ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9359/2016 от 08.06.2016 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Даглдян М.Г. дело № 33-9359/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Михайлова Г.В.,

судей: Малиновского В.В., Поддубной О.А.,

при секретаре Бубашвили И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучеренко Т.В. к Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области о признании незаконным постановления, обязании поставить на учет, по апелляционной жалобе Кучеренко Т.В. на решение Мясниковского районного суда Ростовской области от 10 марта 2016 г. Заслушав доклад судьи Малиновского В.В., судебная коллегия

установила:

Кучеренко Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района о признании незаконным постановления, обязании поставить на учет, ссылаясь на то, что является матерью несовершеннолетних детей: ФИО2, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения, ФИО3, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения, ФИО4, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения.

Проживает совместно с детьми и супругом ФИО5, что подтверждается справкой о составе семьи. На момент подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность она, ее муж и дети были зарегистрированы по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН справка от 02.07.2013 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

Являясь многодетной матерью и проживая на территории Ростовской области более 5 лет, она имеет право на предоставление земельного участка в соответствии с Областным законом Ростовской области № 19-ЗС от 22.07.2003 г. «О регулировании земельных отношений в Ростовской области».

Все документы, предусмотренные законом, были ею предоставлены, и постановлением Администрации Мясниковского района от 22.07.2013 г. № 847 «О постановке на учет граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, для бесплатного получения земельных участков» она 02.07.2013 г. была поставлена на учет в целях бесплатного получения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

23.10.2015 г. было вынесено постановление Администрации Большесальского сельского поселения № 225 «О постановке на учет граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность» она была поставлена на учет в целях бесплатного получения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность.

23.11.2015 г. постановлением Администрации Большесальского сельского поселения № 247 «О снятии с учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, поставленных на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность» она была снята с учета.

Основанием для снятия с учета в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность явилось снятие ее с регистрационного учета по месту жительства в Большесальском сельском поселении.

Она не согласна с указанным постановлением, считает его необоснованным, незаконным, подлежащим отмене по тем основаниям, что в настоящий момент ее супруг ФИО5 зарегистрирован и проживает по прежнему адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Она с детьми также продолжает проживать с ним по указанному адресу. Наличие регистрации по месту жительства членов семьи по разным адресам не может, по ее мнению, служить основанием для снятия с учета в целях предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Обращает внимание на то, что регистрация по месту жительства носит заявительный характер, в соответствии с Законом РФ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, и может не совпадать с местом жительства.

Полагает, что действия Администрации Большесальского сельского поселения, выразившиеся в снятии ее с учета в целях бесплатного предоставления земельного участка, путем издания Постановления от 23.11.2015 г. № 247 «О снятии с учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, поставленных на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность», противоречат статье 8 (2) Областного закона Ростовской области № 19-зс от 22.07.2003 г. «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», которой установлено, что право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельных участков имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, а нев конкретном районе Ростовской области. Постановление Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 23.11.2015 г. № 247 ущемляет ее права и препятствует осуществлению права на получение земельного участка в соответствии с Областным законом Ростовской области № 19-ЗС от 22.07.2003 г., поскольку она и ее супруг зарегистрированы по месту жительства на территории Ростовской области более 5 лет и проживают совместно.

Истец просила суд признать незаконным и отменить постановление Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 23.11.2015 г. № 247 «О снятии с учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, поставленных на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность»; обязать Администрацию Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области осуществить постановку ее, зарегистрированной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства на территории Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области.

Решением Мясниковского районного суда Ростовской области от 01 марта 2016 года 2016 г. в удовлетворении иска Кучеренко Т.В. отказано.

С постановленным решением суда не согласилась Кучеренко Т.В. и обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные ею исковые требования.

Свое несогласие с решением суда обосновывает теми же обстоятельствами, на которые ссылалась в обоснование своего иска в суде первой инстанции, что даже сменив адрес регистрации, она фактически продолжает проживать по прежнему месту жительства вместе с мужем и детьми на территории Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области.

Считает, что Постановление Администрации Большесальского сельского поселения от 23.11.2015 г. не соответствует действующему законодательству.

Не согласна с утверждением суда о том, что она не обращалась с требованиями о признании нормативного правового акта полностью или частично недействительным. Обращает внимание судебной коллегии на то, что в судебном заседании ее представитель неоднократно заявлял о противоречии п. 2.13 «Порядка ведения учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства», которым снятие с регистрационного учета по месту проживания предусмотрено в качестве основанием для снятие заявителя с учета напредоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» областному закону № 19-ЗС от 22.07.2003 г. «О регулировании земельных отношений в Ростовской области».

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Кучеренко Т.В. – Елину М.В., исследовав материалы дела, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в порядке ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.

Отказывая в удовлетворении иска Кучеренко Т.В., суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 39.5 ЗК РФ, Областным Законом Ростовской области от 22.07.2003 г. № 19 «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», «Порядка ведения учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства», утвержденного постановлением Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 08.10.2015 г. № 174/1 и исходил из того, что постановление Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 23.11.2015 г. № 247 «О снятии с учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, поставленных на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность» соответствует требованиям действующего законодательства; что в предусмотренном законом порядке указанный нормативный акт никем не оспорен, в том числе и Кучеренко Т.В., которая не обращалась в суд с требованиями о признании недействительным п. 2.13 «Порядка ведения учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства».

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно сослался на то, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), что споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными ненормативных актов государственной власти, органов местного самоуправления, а также споры о признании таких актов недействительными, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно ст. 39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в

государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерацииможет быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии со ст. 8.2 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 г. № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними. Указанным гражданам земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или создания крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки муниципальных образований в Ростовской области в порядке, установленном ст. 8.3 настоящего Областного закона.

Статьей 8.3 (п. 2) Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 г. № 19-ЗС установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципальных районов, городских округов и поселений, указанным в ст. 8.2 настоящего Областного закона гражданам осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений, а земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - на основании решений органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение такими земельными участками.

Ведение учета граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Областным законом осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений. Учет граждан в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Областным законом для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или создания крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется отдельно (п. 4).

Указанные в ст. 8.2 Областного закона граждане, изъявившие желание приобрести бесплатно в собственность земельный участок, направляют в уполномоченный орган муниципального района, городского округа, поселения по месту их проживания заявление о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность. В заявлении гражданин дает обязательство сообщить в уполномоченный орган муниципального района, городского округа, поселения об изменении обстоятельств, послуживших основанием для постановки на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность (изменении состава семьи), в течение месяца со дня возникновения указанных обстоятельств и представить подтверждающие указанные обстоятельства документы. Форма заявления устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений (п. 5).

Во исполнение п. 4 ст. 8.3 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 г. № 19-ЗС Постановлением Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 08.10.2015 г. № 174/1 был утвержден «Порядок ведения учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними, в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 30-38).

Пункт 2.13 указанного Порядка предусматривает, что основанием снятия заявителя с учета является его снятие с регистрационного учета по месту жительства в Большесальском сельском поселении.

Как следует из материалов дела, Кучеренко Т.В. является матерью несовершеннолетних детей: ФИО2, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения 1.20), ФИО3, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения (л.д. 22), ФИО4, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения (л.д. 23).

До 12.09.2013 г. Кучеренко Т.В. была зарегистрирована с детьми и супругом ФИО5 (л.д. 19) по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что подтверждается справкой Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.07.2013 г. (л.д. 13).

12.09.2013 г. Кучеренко Т.В. снялась с регистрационного учета и зарегистрировалась по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что подтверждается копией ее паспорта (л.д. 14-16) и чего Кучеренко Т.В. не оспаривает.

В настоящее время по данным похозяйственной книги Администрации Большесальского сельского поселения по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН значится только супруг истицы ФИО5, что подтверждается справкой Администрации Большесальского сельского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.02.2016 г. (л.д. 13).

Доводы Кучеренко Т.В. о том, что действия Администрации Большесальского сельского поселения, выразившиеся в снятии ее с учета в целях бесплатного предоставления земельного участка, путем издания Постановления от 23.11.2015 г. № 247 «О снятии с учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, поставленных на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность», противоречат статье 8 (2) Областного закона Ростовской области № 19-зс от 22.07.2003 г. ине соответствуют действующему законодательству несостоятельны по тем основаниям, что аналогичное правило, в силу которого снятие с регистрационного учета по месту жительства в муниципальном образовании является основанием для снятия с учета в целях получения земельного участка, содержащееся в пункте 2.13 «Порядка ведения учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними, в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства», утвержденного Постановлением Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 08.10.2015 г. № 174/1, также содержится в п. 2.13 «Порядка ведения учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства», утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.12.2011 г. № 1000, согласно которому основанием для снятия с учета является снятие заявителя с регистрационного учета.

В предусмотренном законом порядке указанный нормативный акт, утвержденный Постановлением Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области никем не оспорен, в том числе и Кучеренко Т.В., которая не обращалась в предусмотренном законом порядке с требованиями о признании недействительным п. 2.13 «Порядка ведения учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства».

Довод Кучеренко Т.В. о том, что в судебном заседании ее представитель неоднократно заявлял о противоречии п. 2.13 «Порядка ведения учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства», которым снятие с регистрационного учета по месту проживания предусмотрено в качестве основанием для снятие заявителя сучета напредоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» областному закону № 19-ЗС от 22.07.2003 г. «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» не может быть расценен как оспаривание указанного нормативного акта в предусмотренном законом порядке и основанием для принятия судом к рассмотрению такого заявления по оспариванию нормативного акта, так как законодательством предусмотрен специальный порядок для признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части. Истицей не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что она обращалась в суд с административным исковым заявлением, и что оспариваемый ею акт был признан судом недействующим. То есть указанный нормативный акт является действующим и подлежит неукоснительному исполнению. Заявления ее представителя в судебном заседании о несогласии с указанным нормативным правовым актом не свидетельствуют о признании его недействительным.

Доводы о том, что, даже сменив адрес регистрации, она фактически продолжает проживать по прежнему месту жительства вместе с мужем и детьми на территории Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области; что наличие регистрации по месту жительства членов семьи по разным адресам не может, по ее мнению, служить основанием для снятия с учета в целях предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства; что регистрация по месту жительства носит заявительный характер и что в соответствии с Законом РФ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, может не совпадать с местом жительства, также не могут быть приняты во внимание судебной коллегией по тем основаниям, что согласно ст. 6 Закона РФ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

Согласно ст. 7 указанного Закона, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:

изменение места жительства;

признание безвестно отсутствующим;

смерть или объявление решением суда умершим;

выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением;

обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации;

выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства.

Таким образом, регистрация не по месту жительства, является нарушением указанных норм права. В то же время регистрация в г. Ростове-на-Дону свидетельствует только о том, что истица сменила место жительства.

Органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками,находящимися в собственности муниципальных районов, городских округов и поселений, с одной стороны, при предоставлении земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства должны неукоснительно соблюдать требования закона, регулирующие правоотношения при предоставлении таких земельных участков в собственность, в том числе и требования действующих Постановления Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 08.10.2015 г. № 174/1, утвержденного им «Порядка ведения учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними, в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» и пункта 2.13 указанного Порядка, Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 г. № 19-ЗС и в частности его п. 4 ст. 8.3, с другой стороны, неукоснительное соблюдение требований закона помогает избежать злоупотреблений при предоставлении указанных земельных участков и эффективно осуществлять контроль в этой деятельности.

Доводы апелляционной жалобы Кучеренко Т.В. по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного по существу верного решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мясниковского районного суда Ростовской области от 10 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кучеренко Т.В. – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 17 июня 2016 года.

Председательствующий

судьи: