Судья Джанибеков Р.М. Дело № 33-934/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск, КЧР 17 июля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего – Байрамуковой И.Х.,
судей – Сыч О.А., Адзиновой А.Э.,
при секретаре судебного заседания – Быковской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики и Правительства Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 02 апреля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Управлению государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики и Правительству Карачаево-Черкесской Республики о включении в состав денежного содержания (вознаграждения) для исчисления размера пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости премий, предусмотренных системой оплаты труда, об обязании принять решение и направления уведомления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения истца ФИО1, представителей ответчика Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики – ФИО2, действующей на основании доверенности № 1034 от 25 марта 2019 года и Правительства Карачаево-черкесской республики - ФИО3, действующей на основании доверенности № 02-09/6 от 26 апреля 2019 года, представителя Управления государственной службы населения Карачаево-Черкесской Республики - ФИО4, действующего на основании доверенности № 1, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление ГСЗН КЧР) и Правительству Карачаево-Черкесской Республики о включении ее в состав денежного содержания (вознаграждения) для исчисления размера пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости премий за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, предусмотренных системой оплаты труда и об обязании принять решение и направления уведомления.
Свои требования мотивировала тем, что с 11 июля 2018 года она является бессрочным получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на основании справки Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в городе Черкесске от 18 июля 2018 года № 2052, при этом общий размер установленной страховой пенсии (как и размер страховой пенсии к выплате) ее на 18 июля 2018 года составляет 16 333, 15 рублей, в т.ч. размер фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет 4 982,90 рублей, размер страховой пенсии составляет 11 350,25 рублей (в т.ч. сумма валоризации составляет 862,33 рубля). С 10 июля 2018 года она освобождена от должности начальника отдела программ занятости и анализа рынка труда Управления ГСЗН КЧР по собственной инициативе, в связи с выходом на пенсию по старости. На момент освобождения от должности стаж ее государственной службы составил 29 лет, что дает ей право на установление и получение пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости в соответствии с законом Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2003 года № 16-рз «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики». 12 июля 2018 года она обратилась к Управлению ГСЗН КЧР с заявлением, в порядке определенном ст. 7 Закона № 16-рз и по форме, установленной в приложении № 2 к указанному закону. В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 16-рз «решение об установлении пенсии за выслугу лет принимается в отношении лиц, замещавших... должности государственной службы... Президиумом Правительства Карачаево-Черкесской Республики», поэтому Управление ГСЗН КЧР, 18 июля 2018 года направило в Правительство Карачаево-Черкесской Республики письмо, в котором просит последнего установить ей пенсию за выслугу лет. После расчета пенсии за выслугу лет и принятия решения Минтруд КЧР должен был направить ей и Правительству Карачаево-Черкесской Республики письменное уведомление о принятом им решении по форме согласно приложения № 7 к Закону № 16-рз. Между тем, до обращения в суд за защитой прав ответчики не исполнили свои обязанности, расчет пенсии за выслугу лет не произведен и не принято решение о пенсии за выслугу лет. За период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года Управлением ГСЗН КЧР ей были установлены и выплачены следующие премии, предусмотренные системой оплаты труда на общую сумму 240 500 рублей, в том числе: - премии за выполнение особо важных и сложных заданий - премия в размере 50 000 рублей (приказ от 07 декабря 2017 года № 127-лс), премия за 2-й квартал 2017 года в размере 25 000 руб. (приказ от 10 июля 2017 года № 88-лс), премия за август 2017 года в размере 33 000 рублей
(приказ от 28 августа 2017 года № 108-лс), премия за 3-й квартал 2017 года в размере 20 000 рублей (приказ 05 октября 2017 года № 95), премия за 4-й квартал 2017 года в размере 15 000 рублей (приказ от 26 декабря 2017 года № 148-лс), премия за февраль 2018 года в размере 24 000 рублей (приказ от 28 февраля 2018 года № 16-лс), премия за 1-й квартал 2018 года в размере 50 000 рублей (приказ от 21 мая 2018 года № 37-лс); - единовременные выплаты в связи с юбилейными датами, государственными и профессиональными праздниками - премия в связи с празднованием 01 января государственного праздника «новый год» в размере 13 400 рублей (приказ от 26 декабря 2017 года № 149-лс), премия в связи с профессиональным праздником 27-летием образования Государственной службы занятости населения в размере 5 000 рублей (приказ от 19 апреля 2018 года № 28-лс), премия ко Дню социального работника в размере 5 000 рублей (приказ от 07 июня 2018 года № 43-лс). При включении в размер среднемесячного денежного содержания истца за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года премий, предусмотренных системой оплаты труда, среднемесячное денежное содержание (вознаграждение) истца за рассматриваемый период, произведенное Управлением ГСЗН КЧР в соответствии со ст. 6 Закона № 16-рз, составляет 51 247,18 рублей.
В соответствии со ст. 2 Закона № 16-рз «пенсия за выслугу лет при замещении государственной должности свыше трех лет, устанавливается в таком размере, чтобы сумма страховой пенсии по старости (инвалидности) и пенсии за выслугу лет составляла 75 % их среднемесячного денежного вознаграждения». Первый вариант – расчет ее пенсии за выслугу лет, включающий премии, предусмотренные системой оплаты труда, составляет 27 085, 13 рублей. Второй вариант - расчет пенсии за выслугу лет, исключающий премии, предусмотренные системой оплаты труда, составляет 13 522,63 рубля. Считает, что размер пенсии за выслугу лет должен составлять 27 085,13 рублей и включать для его расчета суммы премий, предусмотренных системой оплаты труда Управления ГСЗН КЧР.
В судебном заседании истец и ее представитель неоднократно увеличивали исковые требования и в окончательной редакции исковых требований просили суд: - признать премии, выплаченные ФИО1 согласно приказам от 10 июля 2017 года № 88-лс, от 28 августа 2017 года № 108-лс, от 05 октября 2017 года № 95, от 07 декабря 2017 года № 127-лс, от 26 декабря 2017 года № 148 - лс, от 28 февраля 2018 года № 16-лс, от 21 мая 2018 года № 37-лс, на общую сумму 217 000 рублей премиями за выполнение особо важных и сложных заданий; - обязать Управление ГСЗН КЧР включить в состав денежного содержания (вознаграждения) для исчисления размера пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости ФИО1 премий за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, предусмотренных системой оплаты труда, согласно приказам от 10 июля 2017 года № 88-лс, от 28 августа 2017 года № 108-лс, от 05 октября 2017 года № 95, от 07 декабря 2017 года № 127-лс, от 26 декабря 2017 года № 148-лс, от 28 февраля 2018 года № 16-лс, от 21 мая 2018 года № 37-лс, на общую сумму 217 000 руб.; - обязать Правительство КЧР принять решение об установлении ФИО1 пенсии за выслугу лет, по форме приложения 5 к Закону Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2003 года № 16-рз «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики», рассчитанной с учетом премий за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, предусмотренных системой оплаты труда Управления ГСЗН КЧР, согласно приказам от 10 июля 2017 года № 88-лс, от 28 августа 2017 года № 108-лс, от 05 октября 2017 года № 95, от 07 декабря 2017 года № 127-лс, от 26 декабря 2017 года № 148-лс, от 28 февраля 2018 года № 16-лс, от 21 мая 2018 года № 37-лс, на общую сумму 217 000 рублей; - обязать Минтруд КЧР направить ФИО1 и Правительству КЧР письменное уведомление о принятом им решении по форме приложения № 7 к Закону Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2003 года № 16-рз «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики», с учетом премий за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, предусмотренных системой оплаты труда Управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики, согласно приказам от 10 июля 2017 года № 88-лс, от 28 августа 2017 года № 108-лс, от 05 октября 2017 года № 95, от 07 декабря 2017 года № 127-лс, от 26 декабря 2017 года № 148-лс, от 28 февраля 2018 года № 16-лс, от 21 мая 2018 года № 37-лс, на общую сумму 217 000 рублей; - обязать Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики установить и выплатить ФИО1 пенсию за выслугу лет со дня подачи заявления с 12 июля 2018 года, с учетом премий за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, предусмотренных системой оплаты труда ответчика Управления государственной службы занятости населения Карачаево-черкесской Республики, согласно приказам от 10 июля 2017 года № 88-лс, от 28 августа 2017 года № 108-лс, от 05 октября 2017 года № 95, от 07 декабря 2017 года № 127-лс, от 26 декабря 2017 года № 148-лс, от 28 февраля 2018 года № 16-лс, от 21 мая 2018 года № 37-лс, на общую сумму 217 000 рублей; - признать представление о назначении пенсии за выслугу лет Управления ГСЗН КЧР от 29 октября 2018 года на имя ФИО1 незаконным, недействительным, в части установленного среднемесячного заработка для назначения пенсии за выслугу лет по должности начальника отдела программ занятости и анализа рынка труда учета в сумме 37 333,01 рубль; - признать незаконной, недействительной справку 2 о размере среднемесячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, замещавшего должность государственной и гражданской службы (государственную должность) КЧР для установления пенсии за выслугу лет в части пункта 3 «Премии, предусмотренные системой оплаты труда, учитываемые для установления пенсии за выслугу лет в размере 50 000 рублей»; - обязать Управление ГСЗН КЧР направить в Правительство КЧР справку 2 о размере среднемесячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, замещавшего должность государственной и гражданской службы (государственную должность) КЧР для установления пенсии за выслугу лет на имя истца - ФИО1, с измененным пунктом 3 изложив его в следующей редакции: «Премии, предусмотренные системой оплаты труда, учитываемые для установления пенсии за выслугу лет в размере 217 000 рублей»; - признать решение Минтруда КЧР от 25 января 2019 года № 7 на имя ФИО1 незаконным, недействительным, в части указанной суммы доплаты к общей суммы страховой пенсии по старости и доплаты к ней в размере 27 999,70 рублей, составляющих 75 % среднемесячного денежного содержания (37 333 рубля); - обязать Минтруд КЧР внести изменения в решение № 7 от 25 января 2019 года на имя ФИО1, в части указания суммы доплаты к общей сумме страховой пенсии по старости в размере 38 435, 37 рублей, составляющих 75 % среднемесячного денежного содержания 51 247,18 рублей; - обязать Правительство КЧР, в лице Президиума Правительства КЧР, изменить Постановление Президиума Правительства КЧР № 5 от 22 января 2019 года на имя ФИО1, в части установленного среднемесячного денежного содержания по указанной должности с суммы 37 333 рубля на сумму 51 247,18 рублей.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления государственной службы занятости населения КЧР ФИО4 исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении, представил письменные возражения, согласно которым просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивировав тем, что Управлением ГСЗН КЧР были соблюдены и выполнены нормы действующего законодательства, следовательно, требования истца являются незаконными и необоснованными.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития КЧР также просила в удовлетворении иска отказать, представила письменные возражения на иск, согласно которым считает требования истца необоснованными по тем основаниям, что премии, выплаченные истцу, согласно приказам Управления ГСЗН КЧР не входят в состав денежного содержания, учитываемого при определении пенсии за выслугу лет.
Представитель ответчика - Правительства КЧР, надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил. В письменных возражениях на исковое заявление также просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по тем основаниям, что Правительство КЧР права истца не нарушало, с указанными требованиями не согласно, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 02 апреля 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд постановил: - признать премии, выплаченные ФИО1, согласно приказам от 10 июля 2017 года № 88-лс, от 28 августа 2017 года № 108-лс, от 05 октября 2017 года № 95, от 07 декабря 2017 года № 127-лс, от 26 декабря 2017 года № 148-лс, от 28 февраля 2018 года № 16-лс, от 21 мая 2018 года № 37-лс, на общую сумму 217 000 рублей, премиями за выполнение особо важных и сложных заданий; - обязать Управление государственной службы занятости населения КЧР включить в состав денежного содержания (вознаграждения) для исчисления размера пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости ФИО1 премии за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, предусмотренные системой оплаты труда, согласно приказам от 10 июля 2017 года № 88-лс, от 28 августа 2017 года № 108-лс, от 05 октября 2017 года № 95, от 07 декабря 2017 года № 127-лс, от 26 декабря 2017 года № 148-лс, от 28 февраля 2018 года № 16-лс, от 21 мая 2018 года № 37-лс, на общую сумму 217 000 рублей; - обязать Министерство труда и социального развития КЧР установить и выплатить ФИО1 пенсию за выслугу лет со дня подачи заявления с 12 июля 2018 года, с учетом премий за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, предусмотренных системой оплаты труда Управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики, согласно приказам от 10 июля 2017 года № 88-лс, от 28 августа 2017 года № 108-лс, от 05 октября 2017 года № 95, от 07 декабря 2017 года № 127-лс, от 26 декабря 2017 года № 148-лс, от 28 февраля 2018 года № 16-лс, от 21 мая 2018 года № 37-лс, на общую сумму 217 000 рублей; - признать Представление о назначении пенсии за выслугу лет Управления ГСЗН КЧР от 29 октября 2018 года на имя ФИО1 незаконным, недействительным, в части установленного среднемесячного заработка для назначения пенсии за выслугу лет на должности начальника отдела программ занятости и анализа рынка труда учета в сумме 37 333 рубля; признать незаконной, недействительной справку 2 о размере среднемесячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, замещавшего должность государственной и гражданской службы (государственную должность) КЧР для установления пенсии за выслугу лет в части пункта 3 «Премии, предусмотренные системой оплаты труда, учитываемые для установления пенсии за выслугу лет в размере 50 000 рублей». В остальной части исковых требований ФИО1, отказано.
Не согласившись с указанным решением, ответчик - Правительство Карачаево-Черкесской Республики подало апелляционную жалобу, в которой просит решение в части удовлетворенных требований истца отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, в остальной части оставить решение суда без изменения. Со ссылкой на нормы Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2003 года № 16-рз «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики» считает, что выплаченные ФИО1 премии за период работы с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, не относятся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий. Из предоставленных в суд истцом в качестве доказательства приказов о премировании только один приказ от 07 декабря 2017 года является приказом о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Другие же приказы являются приказами о единовременных выплатах либо приказами о премировании за своевременное, качественное и успешное выполнение служащим должностных обязанностей. Следовательно, при расчете среднемесячного денежного содержания для установления пенсии за выслугу лет в отношении ФИО1 спорные приказы учитываться не могут. Приказы о премировании ФИО1 не были оспорены истцом, следовательно, данные приказы действующие, а согласно этим приказам премии выплаченные ФИО1 не являются премиями за выполнение особо важных и сложных заданий. Оснований для признания их таковыми нет. Кроме того, суд необоснованно возложил на Министерство труда и социального развития КЧР обязанность установить и выплатить ФИО1 пенсию за выслугу лет, поскольку Министерство труда и социального развития КЧР не имеет полномочий на установление пенсий за выслугу лет, т.к. это в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2003 года № 16-рз «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и государственные должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики» отнесено к исключительной компетенции Президиума Правительства КЧР, в связи с чем решение суда в данной части является неисполнимым. Таким образом, суд неправильно истолковал закон, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ, является нарушением нормы материального права, что служит основанием для отмены или изменения решения суда.
Не согласившись с решением, Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, также обратилось с жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворенных требований и принять в указанной части решение об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме, по аналогичным доводам апелляционной жалобы Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы ответчиков истец ФИО1 просит оставить решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики без изменения, а жалобы ответчиков без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, истец ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, также доводы своих письменных возражений на апелляционные жалобы и просила решение оставить без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Представители ответчиков Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики в судебном заседании суда апелляционной инстанции, поддержали требования апелляционных жалоб, просили их удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных требований истца, а в части отказа в удовлетворении требований истца, решение оставить без изменения.
Представитель государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагал, что Управлением были соблюдены и выполнены нормы действующего законодательства, в связи с чем считает решение подлежащим отмене.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 занимала должность начальника отдела программ занятости и анализа рынка труда Управления ГСЗН КЧР, на основании приказа от 03 июля 2018 года № 49-лс была освобождена от указанной должности по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию по старости, на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с 10 июля 2018 года (л.д. 44).
На момент освобождения от должности стаж государственной службы истца ФИО1 составил 29 лет, что дало ей право на установление и получение пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости в соответствии с законом Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2003 года № 16-рз «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики» (далее в тексте - Закон № 16-рз).
При назначении пенсии Управлением ГСЗН КЧР было разъяснено, что установление истцу с 12 июля 2018 года пенсии за выслугу лет будет исходя из стажа государственной гражданской службы 29 лет, пенсии за выслугу лет, составляющей суммарно с учетом трудовой пенсии по старости 75 % среднемесячного денежного содержания (среднемесячное денежное содержание по указанной должности составляет 46 060,00 рублей, в том числе должностной оклад 5 805,00 рублей).
Не согласившись с решением ответчика в части произведенных расчетов размера пенсии за выслугу лет, ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями по настоящему делу.
Разрешая заявленные истцом требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что премии, получаемые истцом на общую сумму 217 000 рублей за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, были предусмотрены только за выполнение истцом особо важных и сложных заданий, а удовлетворение требований в указанной части влечет и удовлетворение требований о признании представления о назначении пенсии за выслугу лет Управления ГСЗН КЧР от 29 октября 2018 года на имя ФИО1 незаконным, недействительным в части установленного среднемесячного заработка для назначения пенсии за выслугу лет по должности начальника отдела программ занятости и анализа рынка труда учета в сумме 37 333, 00 рублей, признании незаконной, недействительной справку 2 о размере среднемесячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, замещавшего должность государственной и гражданской службы (государственную должность) КЧР для установления пенсии за выслугу лет в части пункта 3 «Премии, предусмотренные системой оплаты труда, учитываемые для установления пенсии за выслугу лет в размере 50 000 рублей, об обязании Управление ГСЗН КЧР пересмотреть ранее выданную справку и предоставить ее вновь ответчику Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, для пересмотра ранее назначенного пенсионного обеспечения истцу.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции не соответствующими материалам дела и требованиям закона, применяемого к спорным правоотношениям.
В соответствии со ст. 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2003 года № 16 – РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики» пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности, отнесенные республиканским законодательством к категориям государственных должностей Карачаево-Черкесской Республики и государственных должностей государственной службы Карачаево-Черкесской Республики, устанавливается к страховой пенсии по старости или инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032 – 1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно пункта 4 статьи 7 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2003 года № 16– РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики» решение об установлении пенсии за выслугу лет принимается в отношении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной службы Президиумом Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
На основании постановления Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 5 от 22 января 2019 года «Об установлении пенсии за выслугу лет ФИО1», было постановлено установить с 12 июля 2018 года ФИО1, замещавшей должность государственной гражданской службы начальника отдела программ занятости и анализа рынка труда управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики, исходя из стажа государственной гражданской службы 29 лет, пенсию за выслугу лет, составляющую суммарно с учетом страховой пенсии по старости 75 % среднемесячного денежного содержания. Среднемесячное денежное содержание по указанной должности составило 37 333 рубля, в том числе должностной оклад 5 805 рублей (л.д. 64).
Таким образом, как следует из указанного, истцу ФИО1 была установлена пенсия за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 10 статьи 6 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2003 года № 16-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики» в состав денежного содержания гражданского служащего, учитываемого при определении пенсии за выслугу лет, в соответствии с действующим законодательством включаются премии, предусмотренные системой оплаты труда.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ), как отражено в его преамбуле, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Частями 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит, в том числе из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
К дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) (п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Таким образом, к премиям, учитываемым при установлении пенсии за выслугу лет, относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Премия по итогам работы за квартал является премией за выполнение особо важных и сложных заданий, которая носит характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, и разрешение вопроса о ее выплате относится к исключительной компетенции работодателя.
Под особо важным и сложным заданием понимается специальное, конкретное задание, порученное государственному гражданскому служащему, которое требует в определенный срок качественного и добросовестного исполнения. Для этих целей учитываются показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и эффективность исполнения им своих должностных обязанностей в соответствии с регламентом государственного органа, задачами и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы в течение периода, за который производится премирование.
Приказом Управления Государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики № 23 от 07 февраля 2018 года «Об утверждении Положения о премировании, оказании материальной помощи и осуществлении ежеквартальных и единовременных выплат государственным гражданским служащим Управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики», утверждено Положение о премировании, оказании материальной помощи и осуществлении ежеквартальных и единовременных выплат государственным гражданским служащим Управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики (л.д. 13 – 17).
Согласно раздела 3 п. 3.1 указанного Положения премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом личного вклада гражданского служащего в осуществлении задач и функций Управления.
Пунктом 1.2 названного Положения установлено, что расходы, связанные с выплатами по настоящему Положению, производятся в пределах средств, выделяемых из республиканского бюджета на соответствующий год на оплату труда гражданских служащих Управления.
Из п. 3.4 Положения премия устанавливается на основании приказа Управления и выплачивается в пределах средств фонда оплаты труда, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.
Из приведенных нормативных положений следует, что премирование гражданских служащих Управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики, является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определенных критериев.
Основными критериями при решении вопроса о выплате премии и определении ее размера для гражданских служащих Управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с пунктом 3.6 является оценка деятельности гражданского служащего в целях премирования за выполнение особо важного и сложного задания осуществляется за личный вклад гражданского служащего в выполнении особо важного и сложного задания (сложность, срочность, особый режим работы); оперативность и профессионализм государственного гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, своевременная подготовка документов и выполнение поручений руководства; участие в подготовке, организации и проведении крупных межведомственных совещаний, конференций, семинаров, активное участие в общественно значимых мероприятиях; выполнение в оперативном режиме большого объема работы; качество и сроки рассмотрения гражданским служащим обращений, заявлений граждан и юридических лиц; самостоятельность и творческий подход, проявленный при выполнении особо важного и сложного задания и высокая исполнительская дисциплина.
При этом периодичность выплаты премии федеральным законодательством не установлена, а представитель нанимателя наделен полномочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части признания премий, выплаченных истцу ФИО1, согласно приказам: № 88 – лс от 10 июля 2017 года «О премировании» за своевременное, качественное и успешное выполнение должностных обязанностей во 2 квартале 2017 года; № 108-лс от 28 августа 2017 года «О премировании»; № 95 от 05 октября 2017 года «О премировании» за своевременное, качественное и успешное выполнение должностных обязанностей в 3 – квартале 2017 года»; № 127 - лс от 07 декабря 2017 года «О денежном поощрении (премировании) работника Управления государственной службы занятости населения КЧР» за выполнение особо важного и сложного задания с учетом объеме, сложности и срочности выполненной работы; № 148 – лс от 26 декабря 2017 года «О премировании» за своевременное, качественное и успешное выполнение должностных обязанностей в 4 квартале 2017 года; № 16 – лс от 28 февраля 2018 года «О премировании» за своевременное, качественное и успешное выполнение должностных обязанностей в феврале 2018 года; № 37 – лс от 21 мая 2018 года «О премировании» за своевременное, качественное и успешное выполнение должностных обязанностей в 1 квартале 2018 года за выполнение особо важных и сложных заданий, является необоснованным.
Вышеуказанные премии, выплаченные истцу ФИО1 за период работы с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, не содержат сведений о выполнении истцом особо важных и сложных заданий, в связи с чем при расчете среднемесячного денежного содержания для установления пенсии за выслугу лет в отношении истца спорные приказы учтены быть не могут.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона Согласно п. 4 статьи 7 Закона Карачаево-черкесской Республики от 25 марта 2003 года № 16-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики», решение об установлении пенсии за выслугу лет в отношении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной службы в органах исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, принимается Президиумом Правительства Карачаево-черкесской Республики.
В соответствии с пунктом 9 Порядка рассмотрения заявления и принятия решения об установлении пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим государственные должности или должности государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21 сентября 2012 года № 387, Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики в сроки, установленные частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», готовит и выносит в установленном порядке на утверждение Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики проект постановления об установлении пенсии за выслугу лет заявителю.
Как следует из заключения по результатам правовой экспертизы № 980/з-15 Государственно-правового Управления Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 ноября 2018 года, на основании вышеуказанного республиканского законодательства, был представлен проект согласно которого, истице ФИО1, установлена с 12 июля 2018 года исходя из стажа государственной гражданской службы 29 лет, пенсия за выслугу лет, составляющая суммарно с учетом страховой пенсии 75 % среднемесячного денежного содержания (среднемесячное денежное содержание по указанной должности составляет 37 333 рублей, в том числе должностной оклад 5 805 рублей).
Проведенной правовой экспертизой установлено, что проект разработан Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует республиканскому законодательству, а также требованиям к проектам правовых актов. К проекту приложены все документы, наличие которых предусмотрено пунктом 6 Порядка для рассмотрения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет.
При таких обстоятельствах, поскольку указанные требования закона, а также все обстоятельства по делу, судом первой инстанции учтены не были, то решение суда подлежит отмене в части удовлетворенных требований истца ФИО1, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 02 апреля 2019 года отменить в части удовлетворенных исковых требований ФИО1 к Управлению государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики и Правительству Карачаево-Черкесской Республики о включении в состав денежного содержания (вознаграждения) для исчисления размера пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости премий, предусмотренных системой оплаты труда, об обязании направить уведомление, и принять в отмененной части новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики и Правительству Карачаево-Черкесской Республики о признании премий, выплаченных на общую сумму 217 000 рублей, премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, обязании Управление государственной службы занятости населения КЧР включить в состав денежного содержания (вознаграждения) для исчисления размера пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости премии за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, предусмотренные системой оплаты труда, обязании Министерство труда и социального развития КЧР пенсию за выслугу лет установить и выплатить со дня подачи заявления с 12 июля 2018 года, с учетом премий за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, предусмотренных системой оплаты труда Управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на общую сумму 217 000 рублей, признании представления о назначении пенсии за выслугу лет Управления ГСЗН КЧР от 29 октября 2018 года на имя ФИО1 незаконным, недействительным, в части установленного среднемесячного заработка для назначения пенсии за выслугу лет по должности начальника отдела программ занятости и анализа рынка труда учета в сумме 37 333 рубля, признании незаконной, недействительной справку 2 о размере среднемесячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, замещавшего должность государственной и гражданской службы (государственную должность) КЧР для установления пенсии за выслугу лет в части пункта 3 «Премии, предусмотренные системой оплаты труда, учитываемые для установления пенсии за выслугу лет в размере 50 000 рублей».
В остальной части решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 02 апреля 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи: