ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9308/2018 от 20.06.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Полянский О.А. Дело № 33-9308/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 20 июня 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,

судей Гулян Р.Ф., Марчукова А.В.,

при секретаре Яковенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску ФИО1 к комитету жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении компенсации, возложении обязанностей, взыскании денежной суммы,

по апелляционной жалобе комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от
10 апреля 2018 г., которым постановлено:

исковые требования ФИО1 к комитету жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении компенсации, возложении обязанностей, взыскании суммы, – удовлетворить;

признать незаконным распоряжение комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении компенсации ФИО1 за приобретенный месячный школьный проездной билет на один вид общественного (городского) муниципального пассажирского транспорта Волгограда (по выбору);

обязать комитет жилищной и социальной политики администрации
г. Волгограда в течение пяти дней через районный отдел по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда предоставить ФИО1 компенсацию за приобретенные школьные проездные билеты, приобретенные на ФИО2 за октябрь – декабрь 2017 года в размере 750 руб., и на ФИО3 за ноябрь – декабрь 2017 года в размере
500 руб. в соответствии с поданным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ;

взыскать комитета жилищной и социальной политики администрации
г. Волгограда в пользу ФИО1 проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 10 апреля 2018 г. в размере 28 руб. 56 коп.;

взыскать комитета жилищной и социальной политики администрации
г. Волгограда в пользу ФИО1 проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленными на общую сумму 1250 руб., начиная с 11 апреля 2018 г. по день фактического исполнения решения суда;

взыскать с комитета жилищной и социальной политики администрации
г. Волгограда в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 5000 руб.

Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., представителя комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО5, возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к комитету жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении компенсации, возложении обязанностей и взыскании денежной суммы.

Требования мотивированы тем, что истец имеет право на компенсацию за приобретенные школьные проездные билеты для несовершеннолетних дочерей Ф.И.О. за октябрь – декабрь 2017 года в размере 750 руб. и Ф.И.О. за ноябрь – декабрь 2017 года в размере 500 руб., в соответствии с поданным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ

Однако согласно уведомлению № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения начальника отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации города Волгограда истцу было отказано в предоставлении компенсации за приобретенные месячные школьные проездные билеты.

Основанием к отказу послужило то, что вопреки требованиям пункта 4 Порядка предоставления компенсации за приобретенный месячный школьный проездной билет на один вид общественного (городского) муниципального пассажирского транспорта Волгограда (по выбору), истцом вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ не была предоставлена заверенная надлежащим образом копия транспортной карты школьника, либо сама карта школьника.

Полагает данное распоряжение необоснованным и незаконным, поскольку все требуемые документы и сведения были предоставлены ответчику вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ

ФИО1, с учетом уточнённых требований в порядке ст. 39 ГПК просила признать незаконным распоряжение комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда от 22 декабря 2017 г. об отказе в предоставлении компенсаций ФИО1 за приобретенный месячный школьный проездной билет на один вид общественного (городского) муниципального пассажирского транспорта г. Волгограда (по выбору); обязать комитет жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда в течение пяти дней через районный отдел по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда предоставить ФИО1 компенсацию за приобретенные школьные проездные билеты, приобретенные на Ф.И.О. за октябрь – декабрь 2017 года в размере
750 руб. и на Ф.И.О. за ноябрь – декабрь 2017 года в размере 500 руб. в соответствии с поданным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда в пользу ФИО1 проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации
с ДД.ММ.ГГГГ и по день фактического исполнения решения суда, а также взыскать судебные расходы в размере 5000 руб.

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с постановленным судом решением, комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит постановленное судом решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом решение требованиям закона не соответствует.

Удовлетворяя требования, суд первой инстанции суд исходил из того, что сторона ответчика не ставила под сомнение и не оспаривала утверждение истца о том, что все требуемые документы, кроме транспортных карт школьников, были предоставлены истцом ответчику в копиях с предоставлением оригиналов, что не препятствовало специалисту отдела комитета, принимавшего документы от истца, заверить предоставленные документы самостоятельно.

Суд также указал, что предоставление копии карты школьника и оригиналов документов об оплате, подтверждающих факт одномоментного зачисления денежных средств на транспортную карту школьника соответствующего номера, исходя из буквального толкования пункта 4 Порядка, было достаточным для принятия решения о выплате компенсации.

Судебная коллегия с данным выводом согласиться не может по следующим основаниям.

Решением Волгоградской городской Думы от 22 марта 2017 г. № 55/1586 «О переименовании комитета социальной поддержки населения администрации г. Волгограда в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда и об утверждении Положения о комитете жилищной и социальной политики администрации Волгограда» утверждено Положение о комитете жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда (комитет).

В соответствии с пунктами 2.1.3 и 2.1.3.3.5 к полномочиям комитета в сфере социальной поддержки населения относится предоставление компенсации расходов по приобретению месячного школьного проездного билета на проезд в общественном (городском) муниципальном пассажирском транспорте Волгограда.

Согласно пункту 2.1.4.11 Положения комитет представляет интересы администрации г. Волгограда в судах по вопросам, отнесенным к компетенции комитета, в соответствии с пунктом 2.1.4.15, осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством, бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств г. Волгограда, главного администратора доходов бюджета г. Волгограда, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Волгограда.

Пунктом 7 Постановления администрации г. Волгограда от 14 февраля 2017 г. № 193 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации за приобретенный месячный школьный проездной билет на один вид общественного (городского) муниципального пассажирского транспорта Волгограда (по выбору)» (далее Порядок) обучающимся общеобразовательных учреждений Волгограда решение об отказе в предоставлении компенсации принимается в случаях: несоответствия условиям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка; непредставления документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, либо представления документов, имеющих значительные повреждения (исправления), в результате которых отсутствует возможность их идентификации; обращения за компенсацией лица, не обладающего правом на обращение за предоставлением компенсации в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.

Согласно пункту 14 указанного Порядка основаниями для отказа в выплате компенсации за месяцы, следующие за месяцем принятия решения о предоставлении компенсации, являются: несоответствие условиям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка; компенсация за месяц действия проездного билета уже выплачена при представлении иного проездного билета (документов об оплате); представление проездного билета (документов об оплате), имеющего (-их) значительные повреждения (исправления), в результате которых отсутствует возможность его (их) идентификации.

Согласно пункту 5 Порядка решение о предоставлении (отказе в предоставлении) компенсации осуществляется комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда в течение 10 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами в районный отдел субсидий в форме распоряжения комитета.

Согласно пункту 18 финансирование расходов на выплату компенсации с учетом оплаты услуг кредитных организаций по зачислению денежных средств на счета физических лиц является расходным обязательством муниципального образования город-герой Волгоград.

Пункт 4 Порядка предоставления компенсации предусматривает, что при обращении за предоставлением компенсации родитель (законный представитель) обучающегося общеобразовательного учреждения Волгограда (заявитель) обращается в районный отдел по назначению субсидий и работы с населением комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда (районный отдел субсидий) по месту нахождения общеобразовательного учреждения и представляет следующие документы: заявление о предоставлении компенсации за приобретенный школьный проездной билет по форме согласно приложению к настоящему Порядку (заявление) с указанием реквизитов банковского счета по рублевому вкладу, открытому заявителем в кредитной организации, расположенной на территории Российской Федерации; копию паспорта (документа, удостоверяющего личность заявителя); копию свидетельства о рождении ребенка; копию акта органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним или копию договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (представляется в случае установления опеки (попечительства) или при передаче ребенка на воспитание в приемную семью); копию справки обучающегося общеобразовательного учреждения Волгограда по форме согласно приложению 2 к Порядку предоставления мер социальной поддержки обучающимся общеобразовательных учреждений Волгограда при оказании транспортных услуг в общественном (городском) муниципальном пассажирском транспорте г. Волгограда, принятому решением Волгоградской городской Думы от 23 декабря 2009 г. № 28/827 «О проезде обучающихся общеобразовательных учреждений Волгограда в общественном (городском) муниципальном пассажирском транспорте Волгограда»; проездной(-ые) билет(-ы), а при использовании транспортной карты школьника ее копию и документы об оплате, подтверждающие факт одномоментного зачисления денежных средств на транспортную карту школьника соответствующего номера, в размере не менее стоимости проездного билета (документы об оплате); копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования обучающегося общеобразовательного учреждения г. Волгограда (представляется в случае использования транспортной карты школьника).

Копии документов должны быть надлежащим образом заверены за исключением случаев, когда заявитель представляет их одновременно с подлинниками соответствующих документов.

Как следует из материалов дела, в том числе и из текста жалобы ФИО1 в комитет жилищной и социальной политики г. Волгограда и прокуратуру Ворошиловского района г. Волгограда о том, что при обращении с заявлением истцом не был представлен оригинал транспортной карты школьника.

При этом согласно пункту 4 Порядка в рассматриваемом случае истцу требовалось предоставлять ответчику либо карту школьника, либо надлежащим образом заверенные копии.

Отсутствие подлинника документа подтверждается отметкой специалиста Ф.И.О. на копиях транспортной карты школьника, о том, что подлинник документа не представлен (л.д. 71, 80).

Заверенной копией документа признается копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (пп.25 п.3.Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.9-2013 «Система стандартом по информации, библиотечному и издательскому делу, Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. № 1185-ст).

В соответствии с пунктом 3.26 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст., при заверении лицом, выдавшим подлинник, соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись: «Верно», должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения.

Указанный порядок применяется также в случае представления для получения компенсации копии документа одновременно с подлинником.

Кроме того, копия документа может быть заверена в порядке, установленном для совершения нотариальных действий.

Таким образом, вывод суда о том, что предоставление копий карт школьника и оригиналов документов об оплате, подтверждающие факт одномоментного зачисления денежных средств на транспортную карту школьника соответствующего номера, является достаточным для принятия решения о выплате компенсации, является ошибочным.

Также в решении суд первой инстанции указал, что транспортная карта не является документом, а является бесконтактным устройством.

Между тем, в соответствие с абз. 3 ст.1 Федерального закона от
29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» под документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

Судебная коллегия приходит к выводу, что транспортная карта школьника в полной мере отвечает признакам документа: содержит фамилию, имя, отчество обладателя карты, микропроцессор, а также идентификационный номер, в связи с чем вывод суда об отсутствии признаков документа в транспортной карте является ошибочным и основан на неверном толковании норм права.

Таким образом, распоряжение комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда от 22 декабря 2017 г. об отказе в предоставлении компенсации ФИО1 за приобретенный месячный школьный проездной билет на один вид общественного (городского) муниципального пассажирского транспорта г. Волгограда является законным.

Судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным распоряжения комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда от 22 декабря 2017 г. об отказе в предоставлении компенсации ФИО1 за приобретенный месячный школьный проездной билет на один вид общественного (городского) муниципального пассажирского транспорта г. Волгограда (по выбору) и взыскании денежной суммы – компенсации за приобретенные проездные.

Поскольку распоряжение комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда от 22 декабря 2017 г. является законным, не подлежат удовлетворению требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов.

Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от
10 апреля 2018 г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к комитету жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении компенсации, возложении обязанностей и взыскании денежной суммы отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к комитету жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении компенсации, возложении обязанностей и взыскании денежной суммы - отказать.

Председательствующий подпись

Судьи подписи

Копия верна:

Судья Волгоградского областного суда Гулян Р.Ф.