, тарифа «Эконом Базовый» (условия тарифа размещены на официальном сайте ответчика в системе Интернет и являются условиями договора перевозки): ручная кладь - 1 место до 10 кг, габариты не более 55x40x20 см; Багаж платный, 1 место до 23 кг -2000 руб. за сегмент.

Таким образом, тариф авиакомпании «Эконом Базовый» ухудшает уровень обслуживания пассажиров (потребителей), установленный общими правилами воздушных перевозок пассажиров, грузов и багажа.

Согласно Приказу Минтранса РФ от 25.07.2007 № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» в салоне воздушного судна разрешено перевозить ограниченное наименование предметов и веществ; если у пассажира «багаж в кабину» (ручная кладь), вес которого ответчик установил в размере 10 кг, отсутствует, или багаж пассажира превышает размеры, установленные для ручной клади, то пассажир не может сдать к перевозке свой багаж бесплатно.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2016 года по делу № А40- 139841/16 установлено, что при установлении тарифа «Эконом Базовый» ПАО «Авиакомпания «Сибирь» нарушило право пассажира на бесплатный провоз своего багажа в пределах установленной законодательством нормы.

Постановлением № 09АП-57365/2015 от 12.12.2016 года Девятого арбитражного апелляционного суда г. Москвы решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2016 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ПАО «Авиакомпания «Сибирь» - без удовлетворения.

При таких обстоятельствах, суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установленные перевозчиком ограничения по количеству мест багажа не соответствуют законодательству.

К тому же, несмотря на вступившее в законную силу постановление суда, ответчик тарифы в соответствие с действующим законодательством не привел, сведения об этом на официальном сайте перевозчика отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и нормах материального права, поэтому доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не допускает нарушение прав пассажиров при перевозке багажа, в случае превышения его габаритов, количества мест или наличия запрещенных к перевозке предметов в салоне воздушного судна, судебная коллегия находит безосновательными, поскольку на сайте ответчика установлены ограничения по габаритам провоза ручной клади (тариф «Эконом Базовый»)- «ручная кладь» - 1 место до 10 кг, габариты не более 55x40x20 см.

Указанный тариф не предусматривает бесплатного провоза багажа, возможен лишь провоза ручной клади в салоне самолета, следовательно, права пассажиров на бесплатный провоз багажа, в том числе, в случае его несоответствия габаритам 55x40x20 см, авиакомпанией нарушаются.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчиком не было представлено доказательств, свидетельствующие о соблюдении прав пассажиров при перевозке багажа, в случае превышения его габаритов, количества мест.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности.

Кроме того, следует отметить, что Федеральным законом от 29.07.2017 N 228-ФЗ (после вынесения решения судом), внесены изменения в пункт 2 статьи 106 ВК РФ и подпункт 2 статьи 106 изложен в следующей редакции:

пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.

Пункт 2 статьи 106 ВК РФ дополнен подпунктом 2.1., согласно которому пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна.

Таким образом закреплено право пассажира бесплатно перевозить ручную кладь, а также размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна в пределах установленной нормы.

С учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Обского городского суда Новосибирской области от 05 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО «Авиакомпания «Сибирь» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: