Судья: Савинцева Н.А. Дело № 33-9365/2017
Докладчик: Сорокин А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 31 августа 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Сорокина А.В.,
судей Проценко Е.П., Жуленко Н.Л.,
при секретаре Борисовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Сорокина А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности,
на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июня 2017 года по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании решения незаконным, обязании принять решение,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Заводскому отделу социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово в котором просил признать незаконным решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» № от 20.02.2017 Департамента социальной защиты населения Кемеровской области, обязать Департамент социальной защиты населения Кемеровской области присвоить звание «Ветеран труда», обязать Заводский отдел социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово выдать решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» от 20.02.2017, оформленное согласно требованиям.
Требования мотивированы тем, что 26.12.2016 он обратился в Заводский отдел социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». По результатам рассмотрения заявления Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области было принято решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в соответствие с п.п. 3.6.1 пункта 3.6 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2006 № 177.
Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области в решении об отказе в присвоении знания «Ветеран труда» № от 20.02.2017 утверждает, что благодарность Министра транспорта РФ не учитывается при присвоении звания «Ветеран труда», так как согласно приказу Министерства транспорта РФ oт 30.09.2016 № 285 «О ведомственных наградах Министерства транспорта РФ» ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», является нагрудный знак «Почетный работник транспорта России».
С указанными утверждениями Департамента социальной защиты населения он не согласен.
Полагает, что приказ Министерства транспорта РФ от 30.09.2016 № 285 «О ведомственных наградах Министерства транспорта РФ» не относящий благодарность, объявленную ему, к числу ведомственных, дающих право для получения звания «Ветеран труда, не подлежит применению к сложившимся отношениям, так как в данном случае применению подлежит Приказ Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. № 130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта РФ» относящий пунктами 1, 2 Благодарность Министра транспорта РФ от 21 ноября 2016 г. к числу ведомственных наград.
Указанный приказ сохраняет свою юридическую силу до 18.12.2016, и на момент выдачи ему Благодарности у него существовало право на присвоение звания «Ветеран труда», а у Департамента социальной защиты населения Кемеровской области отсутствовало право на отказ в присвоении звания «Ветеран труда».
Указывает, что решение Заводского отдела социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово об отказе в присвоение знания «ветеран груди» не соответствует требованиям закона, поскольку в нем отсутствует информация, каким департаментом оно решение, отсутствует печать, решение не заверено в установленном законом порядке.
В связи с указанным, просил признать решение об отказе в присвоении
звания «Ветерана труда» № от 20.02.2017 Департамента социальной
защиты населения Кемеровской области незаконным; обязать Департамент социальной защиты населения Кемеровской области присвоить звание «Ветерана труда»; Обязать Заводский отдел социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово выдать решение об отказе в присвоении знания «Ветеран труда» № от 20.02.2017, оформленное согласно требованиям закона.
В процессе рассмотрения дела истец неоднократно изменял и уточнял свои исковые требования.
Так, истец изменил свои требования к ответчику Заводскому отделу социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово: просил обязать Заводский отдел социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово выдать выписку из выписки из решения Департамента социальной защиты населения Кемеровской области.
Впоследствии истец уточнил свои исковые требования к ответчику Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области: наряду с ранее заявленным требованием о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветерана труда» № от 20.02.2017 Департамента социальной защиты населения Кемеровской области, просил обязать ДСЗН Кемеровской области принять решение о включении в проект распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области о присвоении звания «Ветеран труда».
Определением суда от 21.06.2017 производство по делу по иску ФИО1 в части требований, заявленных к Заводскому отделу социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово, прекращено, в связи с отказом истца от иска.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июня 2017 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 просит решение суда отменить и принять новое решение.
В жалобе указывает, что суд при принятии решения применил закон, не подлежащего применению, нарушив тем самым конституционный принцип, закрепленный в ст. 54 Конституции РФ о том, что закон обратной силы не имеет.
Полагает, что право на присвоение звания «Ветеран труда» должно оцениваться по законодательству, действующему в момент возникновения оснований на получения звания «Ветеран труда» т.е. на момент выдачи 21.11.2016 Благодарности Министерства транспорта, а не на момент обращения с заявлением.
Следовательно, руководствоваться при принятии решения о наличии права на присвоение звания необходимо Приказом Минтранса России от 18.10.2005 № 130. Однако суд при определении законности принятого ДСЗН Кемеровской области решения руководствовался еще не вступившим в законную силу Приказом Министерства транспорта РФ от 30.09.2016 № 285.
Вместе с тем, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.09.2016 № 285 ухудшается положение лица, поскольку им исключается из числа ведомственных наград дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» ведомственная Благодарность Министерства транспорта РФ.
Таким образом, исходя из конституционного принципа недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность, и основанных на нем правовых позиций Конституционного Суда РФ Приказ Министерства транспорта РФ от 30.09.2016 № 285 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» не может иметь обратную силу, поскольку содержит норму права, вследствие которой ухудшается положение лица в праве на получение звания «Ветеран труда».
Кроме того, по мнению заявителя, суд неправильно истолковал приказ Минтранса России от 18.10.2005 № 130 и сделал вывод о том, что приказ не содержит указания на то, какие именно утвержденные им ведомственные награды Министерства транспорта РФ являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда», а значит применению не подлежит.
Отклоняя доводы истца о необходимости применения к возникшим правоотношениям положений Приказа Минтранса РФ от 18.10.2005 № 130, суд не указал, какой в данном случае нормативно-правовой акт подлежит применению.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца ФИО1 ФИО2, просившего решение суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 406/н от 21.11.2016 «О награждении работников организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта» ФИО1 - водителю автобуса ГП Кемеровской области «Кемеровская автоколонна № 1237» объявлена благодарность Министра транспорта Российской Федерации.
27.01.2017 истец ФИО1 обратился в Заводский отдел социальных выплат и льгот Администрации г. Кемерово с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив паспорт, копию благодарности Министра транспорта Российской Федерации, справки Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д. 35-45).
02.02.2017 документы ФИО1 были переданы из Заводского отдела социальных выплат и льгот администрации г. Кемерово в Департамент социальной защиты населения Кемеровской области.
Решением ДСЗН Кемеровской области № от 20.02.2017 истцу ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда», в связи с отсутствием у истца права на присвоение указанного звания (л.д. 35).
Данное решение было получено лично ФИО1 в Департаменте социальной защиты населения Кемеровской области 21.02.2017.
Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании вышеуказанного решения незаконным и возложении обязанность принять решение о включении в проект распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области о присвоении звания «Ветеран труда», суд первой инстанции исходил из того, что объявленная истцу Благодарность Министерства транспорта РФ обоснованно не принята во внимание ответчиком как ведомственный знак отличия Министерства транспорта Российской Федерации, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», следовательно, истцу законно отказано в присвоении указанного звания по мотивам отсутствия у истца права на присвоение соответствующего звания.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда правильным, основанным на нормах действующего законодательства и соответствующим обстоятельствам дела.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенной правовой нормы, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Следовательно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями).
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 7 федерального закона ветеранами труда являются награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. п. 1.1 п. 1 статьи 7 закона).
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 закона).
На территории Кемеровской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» регламентированы Законом Кемеровской области от 16.06.2006 № 78-03 «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», а также Положением о порядке присвоения звания «Ветеран труда», Положением об удостоверении «Ветеран труда» и инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений «Ветеран труда», утвержденными Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2006 № 177.
В соответствии с п.п. «а» п. 1.3 Положения, звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
К ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу), дающим в соответствии с настоящим подпунктом право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия».
Положение об учреждении ведомственных знаков отличия устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия.
Согласно п. п. 2, 3 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия.
В соответствии с подпунктам «в» и «е» п. 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.2016 № 285 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации», вступившему в законную силу 19.12.2016, к ведомственным наградам Министерства транспорта Российской Федерации относятся, в частности: нагрудный знак «Почетный работник транспорта России», Благодарность Министерства транспорта Российской Федерации.
Однако п. 3 указанного приказа установлено, что ведомственным знаком отличия Министерства транспорта Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», является только нагрудный знак «Почетный работник транспорта России».
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, на дату обращения истца с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» в соответствии с нормами действующего законодательства ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», являлся нагрудный знак «Почетный работник транспорта России».
Основания для вынесения решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» установлены п. 3.6 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утв. Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 06.09.2006 № 177.
В соответствии с п. 3.6.1 указанного Положения, основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» является отсутствие права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Кемеровской области от 16.06.2006 № 78-03 «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах, отказ ответчика в присвоении истцу звания «Ветеран труда» являлся правомерным, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имелось.
При этом доводам истца о необходимости применения к возникшим правоотношениям положений Приказа Минтранс РФ от 18.10.2005 № 130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта РФ» дана оценка, считать которую неверной у судебной коллегии оснований не имеется.
Как верно указал суд первой инстанции на дату обращения истца с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», приказ Минтранса России от 18.10.2005 № 130 (ред. от 23.09.2013) «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» утратил силу в связи с принятием приказа Министерства транспорта РФ от 30.03.2016 № 285 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации».
Более того, на дату обращения истца с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», которым предусматривалось, что Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда».
В соответствии с приказом Минтранса России от 18.10.2005 № 130, который как считает истец необходимо применить к спорным правоотношениям учреждены ведомственные награды Министерства транспорта Российской Федерации, к числу которых, были отнесены; нагрудный знак «Почетный работник транспорта России»; Благодарность Министра транспорта Российской Федерации и прочие.
При этом. как правильно отметил суд первой инстанции, данный приказ не содержал указания на то, что утвержденные им ведомственные награды Министерства транспорта Российской Федерации, являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда», а, следовательно, исходя из положений п. п. 1.1 ч.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» и Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 № 578, в редакциях, действовавших, как на дату обращения истца с заявлением о присвоении звания, так и на дату объявления истцу Благодарности Министерства транспорта Российской Федерации, приказ Минтранса России от 18.10.2005 № 130 не подлежал применению для регулирования отношений по присвоению звания «Ветеран труда».
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», а также на то, что имеет продолжительный трудовой стаж. Указанные доводы истца являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Сорокин
Судьи: Е.П. Проценко
Н.Л. Жуленко