Судья Сапарова Н.А. Дело № 33-9302/2021 (2-528/2021)
УИД 25RS0029-01-2020-009952-58
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2021 г. г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Марченко О.С.,
судей Мандрыгиной И.А., Чубченко И.В.,
при секретаре Якушевской Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам, третье лицо МУП «Уссурийск- Водоканал»,
по апелляционной жалобе третьего лица МУП «Уссурийск-Водоканал» на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 21.07.2021, которым исковые требования удовлетворены, на Администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры - систем коммунального водоснабжения и водоотведения к земельным участкам
в границах ул. ФИО3 с кадастровыми номерами:
№
к земельным участкам в границах ул. ФИО8 с кадастровыми номерами
№
к земельным участкам в границах ул. ФИО10 с кадастровыми номерами
№
к земельным участкам в границах <адрес> с кадастровыми номерами
№;
к земельным участкам в границах <адрес> с кадастровыми номерами
№
к земельным участкам в границах <адрес> с кадастровыми номерами
№. Установлен срок исполнения - в течение одного года с момента вступления указанного решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Чубченко И.В., пояснения помощника прокурора Бекетовой В.А., судебная коллегия
установила:
Уссурийский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации с названным иском, указав, что Постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№ разработана и утверждена муниципальная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Уссурийского городского округа» на 2014-2020 годы, в рамках которой осуществляются мероприятия по обеспечению земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство, инженерной инфраструктурой (а именно: электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, подъездными автомобильными дорогами). Земельные участки на территории Уссурийского городского округа предоставлены 1906 семьям, имеющим трех и более детей. Вместе с тем, по земельным участкам, которые не обеспечены на сегодняшний день подъездными путями, сетями электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, выполнено проектирование, получено положительное заключение КГАУ «Государственная экспертиза проектной документации результатов инженерных изысканий Приморского края» по 6 микрорайонам в отношении 331 участка. Администрацией Уссурийского городского округа до настоящего времени не приняты меры по организации инженерной инфраструктуры указанных земельных участков. По данному факту Уссурийской городской прокуратурой в адрес администрации Уссурийского городского округа 04.09.2020 вносилось представление об устранении нарушений требований земельного законодательства, однако нарушения закона до настоящего времени не устранены. В связи с чем прокурор просит обязать администрацию Уссурийского городского округа обеспечить земельные участки магистральными сетями водоснабжения и водоотведения в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и заключением КГАУ «Государственная экспертиза проектной документации результатов инженерных изысканий Приморского края», в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание помощник Уссурийского городского прокурора Тимошенко И.М. не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации Уссурийского городского округа в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что законодательством не возложена обязанность на орган местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения до границ конкретного земельного участка, а также организация работ по монтажу водопроводных и канализационных сетей от центрального водопровода до границы конкретного земельного участка. Администрацией Уссурийского городского округа в рамках исполнения полномочий по организации в границах городского округа электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в целях обеспечения земельных участков, предоставляемых на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, сетями электроснабжения, водоснабжения, водоотведения (в том числе комплексное проектирование и строительство) постановлением администрации Уссурийского городского округа от 30.04.2014№ 1585-НПА утверждена муниципальная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Уссурийского городского округа» на 2014 - 2022 годы», в которой МКУ «Служба единого заказчика-застройщика» как участник программы готовит технические задания для проведения аукционов на выполнение работ по проектированию и строительству объектов, включенных в перечень мероприятий; заключает контракты для выполнения работ по проектированию и строительству объектов, включенных в перечень мероприятий; проверяет проектную и сметную документацию на соответствие объемов и видов работ, указанных в проекте, в пределах своей компетенции и др., а муниципальные унитарные предприятия обеспечивают организацию работ по проектированию и строительству, в соответствии с заключенным соглашением и графиком производства работ; осуществляют эксплуатационные расходы, необходимые для содержания построенных сетей после ввода их в эксплуатацию, без использования на эти цели средств местного бюджета; за счет собственных средств осуществляет регистрацию объектов в Росреестре и др. Без изменения условий финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов выполнить мероприятия не представляется возможным. Администрацией Уссурийского городского округа направлены заявки на софинансирование из краевого бюджета согласно порядку предоставления субсидий из бюджета Приморского края. В настоящее время в администрации Уссурийского городского округа совместно с профильными министерствами Приморского края прорабатываются варианты реализации мероприятий по строительству дорог на участках, предоставленных для многодетных семей. Таким образом, администрация Уссурийского городского округа принимает меры по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения и др. в соответствии с действующим законодательством. Более того, проектная документация, на которую ссылается прокурор, и в соответствии с которой необходимо выполнить работы, разработана в 2015 г. МУП «Уссурийск-Водоканал». На сегодняшний день требуется актуализация инженерных изысканий в связи с изменением рельефа, что приведет к корректировке проектной документации и необходимости проведения новой государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, что в свою очередь, делает неисполнимым требования прокурора о возложении на администрации Уссурийского городского округа обязанности обеспечить земельные участки магистральными сетями водоснабжения и водоотведения в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и заключением КГАУ, в течение 1 года со дня вступления в силу решения.
Представитель третьего лица МУП «Уссурийск-Водоканал» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения, в соответствии с которыми указала, что выбор организации водоснабжения и водоотведения относится к компетенции органа местного самоуправления. В настоящий момент администрация УГО направила в Администрацию Приморского края предложение о внесении изменений в порядок предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета муниципальных образований Приморского края на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе многодетным семьям, дорогами и инженерной инфраструктурой, в части увеличения норматива в расчете на один земельный участок, в том числе и на проектирование и строительство магистральных сетей до границ земельных участков. При этом «внутриплощадочное» строительство сетей водоснабжении и водоотведения до границ индивидуальных земельных участков в границах улиц Хабаровская (106 участков), Казачья (20 участков), ФИО1 (58 земельных участков), Общественная (96 участков), ФИО2 21 участок), ФИО3 (30 участков) ни в одном основополагающем документе не предусмотрено, отсутствует и проектная документация. В настоящее время строительство магистральных и, следовательно, внутриплощадочных сетей водоснабжения и водоотведения в границах вышеперечисленных улиц за счет средств местного бюджета не представляется возможным, поскольку это требует значительных затрат бюджетных средств, расчет которых осуществляется с учетом определенных приоритетов бюджетных расходований. В настоящий момент муниципальный бюджет УГО не имеет возможности без участия краевого и федерального бюджетов самостоятельно решить вопросы капитального строительства. Учитывая объем мероприятий, которые будет необходимо произвести ответчику в целях организации водоснабжения и водоотведения по заявленным земельным участкам, в частности, необходимости включения соответствующих расходов в бюджет муниципального образования, подготовки проектов для строительства сетей, программ, проектов, осуществления заключения муниципальных контрактов на выполнение соответствующего вида работ, учитывая погодные условия, сезонность осуществления строительных работ и т.д. представляется разумным установить иной реальный срок для исполнения решения с момента вступления решения в законную силу.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилось третье лицо МУП «Уссурийск-Водоканал», его представителем подана апелляционная жалоба, где ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Судом первой инстанции установлено, что на территории Уссурийского городского округа в реестр семей, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011г. №836-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим троих и более детей, в Приморском крае» включено 2266 семей.
Земельные участки предоставлены 1906 семьям.
В ходе проверки исполнения требований земельного законодательства Уссурийской городской прокуратурой выявлено, что 6 микрорайонов, где предоставлены земельные участки семьям, имеющим трех и более детей не обеспечены магистральными сетями водоснабжения и водоотведения, а именно: в границах улиц Хабаровская, Казачья, ФИО1, Общественная, ФИО2, ФИО3 (всего 331 участок).
Разрешая спор, принимая во внимание отсутствие доказательств организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры – систем коммунального водоснабжения и водоотведения к вышеназванным земельным участкам, суд первой инстанции указал что, Администрацией Уссурийского городского округа не приняты в разумные сроки меры, направленные на решение вопросов местного значения по организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры – систем коммунального водоснабжения и водоотведения, к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям. В связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требований в полном объеме, с установлением срока для исполнения решения суда в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с указанными выводами, поскольку они основаны на верно установленных обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права, в частности Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Законе Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», статей 1, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416 "О водоснабжении и водоотведении", пункта 38, 39 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 г. N 372.
Пунктом 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Приморского края механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства предусмотрен Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае».
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов РФ и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1119-р утвержден комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, в соответствии с которым приказом Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 утверждены Методические рекомендации субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
Пунктом 38 Методических рекомендаций предусмотрено учитывать, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
В п. 39 Методических рекомендаций предусмотрено, что при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.
До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, разрабатывают этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно- технического обеспечения.
Постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 30.04.2014 № 1585-НПА утверждена муниципальная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Уссурийского городского округа» на 2014-2022 годы», в рамках которой осуществляются мероприятия по обеспечению земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство, инженерной инфраструктурой (а именно электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, подъездными автомобильными дорогами).
По результатам проведенной Уссурийской городской прокуратурой проверки в адрес администрации Уссурийского городского округа прокурором внесено представление об устранении нарушения требований земельного законодательства.
До настоящего времени установленные на момент проверки нарушения не устранены.
Доводы жалобы о том, что работы по организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры: систем коммунального водоснабжения и водоотведения, требуют больших объемов финансовых затрат, основанием для переоценки выводов суда не является, поскольку отсутствие у органов местного самоуправления финансовой возможности на выполнение возложенных законом обязанностей не может являться основанием для освобождения от них.
Ссылка в жалобе на то, что срок, предоставленный судом для выполнения требований по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, является недостаточным, несостоятельна, поскольку за период с даты вступления в действие Закона Приморского края от 08.11.2011г. №837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» т.е. с 2011 по состоянию на июль 2021 (10 лет) имелось достаточно времени для организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры, более того, проектная документация по обеспечении 6 микрорайонов Уссурийского городского округа уже разработана в 2015г.
Довод жалобы о том, что в настоящем деле исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц не соответствует требованиям с. 45 ГПК РФ, судебная коллегия отклоняет, поскольку разрешение вопроса об обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой, предоставляемых многодетным семьям, должен был быть разрешен Администрацией Уссурийского городского округа на момент их предоставления, а значит и будущим собственникам, круг которых в настоящее время не определен.
В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. Основания к отмене или изменению решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ, отсутствуют.
По изложенному, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 21.07.2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП «Уссурийск-Водоканал» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.11.2021г.