Дело № 33-935/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Хабаровск 14 февраля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего И.И. Куликовой,
судей И.Н. Овсянниковой, О.В. Герасимовой,
при секретаре Н.О.Федотовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ «Росгранстрой») о возложении обязанности принять меры по обеспечению государственной охраны речного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Хабаровск»,
по апелляционной жалобе ФГКУ «Росгранстрой» на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 04 декабря 2013 года,
Заслушав доклад судьи И.И. Куликовой, объяснения представителей ФГКУ «Росгранстрой» ФИО1, ФИО2, прокурора Лазаревой Н.А., третьего лица ОАО «Хабаровский речной торговый порт» ФИО3, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Хабаровский речной торговый порт» о понуждении организации государственной охраны объектов речного грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Хабаровск» (далее – РГПП «Хабаровск (грузовое направление)».
В обоснование указал, что проведенной проверкой по обеспечению охраны указанного пункта пропуска выявлено, что в нарушение требований действующего законодательства не обеспечены государственной охраной. территория и помещения, на которых осуществляют свою деятельность территориальные отделы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в целях проведения соответствующих видов контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные по <адрес> на территории ОАО «Хабаровский речной торговый порт». Ответчиком не предпринимается необходимых мер к обеспечению надлежащей охраны указанных объектов, расположенные в пределах указанного пункта пропуска, в которых осуществляют свою деятельность территориальные отделы федеральных органов исполнительной власти. В частности, не обеспечена надлежащая охрана указанных объектов, в том числе, путем заключения договора с организацией, уполномоченной осуществлять государственную охрану в указанном пункте пропуска. Просил обязать ответчика обеспечить государственную охрану объектов РГПП «Хабаровск (грузовое направление)» расположенных по <адрес>, а именно помещений, территорий, в которых размещены и осуществляют на постоянной основе территориальные отделы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации деятельность по проведению соответствующих видов контроля в отношении транспортных средств, грузов, товаров и животных, пересекающих Государственную границу через указанный пункт пропуска Российской Федерации, путем заключения договора на оказание соответствующего вида услуг.
Определением суда от 21 октября 2013 года произведена замена ненадлежащего ответчика ОАО «Хабаровский речной торговый порт» надлежащим – ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой), ОАО «Хабаровский речной торговый порт» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 04 декабря 2013 года исковые требования Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. На ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» возложена обязанность в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению государственной охраны объектов речного грузопассажирского постоянного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Хабаровск (грузовое направление)», а именно, помещений, территорий, расположенных по <адрес>, в которых размещены и осуществляют на постоянной основе территориальные отделы федеральных органов исполнительной власти РФ деятельность по проведению соответствующих видов контроля в отношении транспортных средств, грузов, товаров и животных, пересекающих государственную границу, путем заключения государственного контракта с государственным учреждением, уполномоченным на выполнение функций по государственной охране.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ «Росгранстрой» Сохранный Е.С. просит решение суда отменить ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает на отсутствие у ФГКУ «Росгранстрой» правовых оснований на заключение государственного контракта по осуществлению государственной охраны вышеуказанных объектов по <адрес>, поскольку их собственником является ОАО «Хабаровский речной торговый порт», на которого ст. 210 ГК РФ возложено бремя содержания принадлежащего имущества. Заключенными с собственником договорами о передаче объектов и на возмещение затрат № и № в отношении помещений, где размещены государственные контрольные органы также не предусмотрено возложение на ФГКУ «Росгранстрой» затрат по охране в РПП Хабаровск (грузовое направление). Обеспечение транспортной безопасности, включая охрану имущественных объектов, физическую защиту сотрудников государственных контрольных органов и обеспечение режима в пунктах пропуска, расположенных в пределах объектов транспортной инфраструктуры, не может быть возложено на ФГКУ «Росгранстрой», поскольку охрану объектов (обеспечение режима) в РПП Хабаровск (грузовое направление) осуществляют собственник, пограничные и таможенные службы, а не ответчик по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу ОАО «Хабаровский речной торговый порт» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1, 2 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда подлежит проверке только в обжалуемой части и по доводам апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на территории ОАО «Хабаровский речной торговый порт» по <адрес> включенной в РГПП «Хабаровск (грузовое направление)» размещены территориальные органы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность по соответствующим видам контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, что ни одной из сторон не оспаривается.
Охрана указанных объектов осуществляется коммерческой организацией ОАО «Хабаровский речной торговый порт».
В соответствии с Перечнем объектов, подлежащих государственной охране, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности", здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, относятся к объектам, подлежащим государственной охране (пункт 1 Перечня).
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности (статья 5 Закона).
В соответствии с главой 1 п.1.2 Устава ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Дирекция, учредителем которой является Правительство РФ в лице Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Установив, что объекты переданные ФГКУ «Росгранстрой» по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ относятся к числу объектов, подлежащих государственной охране и находятся под охраной коммерческой организации, суд первой инстанции, в соответствии с вышеприведенными положения действующего законодательства, Устава ФГКУ «Росгранстрой», пришел к обоснованному выводу о наличии нарушений действующего законодательства в части обустройства и функционирования пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, обоснованно удовлетворив заявленные требования прокурора.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе о нахождении данных объектов в собственности ОАО «Хабаровский речной торговый порт», выводов суда не опровергают, основанием для освобождения ответчика от выполнения данной обязанности не освобождают, поскольку ответчик специально создан Правительством российской Федерации для осуществления данных функций, возложенных на него Уставом.
Решение суда мотивировано, постановлено в соответствии с требованиями материального и процессуального права, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 04 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ Росгранстрой – без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Куликова
Судьи И.Н. Овсянникова
О.В.Герасимова