ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-936/18 от 10.05.2018 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Дворцова Т.А.

Дело № 33-936/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Стальмахович О.Н.,

судей Полозовой А.А., Мелентьевой Ж.Г.,

при секретаре Пальминой Е.А.,

10 мая 2018 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавлов­ске-Камчат­ском гражданское дело по апелляци­онной жалобе Стороженко (до заключения брака - Энкиной) Н.Л. на решение Петропавловск-Камчатского город­ского суда Камчатского края от 25 января 2018 года, кото­рым постановлено:

Иск Энкиной Н.Л. о признании незаконным приказа Северо-Восточного территориального управления Федерального управления Федерального агентства по рыболовству № 44-Д от 29 августа 2017 года о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора – оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения Стороженко (Энкиной) Н.Л. и ее представителя Гладковой Н.Н., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, объяснения представителя Северо-Восточного территориального управления Федерального управления Федерального агентства по рыболовству Крыловой Н.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Энкина Н.Л. обратилась с иском к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее – Управление) о признании приказа № 44-Д от 29 августа 2017 года о наложении дисциплинарного взыскания незаконным.

В обоснование заявленных требований указала, что решением суда от 13 марта 2017 года она восстановлена на работе в Управлении в ранее замещаемой государственной должности государственной гражданской службы заместителя <данные изъяты>. Приказом № 137-л от 10 апреля 2017 года она была восстановлена в ранее замещаемой должности с 16 декабря 2016 года, копия указанного приказа получена ею по почте 18 мая 2017 года. Одновременно с сообщением о восстановлении на работе она получила запрос ответчика о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на нее и ее несовершеннолетнего ребенка за 2016 год, а также сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим размещалась общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать. Она направила в адрес ответчика запрашиваемые сведения и объяснительную записку по факту несвоевременного предоставления таких сведений. В связи с непредставлением ею сведений за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2016 года в срок до 30 апреля 2017 года начальником отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции составлены рапорты от 29 и 30 мая 2017 года на имя руководителя о назначении проверки в отношении нее, с целью соблюдения установленных запретов и ограничений, а также исполнения ею обязанностей, установленных Указом Президента РФ № 1065 от 21 сентября 2009 года. Приказами работодателя № 244 от 29 мая 2017 года и № 248 от 30 мая 2017 года в отношении нее назначены проверки по факту непредставления вышеуказанных сведений. Согласно решению комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов в СВТУ ФАР, оформленному протоколом № 1 от 3 августа 2017 года в отношении нее были установлены нарушения требований к служебному поведению и рекомендовано применить дисциплинарное взыскание. Приказом № 44-Д от 29 августа 2017 года за несоблюдение требований к служебному поведению, выразившемуся в непредставлении в установленный срок формы предоставления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в некорректной форме ее заполнения, она была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора. С вынесенным приказом не согласна, считая его незаконным и необоснованным, поскольку служебная проверка, послужившая основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, проводилась с нарушением норм действующего законодательства, состав комиссии незаконный, с результатами проверки по ее окончанию она ознакомлена не была. Полагает, что действиями ответчика были нарушены ее права, связанные с прохождением государственной гражданской службы, как разновидности осуществления трудовой деятельности гражданина.

Стороженко (Энкина) Н.Л. и ее представитель Гладкова Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представители Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кравченко М.Е., Крылова Н.В. полагали исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Стороженко (Энкина) Н.Л., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Обращает внимание, что приказ о восстановлении на работе по решению суда был издан работодателем 10 апреля 2017 года, то есть на момент окончания срока подачи сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим размещалась общедоступная информация, то есть по состоянию на 1 апреля 2018 года, она не была в установленном порядке восстановлена на работе. Кроме того, вышеуказанный приказ о восстановлении на работе был направлен работодателем только 10 мая 2017 года, получен ею по почте 18 мая 2017 года, что, по мнению истца, свидетельствует о злоупотреблении ответчиком правом. Все выплаты, связанные с нахождением ее на больничном, также производились работодателем после 10 мая 2017 года, до этого момента она не имела возможность судить о том, восстановлена она работе или нет. Считает неверным вывод суда об отсутствии у проступка, связанного с непредставлением сведений о сайтах. признаков малозначительности. Указывает, что комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в СВТУ ФАР 3 августа 2017 года рекомендовала применить к ней за совершенный дисциплинарный проступок дисциплинарное взыскание в виде замечания, вместе с тем, руководитель применил более строгое взыскание в виде выговора, ничем не мотивировав указанное решение. Обращает внимание на отсутствие умысла в непредставлении ею сведений о сайтах, поскольку на момент окончания срока подачи указанных сведений она фактически не была восстановлена на работе. Указывает на отсутствие оснований для рассмотрения на комиссии вопроса о несоблюдении ею требований об урегулировании конфликта интересов, в части не представления ею в установленный срок сведений о сайтах, при этом неправильное указание в повестке дня формулировки вопроса, по мнению заявителя, не является опиской, поскольку ведет к существенному искажению сути вопроса и нарушению прав гражданского служащего, имеющего право знать, в чем конкретно состоит его проступок. Указывает на намеренное затягивание ответчиком процедуры применения дисциплинарного взыскания за вышеуказанный проступок.

В возражениях на апелляционную жалобу Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.

Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы, порядок применения дисциплинарного взыскания установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.

В силу статьи 20.2 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий - ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего представляет представителю нанимателя сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу, а гражданскими служащими - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Положениями статьи 56 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что служебной дисциплиной на гражданской службе признается обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами налагаются взыскания, предусмотренные статьей 59.1 указанного закона.

Так, в соответствии с положениями статьи 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ на гражданского служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Порядок наложения на гражданских служащих взысканий за коррупционные правонарушения регламентирован статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, из содержания которой следует, что взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

Взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликта интересов. При этом, взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года № 1065 (далее - Положение).

Согласно пункту 10 Положения основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе, работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Данная проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении, срок может быть продлен до 90 дней (пункт 12 Положения).

В течение двух рабочих дней со дня получения решения о начале проведения проверки государственный служащий, в отношении которого начата такая проверка, должен быть уведомлен об этом в письменной форме. В течение семи рабочих дней со дня обращения государственного служащего, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с государственным служащим, – с ним проводится беседа, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке (пункт 22 Положения).

По окончании проверки Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или соответствующая кадровая служба обязаны ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне (пункт 23 Положения).

В свою очередь контролируемое лицо вправе давать письменные пояснения в ходе проверки, представлять дополнительные материалы и обращаться в Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или в соответствующую кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 22 настоящего Положения (пункт 24 Положения).

В соответствии с пунктом 28 Положения должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад, который может содержать выводы о применении к служащему мер юридической ответственности или об отсутствии оснований для применения к служащему мер юридической ответственности.

Пунктом 31 Положения определены права должностного лица, назначившего государственного служащего на должность федеральной государственной службы, согласно которому руководитель Управления вправе принять к государственному служащему меры юридической ответственности самостоятельно, без рассмотрения материалов проверки в соответствующей комиссии.

В силу статей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 14 мая 2015 года Стороженко (Энкина) Н.Л. принята на государственную службу в Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству на государственную должность федеральной государственной службы <данные изъяты>

На основании приказа № 704-л от 2 декабря 2016 года служебный контракт прекращен, истец с 15 декабря 2016 года освобождена от занимаемой должности в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

Решением суда от 13 марта 2017 года Стороженко (Энкина) Н.Л. была восстановлена в государственной должности федеральной государственной службы <данные изъяты> с 16 декабря 2016 года.

Приказом руководителя Управления № 44-Д от 29 августа 2017 года Энкина Н.Л. за несоблюдение требований к служебному поведению, выразившееся в непредставлении в установленный срок в отдел государственной службы и кадров и противодействия коррупции формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в некорректной форме заполнения указанной формы, привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Основание: доклад о результатах проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, а также протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2017 года № 1.

Как видно из материалов дела, 30 мая 2017 года на имя руководителя Северо-Восточного территориального Управления Федерального агентства по рыболовству поступил рапорт начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции о непредставлении истцом в срок до 1 апреля 2017 года сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим размещалась общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2016 года.

Приказом от 30 мая 2017 года № 248 в отношении Энкиной Н.Л. назначена проверка по факту непредставления вышеуказанных сведений, о чем она была уведомлена 30 мая 2017 года и ей предложено представить письменные объяснения, которые истец представила 1 июня 2017 года.

По результатам проверки по фактам, изложенным в рапорте начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции утвержден протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов о результатах проверки, подтвердивших факт непредставления истцом в установленный срок сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2016 года, а после их представления 18 мая 2017 года, адреса размещения общедоступной информации в сети «Интернет» были указаны неверно. С результатами проверки истец ознакомлена 28 июля 2017 года.

Установив указанные обстоятельства и дав им верную оценку с учетом норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе Стороженко (Энкиной) Н.Л. в удовлетворении требований о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным, так как у ответчика имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, поскольку был соблюден установленный законом порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, факт совершения истцом дисциплинарного проступка нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, письменные объяснения у истца были истребованы, сроки применения дисциплинарного взыскания ответчиком были соблюдены, при выборе меры дисциплинарного воздействия были учтены степень вины и обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, его тяжесть, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

В этой связи, оснований не согласиться с решением суда, постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и верном применении норм материального и процессуального права, у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что приказ о восстановлении на работе по решению суда был издан работодателем после окончания срока подачи сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно 10 апреля 2017 года и получен истцом по почте 18 мая 2017 года, являлся предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонен, учитывая, что истец лично присутствовала при вынесении решения суда от 13 марта 2017 года о восстановлении на работе, достоверно зная о восстановлении ее в государственной должности федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела бюджетного учета, экономики и финансов Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству с 16 декабря 2016 года, в оспариваемый период предоставляла больничные листы для оплаты, 24 марта 2017 года обращалась с заявлением о предоставлении отпуска, таким образом, совершая действия связанные с реализацией трудовых прав.

Доводыапелляционной жалобы о том, что при назначении наказания не учтены рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в СВТУ ФАР о применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде замечания, несостоятельны и не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения, поскольку предложение комиссии по применению дисциплинарного взыскания носит рекомендательный характер, при применении к истцу указанного взыскания ответчиком были учтены характер совершенного нарушения и принцип соразмерности наказания.

Довод истца об отсутствии умысла в непредставлении сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в установленный законом срок, не может быть принят во внимание, поскольку мотивы и цель данного поступка не имеют правового значения для наступления соответствующей ответственности государственного служащего.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Учитывая, что нарушений норм процессуального права, которые могли бы по­влиять на правильность постановленного решения, судом не допущено, судебная коллегия полагает решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, су­дебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи