ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9364/2017 от 03.05.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-9364/2017

03 мая 2017 года г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Науширбановой З.А.,

судей Свистун Т.К., Фроловой Т.Е.,

при секретаре Галяутдиновой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе атв, атв на решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований атв, атв к Управляющей компании ОАО «УЖХ адрес ГО адрес РБ» о возложении обязанности предоставить информацию, произвести перерасчет и возврат переплаченных денежных средств, возместить моральный вред – отказать.

Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

атв, атв обратились с иском к Управляющей компании ОАО «УЖХ адрес ГО адрес РБ» о признании незаконными действий ответчика по оставлению заявлений с дата без ответов по существу; обязании ответчика при начислении оплаты за круглый год к действующему нормативу по отоплению применять коэффициент периодичности; обязании возвратить переплаченную плату за отопление согласно расчету; взыскании компенсации морального вреда по ... руб. каждому из истцов. Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками квартир ... и ... в адрес РБ и потребителями коммунальных услуг, в том числе услуги по отоплению. Дом, в котором они проживают, не оборудован общедомовым прибором учета тепла с момента постройки дома. По состоянию на дата норматив потребления по отоплению составлял ... Гкал в месяц, соответственно помесячная оплата за услугу «отопление» составила ... руб./кв.м.

Однако в лицевых счетах, полученных в дата, оплата за отопление увеличилась на ...% и составила ... руб./кв.м. Предварительной информации о предстоящем росте от Правительства РБ в средствах массовой информации не имелось. Истцы обратились в управляющую компанию, им были даны ответы о том, что норматив увеличен с учетом Определения Верховного суда РФ, которым был признан недействующим норматив по Постановлению Государственного комитета по тарифам от дата№.... С июля 2015 года оплата за отопление возросла до ... руб., рост составил ... %, что противоречит как нормам Жилищного кодекса РФ, так и распоряжению Правительства РФ от 01.11.ю 2014 г., за №...-адрес обращались в различные инстанции, в том числе в Государственный комитет РБ по тарифам, в Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору, прокуратуру РБ, однако не нашли поддержки. Считают, что при расчете за отопление управляющей компанией неверно применяется формула, а именно без учета коэффициента периодичности, так как управляющая компания производила расчет оплаты за отопление за дата по формуле ... - это общая площадь помещения, Nt - это норматив потребления, установленный для отопления, Тt - это тариф на тепловую энергию.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе атв, атв ставится вопрос об отмене решения суда в полном объеме по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения атв, атв, поддержавших доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ ценовое регулирование тепловой энергии производится на основе главы 3 ФЗ от дата № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 190 - ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения, относятся в частности, реализация предусмотренных ч.З ст. 7 данного федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В силу ч. 9 ст. 15 и ч. 5 ст. 17 ФЗ «О теплоснабжении» оплата тепловой энергии и теплоносителя, услуг по передачи тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифами, нормативами, установленными органом регулирования.

Согласно п.1 ч. 3 ст. 7 ФЗ "О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст.8 указанного закона подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Согласно ст. 153 ч. 1 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ - плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии с п. 42.1 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» - оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Постановлением Правительства РБ от 31 августа 2012 г. № 300 установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 "О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила 354), с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.

В соответствии с п. 42.1 Правил 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

При этом, с учетом вышеуказанного нормативно-правового акта Республики Башкортостан - размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42.1 и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года и определяется по формуле: Pi=Sj xN'xT'

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливались и устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее - Постановление № 306). Нормативные правовые акты, устанавливающие нормативы потребления на коммунальные услуги, как органами местного самоуправления, так и Госкомитетом РБ по тарифам, принимались в соответствии с Постановлением № 306, исходя из той редакции Постановления № 306, которая действовала на момент принятия такого нормативного правового акта.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденным Указом Президента РБ от 24.09.2010 года № уТ1-567, в соответствии с Указом Президента РБ от 23.08.2011 года № УП-433 ГКТ РБ устанавливал нормативы потребления коммунальных услуг для населения по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Во исполнение установленных полномочий, постановлением Государственного комитета по тарифам по Республике Башкортостан от 23 декабря 2011 года № 1560 «Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан» были утверждены нормативы отопления для населения, действующие с 1 января 2012 года.

Во исполнение требования Прокуратуры Республики Башкортостан постановлением от 15 октября 2012 года № 267 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23 декабря 2011 года № 1560 «Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан» ГКТ РБ привел нормативы потребления на отопление в соответствие.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» ст.50 уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов проводит анализ соответствия нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан законам Республики Башкортостан, постановлениям Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, указам Президента Республики Башкортостан, постановлениям Правительства Республики Башкортостан и осуществляет их государственную регистрацию.

Постановлением Кабинета Министров РБ от 01.06.1998 №111 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации» постановления были зарегистрированы и опубликованы.

Общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 15 октября 2012 г. № 267 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23 декабря 2011 г. № 1560 «Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан». Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 17 марта 2014 г., отказано в удовлетворении заявления. Определением Верховного суда Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 49-АПГ14-6 нормативы, утвержденные постановлением № 267, признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2012 г. № 300 «О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнителям коммунальных услуг применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской,. Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что основания для удовлетворения исковых требований атв, атв к Управляющей компании ОАО «УЖХ адрес ГО адрес РБ» о признании незаконными действий ответчика; обязании ответчика при начислении оплаты за круглый год к действующему нормативу по отоплению применять коэффициент периодичности; обязании возвратить переплаченную плату за отопление согласно расчету; взыскании компенсации морального вреда, не имеется, поскольку уполномоченный орган при утверждении норматива рассчитывает его из равномерного распределения количества услуги в течение всего календарного года, согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан, в связи с чем при начислении оплаты за коммунальную услугу «отопление» коэффициент периодичности не может быть применен.

Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.

Как следует из материалов дела, атв является плательщиком коммунальных услуг по адрес, атв является плательщиком коммунальных услуг по адрес.

Истицы обращались в управляющую компанию ОАО «УЖХ адрес ГО адрес РБ» с заявлениями о разъяснении вопроса об увеличении оплаты за коммунальную услугу, а именно - отопление: дата, дата.

На указанные обращения ответчиком был даны своевременные ответы, что подтверждается письмами от дата.№... и от дата№....

В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что требования истцов о признании незаконным бездействия ответчика, в связи с оставлением заявлений без ответов по существу - не подтверждаются материалами дела, в связи с чем необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Так же судом установлено и материалами дела подтверждено, что в адрес Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору атв было направлено обращению о неправомерности действий УК ОАО «УЖХ адрес ГО адрес РБ» по увеличению нормативов потребления по коммунальной услуге «Отопление» с января 2015 года во всех домах, где не установлены коллективные счетчики учета по отоплению на ... %. Оснований для проведения проверки управляющей компании ГК РБ по жилищному и строительному надзору не усмотрел.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Порядок определения объема коммунальных услуг при отсутствии приборов учета ранее был установлен Правилами №... (пункт 19 приложение №...), затем с августа 2012 года Правилами N 354 (пункты 42, 42(1), формулы 2 приложения №...).

Порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, установлен также вступившим в силу с 07.03.2012 постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (подпункт "е" пункта 3, приложение к постановлению). В жилых помещениях предписано определять объем (количество) коммунального ресурса по нормативам потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды).

Постановлением Государственного комитета по тарифам по Республике Башкортостан от 23 декабря 2011 года № 1560 «Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее - Постановление №1560) были утверждены нормативы отопления для населения, действующие с 1 января 2012 года. Постановление №1560 было принято в соответствии Постановлением Правительства РФ от 23.05. 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в редакции от 06.05.2011 года.

Согласно данной редакции определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода предусмотрена формула расчета норматива отопления (формула 6) и пункт 13 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05. 2006 № 306. Норматив отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) рассчитывается по формуле: N0=Q0: (Sж х 12), где

Q0 - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год);

Sж - общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.».

Таким образом, норматив потребления коммунальной услуги "отопление" рассчитывался исходя из равномерного распределения количества услуги в течение календарного года, следовательно, плата за услуги отопления за указанный период должна рассчитываться и вноситься в течение всего календарного года равными долями, до момента определения Правительством Республики Башкортостан иного порядка.

Анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что уполномоченный орган при утверждении норматива рассчитывает его из равномерного распределения количества услуги в течение всего календарного года, согласно Постановления Правительства Республики Башкортостан, в связи с чем при начислении оплаты за коммунальную услугу «отопление» коэффициент периодичности не может быть применен.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части обязании ответчика при начислении оплаты за круглый год к действующему нормативу по отоплению применять коэффициент периодичности, обязании вернуть переплаченную плату за отопление согласно расчету удовлетворению не подлежат. Требование о взыскании компенсации морального вреда, предусмотренного законом «О защите прав потребителей» не подлежат удовлетворению, поскольку они являются производными от основных требований.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу атв, атв без удовлетворения.

Председательствующий З.А. Науширбанова

Судьи Т.К. Свистун

Т.Е. Фролова

Справка: судья Сагетдинова А.М.