УИД: 29RS0023-01-2020-002405-25
Строка № 2.045, г/п 0 руб.
Судья Зайнулин А.В.
Докладчик Попова Т.В. Дело № 33-928/2021 09 марта 2021 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.,
судей Маслова Д.А., Поповой Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Стрельцовой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в городе Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Управление культуры и туризма Администрации Северодвинска» и муниципальному автономному учреждению «Северодвинский издательский центр» о признании незаконным бездействия по невыплате премии и возложении обязанности выплатить премию по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 06 октября 2020 года по делу № 2-2896/2020.
Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Управление культуры и туризма Администрации Северодвинска» (далее – Управление культуры) о признании незаконным бездействия по невыплате премии и возложении обязанности выплатить премию. В обоснование своих требований указал, что до 02 марта 2020 года осуществлял трудовую деятельность в должности директора в муниципальном автономном учреждении «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» (далее - МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы», в настоящее время, после переименования муниципальное автономное учреждение «Северодвинский издательский центр»). Утверждает, что за период работы в указанном учреждении, ему необоснованно не выплачена премия за 3 и 4 кварталы 2019 года. На основании изложенного, просил признать безосновательным, неправомерным (незаконным) невыплату ему премии за 3 и 4 кварталы 2019 года и обязать Управление культуры выплатить указанную премию.
Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований к ответчику настаивал по доводам, изложенным в иске, а также пояснил, что ему необоснованно не выплачены премия за качественное руководство муниципальным учреждением и премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ за 3 и 4 кварталы 2019 года.
Представители ответчика ФИО2 и ФИО3 в ходе судебного заседания возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Третье лицо МАУ «Северодвинский издательский центр» о рассмотрении дела извещено в установленном законом порядке, в суд своего представителя не направило, отзыв на иск не предоставило.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 06 октября 2020 года в удовлетворении требований ФИО1 к МКУ «Управление культуры и туризма Администрации Северодвинска» о признании незаконным бездействия по невыплате премии и возложении обязанности выплатить премию отказано.
С данным решением не согласился истец, в апелляционной жалобе указал на неверную оценку судом предоставленных доказательств, неправильное применение закона, подлежащего применению, не выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела. Суд не учел, что ответчик не делал каких-либо заявлений о том, что он является ненадлежащим. Считает, именно Управление культуры является надлежащим ответчиком, поскольку на основании его распоряжений выплачиваются премии. МАУ «Северодвинский издательский центр» самостоятельно и без решения Управления культуры не полномочно осуществлять выплаты премий. Суд необоснованно не принял аудиозапись его разговора и ФИО4, являющуюся, по его мнению, одним из главных доказательств по делу. При этом ходатайство о его приобщении им заявлялось неоднократно, как заявлялось ходатайство об истребовании у ответчика приказов о премировании за 3-4 кварталы 2019 года. Считает, отказом в истребовании таких документов суд лишил его права доказать обстоятельства, на которых основаны его требования. Кроме того, обращает внимание на допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального законодательства, выразившихся в переназначении судебного заседания с 24 июня 2020 года на 23 июня 2020 года, длительном рассмотрении дела, окончившимся вынесением решения об отказе в удовлетворении требований по мотиву обращения к ненадлежащему ответчику. Полагает, что имеет право на выплату премий за 3-4 кварталы 2019 года, поскольку плановые показатели МАУ «Северодвинский издательский центр» в эти периоды были выполнены.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Установив нарушение судом при вынесении обжалуемого решения процессуальных норм, выразившихся в принятии судом решения без привлечения соответчика, на основании определения суда, вынесенного в соответствии с положениями ст. 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал доводы, изложенные в иске, и апелляционной жалобе. Дополнив, что премию за качественное руководство в период работы в МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» он никогда не получал. Полагает, ее невыплата является незаконной. Не оспаривал того обстоятельства, что соотношение в структуре заработной платы, являющееся одним из основных показателей для ее начисления, не обеспечивалось. Однако, это обусловлено тем, что на протяжении 10 лет учреждение, в котором он работал, выполнял муниципальные задания без нормативов затрат, в то время как финансировать работы и переводить заработную плату за счет других мероприятий запрещено бюджетным законодательством. Имелось соглашение о выполнении муниципального задания. Согласно этому соглашению, должен был быть установлен норматив затрат по муниципальному заданию. Это подразумевает прием специальных работников, которые будут обеспечивать выполнение муниципального задания. Как правило, это основные работники и вспомогательные. Если бы это было сделано учредителем, то соотношение в структуре заработной платы им, как директором, было бы выполнено. Указал также, что не согласен с невыплатой за 3 и 4 кварталы 2019 года премии за выполнение особо важных и сложных работ. Считает, к таким работам относятся работы по проведению культурно-массовых мероприятий учреждением, которые в указанных кварталах учреждением проводились, выполнение муниципальных контрактов. Не оспаривал при этом, что по итогам 2019 года такую премию он получил. Обращает внимание, что указанную премию за 3 и 4 кварталы 2019 года получил весь коллектив МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы». Считает, достижение показателей эффективности деятельности учреждения реализуется посредством деятельности каждого работника, в отдельности и в совокупности их совместной деятельности. Учитывая, что весь коллектив учреждения получил такую премию, то и директор учреждения подлежал поощрению. Ссылаясь на незаконность невыплаты указанных премий, указывает, что Положение об оплате труда, действующее в учреждении, на директора не распространяется и решение о премировании директора принимается в соответствии с нормативными документами. Но решение о выплате принимает начальник Управления культуры на основании проведенного рабочего совещания. О проведении совещаний данным органом, его полномочиях, никто не извещается, директоры учреждений не приглашаются на него. Просил удовлетворить заявленные требования.
Представители ответчиков МАУ «Северодвинский издательский центр» ФИО5 и Управления культуры ФИО2 с доводами апелляционной жалобы истца не согласились. Указывают, что оснований для выплаты истцу премии за качественное руководство муниципальным учреждением в 3 и 4 кварталах 2019 года не имелось, так как соотношение в структуре заработной платы истцом не обеспечено. Премия за выполнение особо важных и сложных работ истцу по итогам 2019 года выплачена. В 3 и 4 квартале 2019 года показатели, установленные муниципальным заданием, не достигнуты, в дальнейшем муниципальное задание было скорректировано, на основании этого учредитель пришел к выводу, что не выполнены особо важные и сложные задания. Выполнение тех требований, которые указаны в муниципальном задании, не относятся к особо важным и сложным заданиями, а являются деятельностью учреждения. Посещаемость культурно-массовых мероприятий снизилась, учредитель не усмотрел оснований для начисления премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Работники учреждения получают такую премию на основании распоряжений директора учреждения. За качественное руководство не может быть начислена премия, если есть нарушения в фонде структуры оплаты труда. Поскольку у истца были нарушения в фонде структуры оплаты труда за спорный период, ему не могла быть выдана премия за качественное руководство, при любом количестве баллов за указанный период. Просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, дополнительно представленные приказы о премировании истца за 2018-2019 годы, соотношение в фонде оплаты труда в 3 и 4 кварталах 2019 года, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений ответчика МАУ «Северодвинский издательский центр» на иск, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд за вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абз. 1 и 2 ч.1 ст. 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 5 ТК РФ).
Частью 1 ст. 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Как следует из ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частями 1 и 2 ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно материалам дела, учредителем и собственником имущества МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» является муниципальное образование «Северодвинск» в лице Администрации Северодвинска (п. 1.5 устава). Функции и полномочия учредителя от имени Администрации Северодвинска осуществляет Управление культуры.
В соответствии с постановлением администрации Северодвинска от 05 марта 2020 года № 101-па МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» переименовано в МАУ «Северодвинский издательский центр».
Истец в период с 28 января 2012 года по 02 марта 2020 года осуществлял трудовую деятельность в МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы», работал в должности директора. Между ним и Управлением культуры заключен трудовой договор, по условиям которого с учетом дополнительного соглашения к нему истцу выплачиваются выплаты стимулирующего характера в качестве поощрения: премиальные выплаты по итогам работы за год. Условиями осуществления выплаты стимулирующего характера является достижение значений показателей, предусмотренных подпунктом «ц» пункта 8 трудового договора, а также целевых показателей эффективности работы руководителя, установленных локальным актом работодателя.
В МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» утверждено и действовало на 2019 год Положение об оплате труда. Согласно п.п.41-43 данного Положения, к стимулирующим выплатам, устанавливаемым руководителю, относятся, в том числе премия за качественное руководство муниципальным учреждением и премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ. В данном пункте приведены основания для начисления премии за качественное руководство муниципальным учреждением, среди которых степень достижения показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников со средней заработной платой в Архангельской области. Размеры данной премии определяются исходя из количества баллов, полученных работником в расчетном периоде (расчетный период – календарный квартал). При этом за 100 % баллов принимается максимально возможный размер премии за качественное руководство муниципальным учреждением в соответствующем расчетном периоде с учетом обеспечения требования о предельном уровне соотношения средних заработных плат, предусмотренного п. 50 данного Положения.
Из п. 50 Положения следует, что средняя заработная плата руководителя не может превышать среднюю заработную плату остальных работников руководимого им учреждения более чем на предельный уровень соотношения средних заработных плат. Предельные уровни соотношения устанавливаются распоряжениями учредителя, как и порядок определения кратности предельного уровня соотношения заработных плат. При этом установлено, что средняя заработная плата остальных работников учреждения определяется в соответствии с методикой, используемой при определении средней заработной платы работников для целей статического наблюдения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета.
Из Положения (п. 43) также следует, что премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ начисляется единовременно по итогам их выполнения с целью поощрения за оперативность и качественный результат труда. Она начисляется в абсолютном размере. Размер данной премии, как и премии за качественное руководство учреждением определяется учредителем, на основании его распоряжений. Конкретный вид премиальной выплаты за выполнение особо важных и сложных работ также определяется распоряжениями учредителя.
Аналогичные положения содержатся и в Примерном отраслевом положении об оплате труда в муниципальных бюджетных и автономных учреждениях сферы культуры и молодежной политики муниципального образования «Северодвинск», утвержденном постановлением Администрации Северодвинска от 03 февраля 2015 года № 38-па.
Таким образом, в соответствии с приведенными трудовым договором и локальным актом МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» премирование директора учреждения является правом учредителя и производится по его распоряжению при наличии определенных критериев. Основными критериями при решении вопроса о выплате премии за качественное руководство муниципальным учреждением и определении ее размера для директора вышеуказанного учреждения в соответствии с Положением является обеспечение соотношения в структуре заработной платы, при решении вопроса о выплате премии за выполнение особо важных и сложных работ - итоги выполнения им особо важных и сложных работ.
При этом судебная коллегия обращает внимание, что премии, в отношении которых заявлен спор, относятся к стимулирующим выплатам и не относится к вознаграждению, подлежащему обязательной выплате по истечении определенного срока, а премирование такими видами премий работников учреждения, в том числе директора, не является безусловной обязанностью учредителя. Отсутствие дисциплинарных взысканий, выполнение работником учреждения, в том числе директором учреждения, должным образом обязанностей в силу Положения о системе оплаты труда не является безусловным основанием для выплаты премии за качественное руководство муниципальным учреждением. Указанные критерии, учитываются при решении вопроса о выплате данного вида премий, однако Положением четко определены основания для начисления данной премий, в качестве одного из определяющих - обеспечение требования о предельном уровне соотношения средних заработных плат.
Из материалов дела следует и это не оспаривается сторонами, что истцу за период работы в МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» не выплачена в 3 и 4 кварталах 2019 года премия за качественное руководство муниципальным учреждением и премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ, предусмотренные вышеуказанным Положением. В то же время, истцу выплачена премия за выполнение особо важных и сложных работ по итогам 2019 года. При этом премия за качественное руководство муниципальным учреждением истцу, что не оспаривается сторонами, не выплачивалась за весь период его работы в учреждении.
Судебная коллегия считает, оснований для выплаты истцу премии за качественное руководство за 3 и 4 кварталы 2019 года не имелось, поскольку из расчетов показателей в соответствии с критериями оценки эффективности деятельности руководителей муниципальных учреждений по МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» за 3 и 4 кварталы 2019 года, утвержденные начальником Управления культуры, подписанные истцом, главным бухгалтером МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы», учредителем следует, что итоговое количество баллов в данные кварталы составляло менее 100, имели место нарушения в фонде структуры оплаты труда, показатели соотношения заработной платы не обеспечены. Указанное подтверждается и справкой работодателя, представленной суду апелляционной инстанции. При этом вышеназванные расчеты подписаны самим истцом. Обстоятельство не обеспечения им, как директором учреждения, соотношения в структуре заработной платы, не оспаривается.
Доводы истца о невозможности обеспечения соотношения в структуре заработной платы ввиду объективных обстоятельств не могут быть приняты во внимание, служить безусловным основанием для выплаты данного вида премии.
Из Положения об оплате труда также следует, что основания и порядок выплаты директору учреждения премии за выполнение особо важных и сложных работ в соответствии с положениями приведенного трудового договора является компетенцией учредителя и зависят, в частности, от количества и качества выполненных директором особо важных и сложных работ, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на учреждение, и других факторов, которые могут оказывать влияние на принятие решения о премировании и его размере в отношении каждого директора персонально.
Как указывает истец, в 3 и 4 кварталах 2019 года учреждением выполнялись муниципальные контракты, проводились культурно-массовые мероприятия, проведение которых в 2018 году и в 1 и 2 кварталах 2019 года относилось учредителем к выполнению именно особо важных и сложных работ. Учитывая, что аналогичные работы учреждением выполнялись в 3 и 4 кварталах 2019 года, он также подлежал поощрению и в 3 и 4 кварталах 2019 года.
Из представленного в материалы дела плана работы учреждения и перечня мероприятий на 3 и 4 кварталы 2019 года следует, что в соответствии с ним учреждение должно было провести ряд культурно-массовых мероприятий. Согласно протоколу рабочего совещания Управления культуры за 2019 год, директор МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы», т.е. истец по делу, премирован за выполнение особо важных и сложных работ по итогам работы 2019 года, сумма премии определена в 50 000 рублей. При этом в протоколе указано, что директором учреждения в 2019 году проведена качественная и оперативная работа по подготовке и проведению городских праздничных мероприятий, выполнению муниципального задания. В качестве праздничных мероприятий в протоколе указаны мероприятия, которые проводились в 3 и 4 кварталах 2019 года.
Таким образом, за выполнение особо важных и сложных работ, в том числе тех, к числу которых истец сам относит выполнение определенных видов работ, он премирован по итогам 2019 года. Выплата данной премии ежеквартально не предусмотрена ни Положением об оплате труда, ни трудовым договором. Более того, в трудовом договоре указано, что такой вид премии выплачивается по итогам работы за год.
Принимая во внимание, что истец по итогам 2019 года за выполнение особо важных и сложных работ премирован, сумму премии получил, что им не оспаривалось, судебная коллегия считает, что оснований для выплаты истцу данного вида премии за 3 и 4 кварталы 2019 года не имеется.
То обстоятельство, что в 2018 году истец премировался данным видом премии ежеквартально, учитывая Положение об оплате труда, условия трудового договора, право учредителя выплачивать такую премию, а не обязанность, основанием для выплаты такой премии в 3 и 4 кварталах 2019 года являться не может.
Ссылки истца на то, что весь коллектив МАУ «Северодвинское агентство культуры и социальной рекламы» премирован за 3 и 4 кварталы 2019 года, ему выплачен именно данный вид премии, лишение его (истца) такой премии ставит его в неравное положение с другими сотрудниками учреждения, основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения. Более того, следует учесть, что премирование работников учреждения в силу вышеуказанного Положения об оплате труда производится руководителем самого учреждения, начисление такого вида премии, определение ее размера отнесено к компетенции директора, в связи с чем ее начисление коллективу учреждения не является безусловным основанием для выплаты такого вида премии директору учреждения, учитывая порядок и основания ее выплаты директору, установленный Положением об оплате труда.
Доводы истца о том, что решение о выплате принимает начальник Управления культуры на основании проведенного рабочего совещания, о котором никто не извещается, директоры учреждений не приглашаются на него, о незаконности действий ответчиков, как следствие незаконности невыплаты премий, не свидетельствуют.
Доводы истца о предвзятом к нему отношении начальника Управления культуры, которое, по его мнению, и послужило основанием для невыплаты спорных премий, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, несостоятельны.
При таких обстоятельствах оснований для возложения на ответчиков обязанности по выплате истцу спорных премий в 3 и 4 кварталах 2019 года не имеется, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат. Однако, учитывая что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия по невыплате премии и взыскании премий за 3 и 4 кварталы 2019 года.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 06 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Управление культуры и туризма Администрации Северодвинска» и муниципальному автономному учреждению «Северодвинский издательский центр» о признании незаконным бездействия по невыплате премии и взыскании премий за 3 и 4 кварталы 2019 года отказать.
Председательствующий Е.И. Хмара
Судьи Д.А. Маслов
Т.В. Попова