Судья Чернышева Ю.Ю.
Дело № 33-9334
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Пьянкова Д.А., судей Новоселовой Д.В., Смирновой М.А. при секретаре Араслановой О.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 04 сентября 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» на решение Свердловского районного суда города Перми от 17 апреля 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ООО «Пермская сетевая компания» в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по оснащению многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: **** общедомовым прибором учета горячего водоснабжения.
В удовлетворении требований об обязании ООО «Пермская сетевая компания» в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить надлежащую эксплуатацию общедомового прибора учета отопления многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: **** - отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., представителя ответчика ФИО1, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Свердловского района г. Перми, действующий в интересах неопределённого круга лиц, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «Пермская сетевая компания» о возложении на ответчика обязанности в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по оснащению многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: **** общедомовым прибором учета горячего водоснабжения; в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить надлежащую эксплуатацию общедомового прибора учета отопления многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ****.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Свердловского района г. Перми проведена проверка исполнения ООО «Пермская сетевая компания» законодательства в сфере энергосбережения. В ходе проверки установлено, что ООО «Пермская сетевая компания» является поставщиком коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению населения г. Перми, а также сетевой организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: расположенном по адресу: ****. 27.03.2018 года общество известило прокуратуру Свердловского района г. Перми и ИГЖН по Пермскому краю о начисление платы собственникам жилого помещения, расположенного по адресу: ****, без учета показаний приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения. В мае 2018 года в адрес поставщика прокуратурой Свердловского района г. Перми вынесено представление об устранении нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, которое не исполнено. Собственниками помещений жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, управляющей компанией мер к надлежащему содержанию общедомового прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения не принимались. В силу Федерального закона № 261-ФЗ такая обязанность лежит на ООО «Пермская сетевая компания». Вместе с тем ООО «Пермская сетевая компания» при наличии фактов о нарушении требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения нарушений собственниками дома в течение более двух месяцев мер к надлежащей эксплуатации приборов учета отопления, установки прибора учета горячего водоснабжения не принимала. Данные действия нарушают права граждан, проживающих в многоквартирном доме, а также граждан, которые могут в дальнейшем приобрести квартиры в указанном доме, то есть неопределенного круга лиц.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ООО «Пермская сетевая компания» просит решение суда отменить по мотиву неправильного применения норм материального права. По мнению апеллянта, целесообразность установки общедомового прибора учета ГВС отсутствует. Многоквартирный дом по адресу: ****, является общежитием секционного типа. Установка общедомового прибора учета ГВС не влияет на порядок расчета за коммунальную услугу горячего водоснабжения. Кроме того, при установке ОДПУ собственники должны будут также оплачивать расходы на установку узла учета в порядке ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об электроснабжении.. .», т.е. нести повышенную финансовую нагрузку при отсутствии какой-либо экономии коммунального ресурса и собственных расходов на оплату коммунальной услуги ГВС. Общедомовое имущество принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в МКД. Владение, пользование распоряжение общим имуществом осуществляется по соглашению всех ее участников. Вопрос об установке ОДПУ ГВС как объекта общей долевой собственности собственниками помещений МКД не рассматривался. Поскольку установка ОДПУ повлечет дополнительные расходы на его установку, по мнению апеллянта, необходимым является волеизъявление собственников по данному вопросу.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика на доводах апелляционной жалобы настаивает.
Прокурор полагает решение суда законным, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились. С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу положений ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
В соответствии со ст. 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В силу ч. 6 ст. 13 Закона об энергосбережении к объектам, указанным в ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261, отнесены жилые дома, введённые в эксплуатацию на день вступления в силу ФЗ № 261 (на 27.11.2009 года), которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ООО «Пермская сетевая компания» является поставщиком горячего водоснабжения и отопления в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ****.
С 01.04.2019 управление МКД по адресу: **** осуществляется ООО «***», ИНН **, до 01.04.2019 года управление осуществлялось ООО УК «***».
Согласно акта технической проверки узла учета ОАО «***» от 05.04.2019 года жилой дом оснащен ОДПУ тепловой энергии, общедомовой прибор учета отопления допускался в эксплуатацию в период с 08.11.2013г. по 20.05.2014г.
По состоянию на 16.04.2019 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: **** не оснащен прибором учета горячего водоснабжения.
До настоящего времени собственниками жилого многоквартирного дома, ООО УК «***», ООО «***» мер к надлежащему содержанию общедомового прибора учета тепловой энергии, оснащения дома прибором учета горячего водоснабжения не принимались.
ООО «Пермская сетевая компания» при наличии фактов о нарушении требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения нарушений собственниками дома в течение более двух месяцев мер к надлежащей эксплуатации приборов учета отопления, установки прибора учета горячего водоснабжения не принимала.
Удовлетворяя частично исковые требования прокурора **** к ООО «Пермская сетевая компания» о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по оснащению многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ****, общедомовым прибором учета горячего водоснабжения, и отказывая в остальной части иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 157 ЖК РФ, Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришел к правильному выводу о том, что норма закона по осуществлению мероприятий по оснащению МКД общедомовым прибором учета горячего водоснабжения является императивной, ответчик ООО «Пермская сетевая компания» является ресурсоснабжающей организацией, которая обязана совершать действия по оснащению домов приборами учета в случае невыполнения данной обязанности собственниками помещений жилого дома и управляющей организацией. Требования Закона об энергосбережении в части оснащения МКД ОДПУ тепловой энергии выполнены. Поскольку общедомовой прибор учета тепловой энергии относится к общему имуществу собственников жилых помещений многоквартирного дома, дом находится в управлении управляющей компании, соответственно, содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе техническое обслуживание, поверка приборов учета, обеспечение их постоянной готовности для предоставления коммунальных услуг входит в обязанности управляющей компании, а не ответчика.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчиком в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены достаточные, убедительные и неопровержимые доказательства отсутствия обязанности по установке общедомового прибора учета ГВС в данном жилом доме.
Доводы ответчика о нецелесообразности установки общедомового прибора учета ГВС, поскольку многоквартирный дом является общежитием секционного типа, отсутствие решения собрания собственников помещений по данному вопросу, установка общедомового прибора учета повлечет для собственников помещений в МКД дополнительные затраты, судебной коллегией отклоняются поскольку не влияют на правильность выводов суда первой инстанции и законность принятого судом решения.
Положения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются императивной нормой, подлежат исполнению не зависимо от воли участников правоотношений в области энергосбережения.
Жилой дом по адресу: ****, относится к категории объектов, оснащение которых предполагается общедомовыми приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности на основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ.
После вступления в силу Закона об энергосбережении работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2015 N 309-АД15-13996).
Кроме того, на основании части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13 Закона об энергоснабжении, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ, пунктом 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 и пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, управляющая организация обладает исчерпывающей информацией о доле каждого собственника в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, наделена полномочиями по приему платежей от собственников помещений за оказываемые услуги и расчетам с ресурсоснабжающими организациями.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к иному толкованию норм материального права, к иной оценке доказательств, получивших соответствующую оценку суда первой инстанции, к несогласию с выводами суда и при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда города Перми от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: