ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9321 от 16.08.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Толмачева И.И.

Дело № 33 – 9321

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ивановой Т.В., судей Выдриной Ю.Г., Сергеева В.А., при секретаре Рогатневой А.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 16 августа 2017 года дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на решение Свердловского районного суда г. Перми от 18 апреля 2017 года, которым постановлено: Отказать ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в удовлетворении исковых требований к ОАО «МРСК Урала» о взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Сергеева В.А., объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с иском к филиалу ОАО «МРСК Урала» о взыскании компенсации морального вреда. Указали, что проживают в 3-комнатной квартире, расположенной по адресу: г.Пермь, ул. ****, находящейся в муниципальной собственности. Индивидуальный прибор учета электроэнергии находится в месте общего пользования, на лестничной площадке дома, прибор учета электрической энергии является технически непригодным для учета электрической энергии. Квартиры в доме оборудованы электрическими плитами. В 2014 году прибор учета был признан непригодным к эксплуатации. Истцы неоднократно обращались к ответчику с заявлениями о замене неисправного прибора учета. Истцы неоднократно обращались к ответчику с просьбой о замене индивидуального прибора учета электроэнергии, не соответствующего техническим требованиям. Но ответчик отказал истцам в удовлетворении их требования. Считают, что позиция ответчика противоречит действующему законодательству т.к. в случае не установки индивидуального прибора учета муниципальными органами, замена или установка его должна быть произведена энергоснабжающей организацией с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственника жилого помещения.

Действия ответчика причинили истцам моральный вред, который выразился в нравственных переживаниях, страхе по поводу исполнения угроз по отключению электрической энергии в квартире, негодования по поводу незаконного начисления завышенных денежных средств за потребленную электроэнергию из-за нежелания ответчика своевременно произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии.

Судом постановлено приведенное выше решение. В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, считают его незаконным и необоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО2 на доводах апелляционной жалобы настаивает, представитель ответчика не согласен с доводами жалобы.

Остальные участники судебного в суд не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

В силу ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Статьей 61 ЖК РФ установлено, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения.

В силу ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, в частности, обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Судом установлено, что между муниципальным учреждением «Жилищная служба» Кировского района г. Перми и ФИО6 27.02.2006 года был заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, согласно которому жилое помещение 3-комнатная квартира, находящаяся в муниципальной собственности, расположенная по адресу: г. Пермь, ул. ****, дом **, кв.**, передана для проживания ФИО6, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5

Согласно уведомлению в адрес истцов от филиала электросетевой организации ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» от 14.07.2014 года, при проведении проверки электросчетчика, учитывающего объем принимаемой электроэнергии в квартире истцов, установлено, что прибор учета к дальнейшей эксплуатации не пригоден.

Истцами представлена переписка с ответчиком, с просьбой о замене электросчетчика,

с «ПАО «Пермэнергосбыт», с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, где собственник жилого помещения информирует об отсутствии финансирование на установку приборов учета, одновременно указывает истцам на право обращения за компенсацией понесенных затрат при установке пользователем индивидуального прибора учета, при этом указывает, куда следует обратиться - МКУ «Городская коммунальная служба, переписка с Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края, с прокуратурой г. Перми, с прокуратурой Пермского края.

Поставщик ПАО «Пермэнергосбыт» предлагал истцам осуществить покупку и установку прибора учета по выгодной цене: стоимость прибора учета - 599 руб., установка - 600 руб.

30.12.2016 г. прибор учета в занимаемом истцами помещении заменен и введен в эксплуатацию за счет средств ответчика ОАО «МРСК Урала».

Управление Федеральной службы по Пермскому краю, рассмотрев материалы заявления ФИО6, определением от 20.01.2017 года в отношении ПАО «Пермская энергосбытовая компания» отказало в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.9.16 КоАП РФ.

Из представленных ответчиком документов, в том числе сведений по лицевому счету истца ФИО1, следует, что у истцов имеется задолженность за потребленную электрическую энергию, истцу ФИО1 сделаны предупреждения об ограничении подачи электрической энергии в случае непогашения задолженности. Ответчиком представлены заявки на ограничение подачи электроэнергии, уведомления, направленные истцам, об ограничении подачи электроэнергии в случае не оплаты имеющейся задолженности за потребленную электроэнергию.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Кировского судебного района г.Перми от 18.10.2016 года с ФИО1, ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5 взыскана задолженность за потребленную электроэнергию в сумме 29 861,75 руб., а также 1095 руб. 85 коп. в возмещение судебных расходов.

Постановление от 25.06.2014 г. № 417 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, выполняющим работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии пропорционально доле города Перми в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах, индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета воды, электрической энергии, газа в помещениях муниципального жилищного фонда города Перми» предполагает право юридических лиц использовать данный порядок, не обязывая их к его исполнению.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно указал, что истцы, как потребители энергоресурса, вправе потребовать исполнения соответствующей обязанности по установлению прибора учета от собственника занимаемого ими жилого помещения, либо установить счетчик за свой счет своими силами или силами ответчика как энергосбытовой организации, или электросетевой организации, и предъявить свои расходы собственнику.

В соответствие со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего, ему имущества, следовательно, ответчик не может осуществлять работы на электросетевом имуществе, не принадлежащем и не обслуживаемом ответчиком (на внутридомовых сетях), кроме того, не являясь собственником прибора учета, не может быть обязан производить замену данного прибора учета.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Вины ответчика в том, что у истцов не произведена замена электросчетчика отсутствует. Также отсутствует причинно-следственная связь между установкой ответчиком прибора учета и нарушением прав истцов, заявивших о компенсации морального вреда.

При таких обстоятельствах, основания к удовлетворению требований истцов к ответчику о компенсации морального вреда отсутствуют.

Пунктом 13 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором возложена обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг.

Статьей 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 7 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом в указанный срок многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Согласно части 9 данного Закона собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

В силу ст. 9 указанного Закона с 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома, либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи должен содержать условия об оплате цены, определенной таким договором.

В соответствии с Порядком заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г. N 149, такой договор заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом, и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы (пункт 3).

В соответствии с п. 2.11.16 Приказа Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", замену и поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и Потребителями, осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией. Поскольку истцы не являются собственниками жилого помещения, не являются собственниками прибора учета электроэнергии, относящегося к вышеуказанной квартире, которая является муниципальной собственностью, следовательно, в соответствии со ст. 135 ГК РФ, прибор учета, являясь принадлежностью к главной вещи (квартире) следует главной вещи и также является муниципальной собственностью.

Доводы жалобы истцов, по существу идентичны доводам, указанным в исковом заявлении и не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения суда. Замена прибора учета электроэнергии, в связи с несоответствием, установленным требованиям по классу точности, относится к текущему ремонту, в силу требований действующего жилищного законодательства, обязанностей, вытекающих из договора найма, собственники жилых домов, помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов "приборами" учета используемой электрической энергии, собственники "приборов" учета обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих "приборов" учета, их сохранность, своевременную "замену" наосновании возмездного договора. Доводы жалобы, в том числе, о том, что судом не дана надлежащая оценка доказательствам представленным стороной истца, что суд вынес незаконное решение т.к. судебная коллегия не может принять, т.к. они основаны на ошибочном толковании закона заявителями и противоречат указанным выше требованиям нормативных актов. Доводы жалобы о допущенных в решении суда описках также не могут повлечь отмену решения суда т.к. в соответствии со ст. 200 ГПК РФ, суд может исправить допущенную в тексте решения описку.

Руководствуясь ст.ст. 193, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на решение Свердловского районного суда г. Перми от 18 апреля 2017 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: