Судья Сухова О.И. Дело № 33-934
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Горохова С.Ю.
судей Бритвич Ю.С., Пискуновой В.А.
при секретаре Кумачевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 9 февраля 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента транспорта Ярославской области на решение Пошехонского районного суда Ярославской области от 16 ноября 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Пошехонского района Ярославской области удовлетворить частично.
Обязать департамент транспорта Ярославской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ на участке автомобильной дороги <данные изъяты>:
оборудовать в соответствии с требованиями п. 5.3 ГОСТ 52766-2007 на 0+ 607 км, 2+ 530 км на остановке автобуса посадочную площадку, тротуары, пути подхода;
оборудовать пути подхода к пешеходному переходу (тротуары) на 8+540 км справа, 12+730 км справа;
установить знак 5.16 «Место остановки автобуса» на 2+530 км, 3+220 км, 6+075 км, 10 км (справа), 11 км (справа), 14 + 220 км (справа);
установить дорожный знак 1.11.2 «Опасный поворот налево» в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-93 на 1+910 км, 9+580 км;
нанести горизонтальную дорожную разметку 1.2, 1.7,1.13.1.17 с 0 по 14 км;
- установить дорожный знак 2.3.1. «Пересечение со второстепенной дорогой» на 4+640 км, 7+262 км
-установить дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» на 4+798 км, 5+385 км, 5+510 км, 6+368 км- 2 шт., 7+ 112 км -2 шт.. 8+ 486 км-1 шт., 8+606 км - 2 шт., 9+310 км, 10 + 108 км (слева), 11+935 км(справа), 14 + 110 км;
- установить сигнальные столбики на водоотводной трубе на 9+ 571 км;
установить дорожный знак 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги справа» на 5+485 км, 5+660 км, 7+950 км, 9+160 км, 10+500 км, 11+770 км;
установить дорожный знак 2.3.3«Примыкание второстепенной дороги слева» на 5 + 410 км, 7+650 км, 9+460 км, 9+722 км, 14+670 км(слева);
установить дорожный знак 1.12.2 «Опасные повороты» на 9+70 км;
установить дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен» на 13+870 км, 14+130 км(справа), 13+ 628 км, 13+ 720 км, 14+090 км, 14 + 520 км (слева);
установить дорожный знак 3.21 на 14+520 км (справа), 13 +385 км (слева);
установить дорожные знаки 5.19.1-2 шт., 5.19.2-2 шт. на 3+ 165 км;
оборудовать тротуары и пешеходные дорожки в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ 52766-2007 на веем протяжении дороги, проходящем через населенные пункты <данные изъяты>.
На участке автомобильной дороги <данные изъяты>:
установить дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» на 1+840 км, 1+930 км, 2+299 км, 4+801 км, 4+841 км, 5+610 км, 9+300 км, 9+900 км, 10 + 200 км, 10 + 964 км, 10 + 948 км, 12 км;
установить дорожный знак 2.3.1. «Пересечение со второстепенной дорогой» на 1+ 760 км, 2+060 км, 3+072 км, 4+971 км 4+ 548 км, 12+ 225 км;
установить дорожный знак 1.11.2 «Опасный поворот» на 1 + 189 км, 9+876 км.
установить дорожный знак 1.11.1 «Опасный поворот» на 9+379 км,
установить дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса» на 2+138 км, 2 + 160 км,- 2 шт., 12+ 272 км, 12+ 284 км, 13+ 380 км, 16+ 250 км, 18+610 км;
установить дорожный знак 2.3.3. «Примыкание второстепенной дороги слева» на 2+213 км;
установить сигнальные столбики на водоотводной трубе на 13+025 км. 13+895 км, 15+258 км, 16+ 015 км, 17+460 км, 18+188 км,
оборудовать в соответствии с требованиями п. 5.3 ГОСТ 52766-2007 на 12 + 272 км на остановке автобуса посадочную площадку, тротуары, пути подхода;
установить дорожный знак 5.19.1, 5.19.2 на 12+ 275 км;
установить дорожные знаки 1.34.3 «направление поворота» на 13 +304 км, 13+730 км, 16+361 км;
устранить на 12+ 472 км затруднение видимости дорожного знака 5.25 ( начато населенного пункта <данные изъяты> из-за зеленых насаждений;
оборудовать пешеходный переход в соответствие с требованиями п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004, обеспечив его ширину не менее 4 метров, на 13+372 км, 13+ 376 км;
начальные и концевые участки барьерного ограждения занизить до поверхности дороги на 16 + 799 км;
установить дорожные знаки 1.13 «Крутой спуск» на 16+ 450 км, 1.14 «Крутой подъем» на 16+785 км, 18 + 918 км;.
устранить повреждения поверхности дорожного знака 5.16 «Место остановки автобуса» на 13 +368 км (слева).
Производство по заявленным прокурором требованиям о возложении на ответчика обязанности оборудовать стационарное наружное освещение автомобильной дороги на всем протяжении автомобильной дороги, проходящей по населенным пунктам - <данные изъяты> ; установить дорожные знаки 5.23.1 «Начало населенного пункта» 2шт, 5.24.1 «Конец населенного пункта» 2 шт. На 5+947 км, 6+410 км, 8+300 км, 9+070 км. 10+760 км, 11+260 км, 12+410 км, 12+880 км, 13 + 628 км; нанести горизонтальную дорожную разметку на 0+19 км; установить дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен» на 1+340 км, 1+680 км, 2+60 км, 3+ 22 км, 3+ 460 км, 6+ 800 км, 7+220 км, 7+ 880 км, 8+ 680 км, 8 + 78- км, 9+ 940 м., 10+ 340 км, 10 + 936 км, 11+ 420 км, 13+ 40 км, 13 + 526 км, 13+ 940 км, 15 + 280 км, 16 + 785 км, 16+ 940 км, 18+ 520 км, 18 + 980 км; установить дорожный знак 3.21 «Конец зоны обгон запрещен» на 1+49 км, 1+100 км. 6+ 960 км, 7+90 км, 8+ 120 км, 8 + 440 км, 9 км- 2 шт., 11+ 160 км ( слева, справа), 15 + 60 км, 15 + 140 км, 16 + 561 км, 15 + 580 км, 17 + 160 км ( слева, справа) прекратить в связи с отказом от иска в этой части.
В остальной части иска прокурору отказать.
Взыскать с департамента транспорта Ярославской области в доход бюджета Пошехонского муниципального района Ярославской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.»
Заслушав доклад судьи Бритвич Ю.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту транспорта Ярославской области об устранении нарушений ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93СП в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, расположенных на территории <данные изъяты> муниципального района.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильные дороги <данные изъяты> отнесены к государственной собственности Ярославской области и составляют казну Ярославской области. В полномочия ответчика входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Однако возложенные на Департамент транспорта Ярославской области обязанности по содержанию автодорог, расположенных на территории <данные изъяты> района ответчик выполняет ненадлежащим образом.
Указанные дороги не оборудованы в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004.
В частности, на всем протяжении автомобильной дороги, проходящей через населенные пункты <данные изъяты> не оборудованы тротуары и пешеходные дорожки, нет стационарного освещения вдоль автомобильной дороги, проходящей по населенным пунктам <данные изъяты>, на существующих остановках автобуса отсутствует посадочная площадка, тротуары, пути подхода к пешеходному переходу, не установлены дорожные знаки 1.13, 1.14, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.4, 3.20, 3.21, 5.16. 5.19.1, 5.19.2, 5.23.1. 5.24.1, 1.11.2, 1.12.2, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, может привести к повреждению их имущества, нарушает права учеников и воспитанников общеобразовательных учреждений, затрагивает их права на доступность общего образования.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Департамент транспорта Ярославской области.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в связи с незаконностью и необоснованностью, неправильным применением норм материального и процессуального права. Доводы жалобы сводятся к тому, что Департамент как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах в качестве истца и ответчика, что суд необоснованно возложил на него обязанность по благоустройству участков автодорог путями подхода, поскольку данный термин не предусмотрен положениями ГОСТ. Обращается внимание на то, что решение суда невозможно исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью проведения аукционов на изготовление проектов ремонтных работ и аукционов на заключение госконтракта на производство капитального ремонта дороги.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Департамента транспорта Ярославской области по доверенности ФИО1, представителя ГКУ ЯО «ЯРДОРСЛУЖБА» по доверенности ФИО2, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы прокурора Князьковой М.А., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статьям 3, 6, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, автомобильные дороги <данные изъяты> включены в перечень дорог общего пользования регионального значения, автомобильная дорога <данные изъяты> является дорогой общего пользования межмуниципального значения, они относятся к государственной собственности Ярославской области и составляют казну Ярославской области.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 года к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта РФ на указанные цели. В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).
Согласно п.2.1.3. «Положения о департаменте транспорта Ярославской области», утвержденного Постановление Администрации ЯО от ДД.ММ.ГГГГ№ Департамент осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечивает безопасность дорожного движения на них.
Вывод суда о том, что надлежащим ответчиком по делу Департамент транспорта Ярославской области является правильным, постановленным с учетом требований вышеуказанных норм, на этом основании довод жалобы, что суд необоснованно возложил на Департамент обязанность по благоустройству участков автодорог тротуарами, путями подхода, судебной коллегией отклоняется.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда, о наличии нарушений на участках автомобильной дороги <данные изъяты>, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, в связи с чем необходимости их устранения и оборудования данных участков дороги в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004.
Однако довод жалобы, что ГОСТ Р 52766-2007 не содержит понятия «пути подхода», а только «тротуары» и «пешеходные дорожки», заслуживает внимания.
Согласно ГОСТ Р 52765-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация" под понятием «Тротуар» понимается имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях (п. 3.14).
Под «пешеходной дорожкой» понимается размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги (п. 3.15).
В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуар обязателен на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Согласно п. 4.5.1.4 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.
Таким образом, собственник дороги в ходе выполнения работ по проектированию вправе определить какой вид пешеходных путей будет наиболее полно отвечать безопасности пешеходов с учетом места их обустройства, категории автодороги. Возложение на ответчика обязанность строительства исключительно тротуаров не отвечает положениям ГОСТ, повлечет за собой необоснованные расходы бюджетных средств.
В связи с чем судебная коллегия полагает необходимым внести изменения в абзац 3 и 4 резолютивной части решения, изложив в следующей редакции «оборудовать в соответствии с требованиями п. 5.3 ГОСТ 52766-2007 на 0+ 607 км, 2+ 530 км на остановке автобуса посадочную площадку, пешеходные пути; оборудовать пешеходные пути к пешеходному переходу на 8+540 км справа, 12+730 км справа»
Довод апелляционной жалобы о недостаточности бюджетных средств на выполнение указанных в решении суда работ судебная коллегия отклоняет. Данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности привести необходимые участки автодороги в соответствии с требованиями ГОСТ.
Доводы о недостаточности срока для производства работ, указанных в решении суда, судебная коллегия признает несостоятельными. Необходимость составления проекта ремонтных работ предусмотрена для оборудования остановки автобуса посадочной площадки, пешеходных путей к ней и пешеходным переходам. Остальные виды работ отнесены к текущему содержанию автомобильных дорог, их выполнение осуществляется в рамках ранее заключенных госконтрактов. С учетом указанных обстоятельств срок для выполнения работ по устранению нарушений до ДД.ММ.ГГГГ является разумным и обоснованным.
Также заслуживают внимания доводы жалобы о том, что в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Департамент транспорта Ярославской области освобожден от уплаты госпошлины.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 1 Положения о департаменте транспорта Ярославской области, утвержденного Постановлением Администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N №, Департамент транспорта Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной и инвестиционной политики в сфере транспортного обслуживания населения и дорожного хозяйства на территории Ярославской области.
Таким образом, Департамент транспорта Ярославской области освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах в качестве истца и ответчика.
В связи с этим решение Пошехонского районного суда Ярославской области от 16 ноября 2016 года в части взыскания с Департамента транспорта Ярославской области подлежит государственной пошлины в размере <данные изъяты>. подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Пошехонского районного суда Ярославской области от 16 ноября 2016 года в части взыскания с департамента транспорта Ярославской области в доход бюджета Пошехонского муниципального района Ярославской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей отменить.
Внести изменения в абзац 3 и 4 резолютивной части решения, изложив в следующей редакции:
«- оборудовать в соответствии с требованиями п. 5.3 ГОСТ 52766-2007 на 0+ 607 км, 2+ 530 км на остановке автобуса посадочную площадку, пешеходные пути;
- оборудовать пешеходные пути к пешеходному переходу на 8+540 км справа, 12+730 км справа».
В остальной части апелляционную жалобу Департамента транспорта Ярославской области на решение Пошехонского районного суда Ярославской области от 16 ноября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи