ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9337/2013 от 25.07.2013 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Комова Н.Б. Дело № 33-  9337/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июля 2013 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Славгородской Е.Н.,

судей: Хаянян Т.А., Криволапова Ю.Л.

с участием прокурора Дмитренко О.В.

при секретаре Чубарян Е.А.

рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Славгородской Е.Н. дело по апелляционной жалобе Администрации г. Азова Ростовской области на решение Азовского городского суда Ростовской области от 21 мая 2013 года,

УСТАНОВИЛА:

Азовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Киселевой (Краевой) А.А. к Администрации г. Азова Ростовской области об обязании обеспечить Киселеву (Краеву) А.А. жилым помещением.

В обоснование требований иска прокурор указал, что Киселева (Краева) А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации г. Азова Ростовской области от 21.10.2009г. Киселева (Краева) А.А. признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Однако до настоящего времени Киселева (Краева) А.А. жилым помещением не обеспечена, чем нарушено её право на жилище.

При указанных обстоятельствах прокурор просил суд обязать Администрацию г. Азова Ростовской области предоставить Киселевой (Краевой) А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Решением Азовского городского суда Ростовской области от 21 мая 2013 года иск удовлетворен. Суд обязал Администрацию г. Азова Ростовской области предоставить Киселевой (Краевой) А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Не согласившись с постановленным решением, Администрация г. Азова Ростовской области подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда по следующим основаниям.

Апеллянт полагает, что суд не применил нормы материального права, подлежащие применению, поскольку не принял во внимание порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, установленный областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области. Администрация г. Азова лишь обеспечивает целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов.

По мнению апеллянта, Киселева (Краева) А.А. на сегодняшний день не лишена права быть обеспеченной жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством РФ в установленном законом порядке.

Апеллянт ссылается на то, что органы местного самоуправления обеспечивают целевое использование средств федерального и областного бюджетов, выделенных на реализацию возложенных полномочий.

Апеллянт указывает, что применительно к положениям ч.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, поскольку муниципальное образование г. Азов, в котором доля межбюджетных трансфертов превышает установленный законом процент, у Администрации г. Азова не возникает права исполнить расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Киселеву А.А., заключение прокурора о том, что решение является законным и обоснованным судебная коллегия приходит к следующим выводам.

При вынесении решения суд руководствовался положениями ст.ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ч.2 ст. 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 85 Бюджетного кодекса, Законом Ростовской области от 22.06.2006г. №499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исходил из того, что Киселева (Краева) А.А. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения и имеющее внеочередное право на получение жилого помещения, достигла возраста 23 лет, однако жилым помещением не обеспечена.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что Администрация Азовского района обязана предоставить Киселевой (Краевой) А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.

Абзацем вторым п. 1 ст. 8 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.

Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ c 1 января 2013 года утратили силу.

Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Киселева (Краева) А.А. постановлением администрации г. Азова Ростовской области от 21.09.2009г. №2525 признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на учет как лицо, имеющее внеочередное право на получение жилого помещения.

Свое право на обеспечение жилым помещением на условиях социального найма до вступления в законную силу ФЗ от 29.02.2012г. «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не реализовала.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию г. Азова Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца и предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Ссылка апеллянта на то, что Киселева (Краева) А.А. не лишена права быть обеспеченной жилым помещением в соответствии с законодательством РФ, поскольку она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является несостоятельной. При разрешении данного спора правовое значение имеет то обстоятельство, что на момент обращения прокурора в суд, право Киселевой (Краевой) А.А. на её обеспечение жилым помещением как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, реализовано не было.

Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация г. Азова лишь обеспечивает целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, не является состоятельным, поскольку направлен на неправильное толкование норм материального права. Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 №539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» (вместе с Положениями).

Довод жалобы о том, что суд неправомерно не применил ч.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, основан на ошибочном понимании апеллянтом правоотношений сторон и неправильном толковании по своему усмотрению норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В целом указанным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка и мотивированные выводы, которые судебная коллегия признает обоснованными, подробно изложены в обжалуемом решении. Оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 196 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется, а постановленное по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Азовского городского суда Ростовской области от 21 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Азовского района Ростовской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: