ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-930/19 от 28.02.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-930/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 февраля 2019 г. г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Швецовой Н.А.,

судей Федотовой Е.В., Анненковой К.К.,

при секретаре Гришине К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» в лице западного отделения Оренбургского филиала к Иванову П.В., Ивановой О.А., Тулиной О.А., Тулину С.М., Глушковой Н.В. о взыскании задолженности за коммунальную услугу по снабжению тепловой энергией и по встречному исковому заявлению Иванова П.В., Ивановой О.А., Тулиной О.А., Тулина С.М. к открытому акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу по теплоснабжению, об обязании произвести перерасчет суммы за коммунальные услуги по теплоснабжению и компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Иванова П.В. Ивановой О.А., Тулиной О.А., Тулина С.М., Глушковой Н.В. на решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 30 октября 2018 г.,

заслушав доклад судьи Швецовой Н.А.,

установила:

ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Абдулинского ОП и ОК Западного отделения Оренбургского филиала обратилось в суд с иском к Иванову П.В. о взыскании задолженности за коммунальную услугу по снабжению тепловой энергией, указав, что на основании агентского договора №101 А от 01.07.2010 ОАО «Энергосбыт Плюс» в интересах ЗАО «ОТК «Коммунэнерго» производит с бытовых потребителей истребование дебиторской задолженности, в том числе путем взыскания своевременно неоплаченных сумм основного долга, пени, процентов за услуги по предоставлению коммунальной услуги по теплоснабжению. Лицевой счет оформлен на ответчика Иванова П.В. за номером *** на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес). Ответчику надлежащим образом были предоставлены коммунальные услуги по снабжению тепловой энергией за период с 01.09.2016 по 30.09.2017. Ответчик имеет задолженность за коммунальную услугу по снабжению тепловой энергией за период с 01.09.2016 по 30.09.2017 в размере 21251,80 руб., которую истец просит взыскать с ответчика, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 837,55 руб. В связи с отменой судебного приказа засчитать в счет оплаты госпошлины при подаче искового заявления уплаченную госпошлину в размере 418,78 руб. (платежное поручение №34781 от 31.10.2017).

ОАО «Энергосбыт Плюс» обратилось в суд с иском к Глушковой (до брака – Марковой) Н.В. о взыскании задолженности за коммунальную услугу по снабжению тепловой энергией, ссылаясь на то, что лицевой счет оформлен на ответчика Маркову Н.В. за номером *** на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес). Ответчику надлежащим образом были предоставлены коммунальные услуги по снабжению тепловой энергией за период с 01.08.2016 по 30.09.2017. Ответчик имеет задолженность за коммунальную услугу по снабжению тепловой энергией за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 в размере 28852,55 руб., которую истец просит взыскать с ответчика, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 1065,58 руб. В связи с отменой судебного приказа засчитать в счет оплаты госпошлины при подаче искового заявления уплаченную госпошлину в размере 532,79 руб. (платежное поручение №34782 от 31.10.2017).

ОАО «Энергосбыт Плюс» обратилось в суд с иском к Тулиной О.А. о взыскании задолженности за коммунальную услугу по снабжению тепловой энергией, указав, что лицевой счет оформлен на ответчика Тулину О.А. за номером *** на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) Ответчику надлежащим образом были предоставлены коммунальные услуги по снабжению тепловой энергией за период с 01.08.2016 по 30.09.2017. Ответчик имеет задолженность за коммунальную услугу по снабжению тепловой энергией за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 в размере 28543,64 руб., которую истец просит взыскать с ответчика, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 1056,31 руб. В связи с отменой судебного приказа засчитать в счет оплаты госпошлины при подаче искового заявления уплаченную госпошлину в размере 528,15 руб. (платежное поручение №34777 от 31.10.2017).

Определением мирового судьи от 28.08.2018 вышеназванные гражданские дела объединены в одно производство. К участию в деле в качестве соответчика привлечен Тулин С.М., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено ЗАО «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго».

Определением мирового судьи от 11.09.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Иванова О.А.

Определением мирового судьи от 25.09.2018 принято встречное исковое заявление Иванова П.В., Ивановой О.А., Тулиной О.А., Тулина С.М. к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании действий ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению платы за коммунальную услугу по теплоснабжению незаконными и обязании ответчика произвести перерасчет суммы задолженности, в котором истцы по встречному иску просят принять во внимание факт демонтажа и фактического отсутствия в жилых квартирах, принадлежащих им, приборов отопления (радиаторов) в спорный период, а также факт отключения жилых помещений от систем центрального отопления многоквартирных домов и законный переход ответчиков на автономное газовое отопление. В спорный период ими произведена перепланировка принадлежащих им квартир, в результате которой общедомовая система отопления многоквартирного дома была демонтирована в спорных квартирах, без фактических потерь воды и теплоэнергии относительно всего многоквартирного дома в целом и установлена автономная система отопления квартир. В спорный период между сторонами письменных договоров заключено не было, действий, свидетельствующих о намерении потреблять коммунальную услугу в виде тепловой энергии и теплоносителя, они не осуществляли. Тепловые радиаторы (батареи) в жилом помещении истцов (ответчиков) отсутствуют. Демонтаж «теплопотребляющих установок» произведен в соответствии с разрешением на переустройство жилых помещений исполнительного органа местного самоуправления. У них имеются разрешения на переустройство, перепланировку, акты завершения работ по переустройству квартир истцов (ответчиков), а также акты демонтажа централизованной системы отопления многоквартирного дома, обогревающих устройств (теплопотребляющих установок) в жилых квартирах истцов (ответчиков) с последующей установкой индивидуальной системы теплоснабжения, соответствующей пункту 44 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 16.04.2012. Просят суд: признать действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению платы за коммунальную услугу по теплоснабжению незаконными; обязать ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» произвести перерасчет Иванову П.В., Ивановой О.А., Тулину С.М., Тулиной О.А. суммы за коммунальные услуги по теплоснабжению, исключив сумму задолженности за потребление теплоэнергии за период с 01.08.2016 по 30.09.2017; взыскать с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в счет компенсации морального вреда 20000 руб., пропорционально доле в праве на спорную квартиру; штраф в размере 50%.

В судебном заседании ответчики по первоначальному иску Тулина О.А., Тулин С.М., Иванов П.В., Иванова О.А., Глушкова Н.В. с заявленными требованиями ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не согласились, свои исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель истца по первоначальным искам – ответчика по встречному иску ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и представитель третьего лица ЗАО «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 30.10.2018 исковые требования ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» удовлетворены. Суд постановил: взыскать с Иванова П.В. в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» задолженность по коммунальным платежам за потребленную тепловую энергию за период с 01.09.2016 по 30.09.2017 в сумме 10625 рублей 90 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 418 рублей 77 копеек, с Ивановой О.А. задолженность по коммунальным платежам за потребленную тепловую энергию за период с 01.09.2016 по 30.09.2017 в сумме 10625 рублей 90 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 418 рублей 77 копеек; взыскать с Глушковой Н.В. в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» задолженность по коммунальным платежам за потребленную тепловую энергию за период с 01.09.2016 по 30.09.2017 в сумме 28852 рублей 55 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1065 рублей 58 копеек; взыскать с Тулиной О.А. в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» задолженность по коммунальным платежам за потребленную тепловую энергию за период с 01.09.2016 по 30.09.2017 в сумме 19029 рублей 09 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 704 рубля 21 копейка, с Тулина С.М. в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» задолженность по коммунальным платежам за потребленную тепловую энергию за период с 01.09.2016 по 30.09.2017 в сумме 9514 рублей 55 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 352 рубля 10 копеек; в удовлетворении встречного искового заявления Иванова П.В., Ивановой О.А., Тулина С.М., Тулиной О.А. к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» отказать.

В апелляционной жалобе ответчики по первоначальному иску просят решение суда отменить, вынести по делу новое решение.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании агентского договора №101 А от 01.07.2010, заключенного между истцом и ЗАО «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго», ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в интересах ЗАО «ОТК «Коммунэнерго» производит начисление, выставление счетов бытовым потребителям, счетов-фактур юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и осуществляет прием платежей от потребителей, производит истребование дебиторской задолженности, в том числе путем взыскания своевременно не оплаченных сумм основного долга, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами при нарушении потребителями сроков оплаты услуг принципала.

Иванов П.В. и Иванова О.А. с 17.12.2001 являются собственниками по 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.12.2001.

Согласно представленному расчету по лицевому счету №***, задолженность Иванова П.В. по оплате за теплоснабжение квартиры (адрес) за период с 01.09.2016 по 30.09.2017 составляет 21251,80 руб.

Из разрешения № 407 от 01.02.2016, выданного администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ, усматривается, что администрация, рассмотрев представленные документы согласования ВДПО г.Абдулино и выкопировки из техпаспорта, выданные ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», разрешает Иванову П.В., проживающему в (адрес), устройство индивидуального отопления квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу. Технический надзор поручен ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис». Решением о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения №***-***, выданным администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области 30.03.2016, подтверждено, что в связи с обращением Иванова П.В. о намерении произвести переустройство жилого помещения по адресу: (адрес), дано согласие на переустройство системы отопления жилого помещения в соответствии с представленным проектом, срок производства работ с 01.05.2016 по 10.09.2016.

По сведениям ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» от 06.06.2016, в квартире (адрес), отопительные приборы демонтированы с центральной системы отопления специалистами ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис».

Согласно акту приемочной комиссии администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 15.02.2017 №***, переустройство жилого помещения по адресу: (адрес), завершено. К приемке осуществлены мероприятия (работы): демонтаж центрального отопления (в том числе демонтаж отопительных приборов в квартире (радиаторов), тепловая изоляция труб в квартире). Ремонтно-строительные работы выполнены ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» по договору от 02.06.2016 (даты не указаны), проектная документация разработана ООО «Теплостройпроект».

Из акта обследования системы отопления от 31.08.2018, проведенного специалистами ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», следует, что в квартире (адрес) отопительные приборы отключены от центральной системы отопления, трубы заизолированы. Полностью дом не отключен от центральной системы отопления, общедомовые площадки отапливаются при помощи радиаторов, подключенных к центральному теплоснабжению. Трубы центральной системы теплоснабжения находятся в подвальном помещении и полностью заизолированы.

В материалах дела имеются также схемы системы отопления дома (адрес), в том числе с изменениями.

Из пояснений ответчиков, данных в судебном заседании следует, что из 16 квартир, находящихся в доме (адрес), только 8 квартир перешло на индивидуальное отопление; из 32 квартир, находящихся в доме (адрес), только 11 квартир перешло на индивидуальное отопление; из 16 квартир, находящихся в доме (адрес), только 6 квартир перешло на индивидуальное отопление.

Глушкова (до брака - Маркова) Н.В. с 01.06.2013 является собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.06.2013. Смена фамилии произошла после заключения 07.09.2013 брака с Глушковым А.В.

Согласно представленному расчету по лицевому счету №***, задолженность Глушковой Н.В. по оплате за теплоснабжение квартиры (адрес) за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 составляет 28852,55 руб.

Из копии разрешения № 410 от 15.02.2016, выданного администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ, усматривается, что администрация, рассмотрев представленные документы – согласования ВДПО г.Абдулино и выкопировки из техпаспорта, выданные ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», разрешает Глушковой Н.В., проживающей в (адрес), устройство индивидуального отопления квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу. Технический надзор поручен ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис». Решением о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения №***, выданным администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области 12.04.2016, подтверждено, что в связи с обращением Глушковой Н.В. о намерении произвести переустройство жилого помещения по адресу: (адрес), дано согласие на переустройство системы отопления жилого помещения в соответствии с представленным проектом, срок производства работ с 01.05.2016 по 10.09.2016. По сведениям ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» от 26.05.2016 в квартире, расположенной по адресу: (адрес), отопительные приборы демонтированы с центральной системы отопления специалистами ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис». Из акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 13.09.2016 следует, что переустройство системы газоснабжения квартиры, расположенной по адресу: (адрес), завершено. В квартире установлен газопровод и газовое оборудование. Объект принят с 13.09.2016.

Согласно акту приемочной комиссии администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 04.10.2016 №RU56580332540-016, переустройство жилого помещения по адресу: (адрес), завершено. К приемке осуществлены мероприятия (работы): внутридомовой газопровод, плита газовая, счетчик газовый, запорные устройства, котел газовый настенный. Ремонтно-строительные работы выполнены «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г.Бугуруслан «Бугурусланмежрайгаз» КЭС «Абдулиногоргаз» (даты не указаны), проектная документация разработана ООО «Теплостройпроект».

Из акта обследования системы отопления от 31.08.2018, проведенного специалистами ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», видно, что в квартире по адресу: (адрес), отопительные приборы отключены от центральной системы отопления, трубы заизолированы. Полностью дом не отключен от центральной системы отопления, общедомовые площадки отапливаются при помощи радиаторов, подключенных к центральному теплоснабжению. Трубы центральной системы теплоснабжения находятся в подвальном помещении и полностью заизолированы.

В материалах дела имеются также схемы системы отопления дома (адрес), в том числе с изменениями.

Тулин С.М. и Тулина О.А. с 13.08.2013 являются собственниками 1/3 и 2/3 доли, соответственно, в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.08.2013.

Согласно представленному расчету по лицевому счету №***, задолженность Тулиной О.А. по оплате за теплоснабжение квартиры (адрес) за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 составляет 28543,64 руб.

Из копии разрешения № 405 от 15.12.2015, выданного администрацией муниципального образования город Абдулино, усматривается, что администрация, рассмотрев представленные документы – согласования ВДПО г.Абдулино и выкопировки из техпаспорта, выданные ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», разрешает Тулину С.М., проживающему в (адрес), устройство индивидуального отопления квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу. Технический надзор поручен ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис».

Решением о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения №***, выданным администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области 29.02.2016, подтверждено, что в связи с обращением Тулина С.М. о намерении произвести переустройство жилого помещения по адресу: (адрес), дано согласие на переустройство системы отопления жилого помещения.

По сведениям ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» от 13.05.2016, в квартире, расположенной по адресу: (адрес), отопительные приборы демонтированы с центральной системы отопления специалистами ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис».

Из акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 18.05.2016 следует, что переустройство системы газоснабжения квартиры, расположенной по адресу: (адрес), завершено. В квартире установлен газопровод и газовое оборудование. Объект принят с 18.05.2016.

Согласно акту приемочной комиссии администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 13.09.2016 №*** переустройство жилого помещения по адресу: (адрес), завершено. Согласно акту приемочной комиссии администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 09.02.2017 №*** переустройство жилого помещения по адресу: (адрес), завершено. К приемке осуществлены мероприятия (работы): демонтаж центрального отопления (в том числе демонтаж отопительных приборов в квартире (радиаторов), тепловая изоляция труб в квартире). Ремонтно-строительные работы выполнены ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» по договору от 13.05.2016 (даты не указаны), проектная документация разработана ООО «Теплостройпроект».

Из акта обследования системы отопления от 31.08.2018, проведенного специалистами ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», видно, что в квартире по адресу: (адрес), отопительные приборы отключены от центральной системы отопления, трубы заизолированы. Полностью дом не отключен от центральной системы отопления, общедомовые площадки отапливаются при помощи радиаторов, подключенных к центральному теплоснабжению. Трубы центральной системы теплоснабжения находятся в подвальном помещении и полностью заизолированы.

В материалах дела имеются также схемы системы отопления дома (адрес), в том числе с изменениями.

В силу пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции указал, что переход на индивидуальное теплоснабжение, с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг, возможен в случае определения объема тепловой энергии потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды. Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления. Поэтому потребление тепловой энергии на отопление многоквартирного дома и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений. Право потребителей на отказ от оплаты услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома. Следовательно, у ответчиков по первоначальному иску сохраняется обязанность по оплате тепловой энергии. На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения исковых требований ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».

Поскольку независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за услуги по отоплению определяется в едином порядке, установленном действующим законодательством, при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению из общей отапливаемой площади, по которой начисляется плата за потребление коммунального ресурса, нельзя вычесть площадь квартир с индивидуальным (автономным) отоплением, так как это приведет к необоснованному увеличению размера платы для собственников иных помещений; суд первой инстанции пришел к выводу о том, что собственникам помещений, отапливаемых с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, должна начисляться плата за коммунальную услугу по отоплению, в связи с чем в удовлетворении встречного иска отказал.

Судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

В силу ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу п. 5 ч. 2 ст.153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с ч. 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая энергия представляет собой энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление), а потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Из пунктов 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила № 354), следует, что обязанность оплачивать коммунальные услуги возлагается на лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме и потребляющее коммунальные услуги.

В п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева» указано, что существует необходимость достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, а также соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая предполагает такое правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг и расчетом взимаемой за них платы, которое учитывало бы при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению возможность установки собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, индивидуальных квартирных источников тепловой энергии для отопления конкретного помещения и обеспечивало бы при установлении факта неиспользования этими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений - если нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены - соразмерное снижение подлежащей внесению ими платы за коммунальную услугу по отоплению, имея в виду возложение на них лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Притом что в действующем правовом регулировании отсутствует специальный порядок исчисления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды - с тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах, которые перешли в установленном порядке на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, взыскивается, вопреки статьям 35 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, плата не только за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но и за не поступающую непосредственно в их помещения тепловую энергию, что ставит этих лиц в худшее положение по сравнению с собственниками и пользователями остальных помещений в данном доме, отапливаемых только за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, а также ведет к нарушению принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.

Вышеуказанным постановлением Конституционного суда РФ абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Также Конституционный суд РФ указал, что до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений - в целях обеспечения теплоснабжения, соответствующего требованиям технических регламентов, достижения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме - собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды. Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения (пункт 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038).

Постановлением Правительства РФ от 23.02.2019 № 184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», внесены изменения в абз. 2 п. 40 Правил № 354, согласно которым потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил.

С учетом внесенных изменений, применению подлежит формулу 2(4) вышеуказанных Правил № 354, изложенная в редакции Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», и Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 № 184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», поскольку она предусматривает возможность при расчете вычесть площадь жилого помещения, отопление в котором производится с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (S инд).

2(4). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(4):

где:

Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 2(6);

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) размера платы за коммунальную услугу по отоплению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством РФ;

NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, к количеству месяцев в календарном году;

TТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приложение № 2 к Правилам № 354).

При расчете показателя V i используется формула 2(6) (Приложение № 2 к Правилам № 354).

2(6). Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(6):

где:

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством РФ;

NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, к количеству месяцев в календарном году.

Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство 1-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством РФ.

При расчетах судебной коллегией используются данные, представленные управляющей компанией (ответ от 31.01.2019), данные технических паспортов на многоквартирные дома, данные из справок о расчетах истца к первоначальным искам.

Расчет по квартире (адрес)

Vi по формуле 2(6) не рассчитывается для формулы 2(4), поскольку для данного жилого помещения данный объем равен нулю, так как в квартире с 06.06.2016 осуществляется использование индивидуального квартирного источника тепловой энергии.

Формула 2(4): 353,43 руб. ежемесячно за период с 01.09.2016 по 30.06.2017 = (0+ 43,80 *701,6*1,0512 (л.д. 6) *0,58(633,2-328,8)/ 633,2* (633,2-328,8+701,6) * 39,49 (л.д. 44).

353,43 * 10 месяцев за период с 01.09.2016 по 30.06.2017 = 3534,3 руб.

365,69 руб. ежемесячно за период с 01.07.2017 по 30.09.2017 = (0+ 43,80 *701,6*1,0512*0,58(633,2-328,8)/ 633,2* (633,2-328,8+701,6) * 40,86.

365,69 руб. * 3 месяца за период с 01.07.2017 по 30.09.2017 = 1097,07 руб.

Всего за период с 01.09.2016 по 30.09.2017 собственники за поставленный ресурс должны оплатить 4631,37 руб., каждый по 2315,68 руб.

С Иванова П.В. в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» подлежит взысканию задолженность за потребленную тепловую энергию на отопление за период с 01.09.2016 по 30.09.2017 в сумме 2315,68 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 руб., Ивановой О.А. в сумме 2315,68 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 руб.

Расчет по квартире (адрес)

Vi по формуле 2(6) не рассчитывается для формулы 2(4), поскольку для данного жилого помещения данный объем равен нулю, так как в квартире с 12.04.2016 осуществляется использование индивидуального квартирного источника тепловой энергии.

Формула 2(4): 561,15 руб. ежемесячно за период с 01.08.2016 по 30.06.2017 = (0+53,20*1401,8*1,27(л.д. 43)*0,58*(1254,5-581,2)/1254,5*(1254,5-581,2+1401,8)) * 39,49 (л.д. 44).

561,15 * 11 месяцев за период с 01.08.2016 по 30.06.2017 = 6172,65 руб.

580,62 руб. ежемесячно за период с 01.07.2017 по 30.09.2017 = (0+53,20*1401,8*1,27*0,58*(1254,5-581,2)/1254,5*(1254,5-581,2+1401,8))*40,86.

580,62 руб. * 3 месяца за период с 01.07.2017 по 30.09.2017 = 1741,86 руб.

Всего за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 собственник за поставленный ресурс должна оплатить 7914,51 руб.

С Глушковой (Марковой) Н.В. в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» подлежит взысканию задолженность за потребленную тепловую энергию на отопление за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 в сумме 7914,51 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 руб.

Расчет по квартире (адрес)

Vi по формуле 2(6) не рассчитывается для формулы 2(4), поскольку для данного жилого помещения данный объем равен нулю, так как в квартире с 18.05.2016 осуществляется использование индивидуального квартирного источника тепловой энергии.

Формула 2(4): 472,69 руб. ежемесячно за период с 01.08.2016 по 30.06.2017 = (0+51,20*555,2*1,22 (л.д. 81)*0,58*(712,5-303,6)/712,5*(712,5-303,6+555,2) * 39,49 (л.д. 82).

472,69 * 11 месяцев за период с 01.08.2016 по 30.06.2017 = 5199,64 руб.

489,09 руб. ежемесячно за период с 01.07.2017 по 30.09.2017 = (0+51,20*555,2*1,22*0,58*(712,5-303,6)/712,5*(712,5-303,6+555,2) *40,86.

489,09 руб. * 3 месяца за период с 01.07.2017 по 30.09.2017 = 1467,28 руб.

Всего за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 собственники за поставленный ресурс должны оплатить 6666,92 руб.

С Тулиной О.А. в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» подлежит взысканию задолженность за потребленную тепловую энергию на отопление за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 в сумме 4444,61 руб. (2/3 доли в праве собственности), расходы на оплату государственной пошлины в размере 266,66 руб., с Тулина С.М. (1/3 доли в праве собственности) 2222,30, расходы на оплату государственной пошлины в размере 133,34 руб.

Судебная коллегия не соглашается с расчетом, представленным ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», поскольку рассчитанная обществом по формуле 2(4) сумма превышает сумму, рассчитанную первоначально при подаче искового заявления в суд.

Переустройство жилых помещений ответчиками произведено в установленном законом порядке.

Судебная коллегия доводы возражений ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о том, что рассчитать размер платы только на отопление общедомового имущества за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 нельзя, поскольку нормативные положения Правил № 354 не позволяли этого сделать до внесения соответствующих изменений в них, считает несостоятельными, поскольку как уже указано выше, абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов Конституционным судом РФ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допускало возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, для тех потребителей, жилые помещения которых в установленном законом порядке отсоединены от общедомовой системы отопления.

Соответственно, отсутствие такого права у ответчиков по первоначальному иску в спорный период нарушает баланс интересов сторон, права ответчиков по первоначальному иску.

Поскольку действовавшее в период с 01.08.2016 по 30.09.2017 законодательство не предусматривало возможности расчета оплаты за услугу отдельно на отопление только общедомового имущества, оснований для удовлетворения встречного иска и признания действий ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению платы за коммунальную услугу по теплоснабжению незаконными, не имеется. Также не подлежит удовлетворению требование встречного иска об обязании ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» произвести перерасчет Иванову П.В., Ивановой О.А., Тулину С.М., Тулиной О.А. суммы за услугу отопление, полностью исключив задолженность, поскольку расходы на отопление общедомового имущества истцы по встречному иску должны нести в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.

По этим же основаниям не подлежит удовлетворению требование встречного иска о компенсации морального вреда, о взыскании штрафа. Кроме того, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» исполнителем услуги не является.

Решение суда подлежит изменению в части взысканных по первоначальному иску сумм.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 30 октября 2018 г. изменить, абзацы 1-6 резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции.

Исковые требования открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» к Иванову П.В., Ивановой О.А. Тулиной О.А., Тулину С.М., Глушковой Н.В. о взыскании задолженности за коммунальную услугу отопление, судебных расходов, удовлетворить частично.

Взыскать с Иванова П.В. в пользу открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» задолженность по коммунальным платежам за потребленную тепловую энергию на отопление за период с 01.09.2016 по 30.09.2017 в сумме 2315,68 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 руб.

Взыскать с Ивановой О.А. в пользу открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» задолженность по коммунальным платежам за потребленную тепловую энергию на отопление за период с 01.09.2016 по 30.09.2017 в сумме 2315,68 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 руб.

Взыскать с Глушковой (Марковой) Н.В. в пользу открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» задолженность по коммунальным платежам за потребленную тепловую энергию на отопление за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 в сумме 7914,51 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 руб.

Взыскать с Тулиной О.А. в пользу открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» задолженность по коммунальным платежам за потребленную тепловую энергию на отопление за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 в сумме 4444,61 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 266,66 руб.

Взыскать с Тулина С.М. в пользу открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» задолженность по коммунальным платежам за потребленную тепловую энергию на отопление за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 в сумме 2222,30 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 133,34 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи