Судья: Гнеушева Е.Н. Дело № 33-930
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«18» апреля 2017 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О. А.,
судей Букаловой Е.А., Герасимовой Л.Н.,
при секретаре Сулеймановой А.Э.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению <...> межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области о признании права федеральной собственности и возложении обязанности регистрации права,
по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области на решение <...> районного суда Орловской области от <дата>, которым постановлено:
«исковые требования <...> межрайонного прокурора Орловской области в интересах Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области о признании права федеральной собственности и возложении обязанности регистрации такого права удовлетворить.
Признать право федеральной собственности на следующие <...> сооружения <...>:
- <...>№, расположенное <...>: <адрес>.
- <...>№, расположенное <...>: <адрес>.
- <...>№, расположенное <...>: <адрес>.
- <...>№, расположенное <...>: <адрес>.
- <...>№, расположенное <...>: <адрес>.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области зарегистрировать право федеральной собственности в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда ФИО6, выслушав возражения помощника прокурора ФИО5 судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
<...> межрайонный прокурор Орловской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области (далее по тексту – ТУ Росимущества в Орловской области) о признании права федеральной собственности и возложении обязанности регистрации права.
В обоснование заявленных требований указывал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о собственности и гражданской обороне на территории <...> района Орловской области. Проведенной проверкой установлено, что на территории <...> района имеются <...><...>: <...>№, расположенное <...>: <...> в силу закона являются федеральной собственностью, являются <...> находятся в ненадлежащем состоянии.
Ссылаясь на то, что право федеральной собственности на вышеуказанные объекты недвижимости в установленном законом порядке не зарегистрировано, а отсутствие регистрации права собственности на <...> сооружения <...> не отвечает интересам государства, создаются предпосылки и условия, способствующие совершению коррупционных преступлений, в том числе и по незаконному распоряжению имуществом, находящемся в собственности Российской Федерации, использованию его без оснований иными лицами, просил суд признать право федеральной собственности на следующие <...> сооружения <...>: <...>№, расположенное <...>: <адрес>; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области зарегистрировать право федеральной собственности в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указывается, что судом необоснованно сделана ссылка на утративший силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Ссылается на то, что с собственниками <...> может возникнуть спор о праве собственности на данные помещения.
В судебное заседание представитель ТУ Росимущества в Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил ходатайство о слушании дела в его отсутствие. В связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты (статья 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»).
В силу статьи 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» ( далее- постановление № 3020-1), объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Исходя из пункта 3 постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Объекты в виде «<...><...>» в приложениях 1-3 прямо не указаны.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяется исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания <...> и иных объектов <...>» к объектам <...> отнесены убежища, <...><...>, специализированные складские помещения для хранения имущества <...>, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений <...>, рассчитанные на все случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений <...>- убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами <...> (пункт 1.2).
Следовательно, <...> сооружения <...> представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению № не упомянуты. Поэтому <...> сооружения <...>, не отвечающие признакам объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления № продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
Судом установлено, что помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является частью подвального помещения многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию в 1987 г. Данные помещения представляют собой <...><...>, предназначены для <...> 398 человек каждое. Данные обстоятельства подтверждаются паспортами <...> и инвентаризационными карточками <...>.
<...> включены в реестр федерального имущества.
Таким образом, указанные <...> сооружения являются федеральной собственностью. Данные объекты в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации не передавались.
Статьёй 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: принимать нормативные акты в области <...>, доводить их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролировать их выполнение; разрабатывать и реализовывать планы <...>, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области <...>, организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности технические системы управления <...> и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создавать и содержать в целях <...> запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определять перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Установив, что спорные <...> сооружения <...> в силу закона являются федеральной собственностью, в установленном законом порядке из состава федеральной собственности не выбывали, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании права федеральной собственности на указанные <...><...>.
В связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что имеется спор с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, в которых расположены <...>, является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Учитывая особый статус спорных объектов, предназначенных для <...> граждан в чрезвычайных ситуациях, и принимая во внимание, что в настоящее время объекты находятся в ненадлежащем состоянии, суд правильно возложил на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области обязанность зарегистрировать право федеральной собственности на указанные объекты.
Кроме того в своих возражениях Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области также указывало, что в настоящее время имеются поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. № Пр-2751 о проведении комплексной инвентаризации <...>.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд сослался на положения недействующего Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним », также не может повлечь отмену решения суда, поскольку данный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который также предусматривает процедуру государственной регистрации прав в Едином государственном реестре недвижимости.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что отсутствие государственной регистрации прав на <...> сооружения <...> нарушает права неопределенного круга лиц и может привести к незаконному отчуждению данных объектов. Из представленных инвентаризационных карточек защитных сооружений следует, что в настоящее время данные объекты эксплуатируются ООО «Жилводсервис», а потому право федеральной собственности подлежит обязательной регистрации.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение <...> районного суда Орловской области от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи