Санкт-Петербургский городской суд
Рег. №: 33-9302/2015 Судья: Петрова М.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 24 июня 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Птоховой З.Ю. |
судей | ФИО1 и ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 02 декабря 2014 года по гражданскому делу № 2-8383/14 по иску природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту прав неопределенного круга лиц к СПб ГКУ «К» об обязании обустроить лесохозяйственные дороги для оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю., объяснения природоохранного прокурора Санкт-Петербурга ААН, поддержавшего доводы апелляционного представления, представитель ответчика СПб ГКУ «К» - ЯИЮ, возражавшего против доводов апелляционного представления,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действующий в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к СПб ГКУ «К» об обязании обустроить лесохозяйственные дороги для оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.
В обоснование заявленных требований указал, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения надлежащего эксплуатационного состояния лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров на территории, подведомственной ответчику, результатами которой установлено, что ответчиком проводятся противопожарные мероприятия - в течение пожароопасного сезона проводится ежедневное патрулирование территории лесничеств, согласно маршрутам патрулирования, утвержденных Планом тушения и выполняются мероприятия, направленные на профилактику от лесных пожаров, такие, как разрубка просек, установка аншлагов, устройство переходов, устройство мест отдыха, установка МАФ (беседки, скамейки), проведение лекций на тему пожарной безопасности в городских и пожарных лесах. Однако, в нарушение Лесного кодекса РФ, подъезд техники, предназначенной для тушения пожаров на территорию городских лесов (Колпинский район, Кипенское лесничество) невозможен, противопожарные дороги отсутствуют, в случае лесного пожара, до очага возгорания возможно добраться только пешком, преодолев расстояние примерно в шесть километров. Как следует из справки главного специалиста отдела лесного хозяйства и капитального ремонта объектов зеленых насаждений Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга ГАА, площадь Кипенского лесничества на территории Колпинского района составляет 574,0 га, норматив для проезда специализированной техники по лесохозяйственной дороге составляет 10-12 км на 1000 Га, следовательно, на территории Колпинского района (Кипенское лесничество) должны быть обустроены лесохозяйственные дороги протяженностью не мене 5,74 км. Однако, как установлено, проверкой, какие-либо меры, направленные на оборудование городских лесов на территории Колпинского района (Кипенское лесничество) в части обустройства противопожарных дорог, в том числе для проезда техники в случае пожара СПБГКУ «К» не приняты. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417 утверждены правила пожарной безопасности в лесах. Согласно п. 5 Примечания к Приказу Рослесхоза № 174 от 27.04.2012 года «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов» в защитных лесах общая протяженность лесных дорог должна составлять не менее 10 км/1000 Га. Таким образом, на территории городских лесов, расположенных в Колпинском районе (Кипенское лесничество), общая площадь которых составляет 574 га, протяженность лесохозяйственных дорог, предназначенных в т.ч. для тушения лесных пожаров, должна быть не менее 5,74 км, однако, указанные дороги на территории Колпинского района (Кипенское лесничество) отсутствуют. Также в Ведомости проектируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов Кипенского участкового лесничества согласно ведомости проектируемых мероприятий по защите лесов мероприятия по обустройству лесных дорог не предусмотрены. Согласно п. 2.1 Устава ответчика от 2011 года, учреждение создано для достижения целей охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Санкт-Петербурга в границах Курортного лесопарка и Глуховского лесопарка по материалам лесоустройства. Пунктом 2.3.16 Устава установлено, что учреждение осуществляет строительство, содержание и ремонт объектов лесохозяиственного и противопожарного назначения, в том числе лесных дорог. Таким образам, ответчиком не исполнены надлежащим образом его полномочия, что может повлечь угрозу возгорания лесных насаждений и причинения ущерба городским лесам. Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса в связи с чем указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц и направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 02 декабря 2014 года в удовлетворении требований природоохранного прокурора отказано.
В апелляционном представлении природоохранный прокурор Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
Представитель третьего лица Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, извещенный о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, причин неявки не сообщил, доказательств их уважительности не представил в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По мнению судебной коллегии, указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив, что протяженность дорог в лесничестве превышает норматив в несколько раз пришел к выводу о том, что нарушений ответчиком нормативов противопожарного обустройства лесов не установлено в связи с чем, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по обустройству лесохозяйственных дорог для оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров не имеется. При этом, определяя протяженность лесохозяйственных дорог суд первой инстанции исходил из общей протяженности территории Кипенского лесничества, который включает в себя лесохозяйственные дороги и дороги общего пользования Петродворцового, Красносельского и Колпинского районов Санкт-Петербурга, тогда как дороги на территории Колпинского района (Кипенское лесничество) отсутствуют.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда.
В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, проведенной природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проверкой соблюдения надлежащего эксплуатационного состояния лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров на территории, подведомственной СПб ГКУ «К» установлено, что СПБ ГКУ «К» проводятся противопожарные мероприятия. В течение пожароопасного сезона проводится ежедневное патрулирование территории лесничеств, согласно маршрутам патрулирования, утвержденных Планом тушения и выполняются мероприятия, направленные на профилактику от лесных пожаров, такие как разрубка просек, установка аншлагов, устройство переходов, устройство мест отдыха, установка МАФ (беседки, скамейки), проведение лекций на тему пожарной безопасности в городских пожарных лесах.
Из справки главного специалиста отдела лесного хозяйства и капитального ремонта объектов зеленых насаждений Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга ГАА, усматривается, что площадь Кипенского лесничества на территории Колпинского района составляет 574,0 га, норматив для проезда специализированной техники по лесохозяйственной дороге составляет 10-12 км на 1000га, следовательно, на территории Колпинского района (Кипенское лесничество) должны быть обустроены лесохозяйственные дороги протяженностью не менее 5,74 км.
Однако меры, направленные на оборудование городских лесов на территории Колпинского района (Кипенское лесничество) в части обустройства противопожарных дорог, в том числе для проезда техники в случае пожара СПб ГКУ «К» не приняты.
В соответствии с п.5 Рослесхоза от 27апреля 2012 года № 174 норматив по строительству лесных дорог может корректироваться с учетом имеющейся плотности дорог всех назначений. Общая протяженность дорог в защитных лесах должна составлять не менее 10 км/1000 га, в эксплуатационных - 6 км/1000 га.
Исходя из буквального толкования указанной нормы права, каждая 1000 га защитных лесов, должна быть оборудована 10 км лесных дорог.
Вместе с тем, территория Кипенского лесничества разделена на три района: Петродворцовый (площадью 2 236 га), ФИО4 (44 га), Колписнкий (574 га). Указанные районы лесничества расположены на значительном расстоянии друг от друга, что ответчиком не отрицалось в ходе рассмотрения дела.
Согласно плану тушения лесных пожаров на территории городских лесов курортного лесопарка Санкт-Петербурга на период пожароопасного сезона 2014 года состояние и протяженность лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров Кипенского лесничества, составляет 57,5 км.
Учитывая, что территория Кипенского лесничества разделена на три отдельно находящихся друг от друга района, судебная коллегия приходит к выводу о том, что протяженность лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров Кипенского лесничества, расположенного в Колпинском районе Санкт-Петербурга, должна составлять не менее 5,74 км.
Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что Уставом ответчика предусмотрено, что учреждение осуществляет строительство, содержание и ремонт объектов лесохозяйственного и противопожарного назначения, в том числе лесных дорог.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку относимых и допустимых доказательств наличия указанной протяженности лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров территории Кипенского лесничества, расположенной в Колпинском районе Санкт-Петербурга, и соблюдения положений Устава в материалы дела не представлено, а результаты проведенной природоохранным прокурором проверки, указывают на отсутствие лесных дорог, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, путем возложения на ответчика обязанности по обустройству лесохозяйственных дорог для оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.
С учетом изложенного решение районного суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 204 ГПК Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Общий порядок исполнения принятого судом решения установлен статьей 210 ГПК Российской Федерации, раскрывается и детализируется принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами.
Необходимость в установлении судом определенного порядка и срока исполнения решения вызвана содержанием судебных решений, обязывающих ответчика совершить определенные действия.
На основании изложенных норм, судебная коллегия считает, что на ответчика надлежит возложить обязанность произвести обустройство лесохозяйственных дорог для оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров в 180-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку при установлении именно такого срока баланс интересов сторон будет соблюден в большей степени.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 02 декабря 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к СПб ГКУ «К» об обязании обустроить лесохозяйственные дороги для оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров удовлетворить.
Обязать СПб ГКУ «К» в 180-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу обустроить территорию Кипенского лесничества (Колпинский район Санкт-Петербурга) лесохозяйственными дорогами для оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров протяженностью не менее 5,74 км.
Взыскать с СПб ГКУ «К» в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере <...> рублей.
Председательствующий:
Судьи: