ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-937/2017 от 13.04.2017 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья <данные изъяты> Дело №33-937/2017 Докладчик Литвинова Т.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Литвиновой Т.Н.,

судей областного суда Шептуновой Л.П. и Карпова А.В.,

при секретаре А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Сахалинской области о признании решения об отказе в государственной регистрации незаконным, возложении обязанности зарегистрировать право собственности

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Южно-Сахалинского городского суда от дата, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Литвиновой Т.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

датаФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Сахалинской области о признании решения об отказе в государственной регистрации недействительным, возложении обязанности зарегистрировать право собственности.

В обоснование заявленных требований указал, что обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на построенный им индивидуальный жилой дом, в чем ему было отказано решением от дата ввиду отсутствия разрешительной документации на строительство объекта недвижимости. Поскольку до дата разрешение на ввод объекта недвижимости индивидуального жилищного строительства не требуется, а этажность жилого дома определяется по числу надземных этажей, считает отказ в регистрации права собственности на жилой дом незаконным. Просил признать решение об отказе в государственной регистрации от дата незаконным, обязать ответчика зарегистрировать право собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>.

Определением суда от дата к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Южно-Сахалинска и Департамент землепользования города Южно-Сахалинска.

Судом принято приведенное выше решение, на которое ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. Считает, что этажность жилого дома должна определяться по количеству надземных этажей, поэтому при строительстве индивидуального жилого дома, имеющего три этажа, проектная документация для регистрации права собственности на такой объект недвижимости не требуется.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истца ФИО3 и ФИО2 настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам, представитель Управления Росреестра по Сахалинской области ФИО4, представитель администрации города Южно-Сахалинска и Департамента землепользования города Южно-Сахалинска ФИО5 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением мэра города Южно-Сахалинска от датаФИО6 в аренду предоставлен для строительства индивидуального жилого дома земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> квадратных метра и заключен соответствующий договор аренды земельного участка от дата.

датаФИО6 передал права по указанному договору аренды земельного участка ФИО1, с которым МИЗО Сахалинской области заключило дополнительные соглашения к договору аренды.

Данный земельный участок в установленном порядке поставлен на кадастровый учет с разрешенным видом использования: для строительства индивидуального жилого дома и в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право аренды на данный земельный участок за ФИО1 Право пользования истца на земельный участок подтверждено и ответчиком не оспаривается.

дата истец обратился в Управление Росреестра по Сахалинской области с заявлением о регистрации за ним права собственности на жилой дом, кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. К заявлению приложены кадастровый паспорт объекта недвижимости и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

дата письмом ФИО1 отказано в регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимости в связи с тем, что в соответствии с кадастровым паспортом, заявленный объект имеет 4 этажа и площадь <данные изъяты> кв.м., а в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию площадь объекта составляет <данные изъяты> кв.м. и 3 этажа. Другие документы, устраняющие указанные противоречия, не представлены.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 не представлено в регистрирующий орган документов, подтверждающих факт создания жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м. и этажностью с учетом подземных этажей 4, в связи с чем отказ в государственной регистрации права собственности признал законным и обоснованным.

С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На основании части 3 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под объектами индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

В соответствии с Приложением №1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04 августа 1998 года №37, этажность жилого дома должна определяться по числу надземных этажей.

Согласно статье 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ранее действовавшей редакции) предусматривались особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.

Исходя из положений части 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ, указанная норма распространяется: на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство; на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 приведенного Федерального закона, для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Согласно пункту 4 статьи 25.3 Закона о регистрации, документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, и содержит описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанный документ самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

В пункте 5 статьи 25.3 Закона о регистрации указано, что истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 данной статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что для регистрации в упрощенном порядке индивидуального жилого дома необходимо чтобы он не превышал более трех этажей, а также чтобы имелись правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором возведен такой дом. До 01 марта 2018 года не требуется предоставления для регистрации разрешения на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию и оно не запрашивается регистрирующим органом.

Из материалов дела следует, что правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером , на котором находится спорный индивидуальный жилой дом, на момент обращения ФИО1 с заявлением о регистрации права собственности на недвижимое имущество имелись у ответчика.

К своему заявлению о регистрации права собственности от дата истец приложил кадастровый паспорт на жилой дом с кадастровым номером и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, предоставление которого в соответствии с приведенными выше нормами права не требовалось.

В кадастровом паспорте от дата на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в разделе «этажность» указано количество этажей 4, количество подземных этажей 1.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 28 декабря 2012 года №831 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории» (в редакции, действовавшей до 01 января 2015 года), в разделе 4 кадастрового паспорта указывается общее число этажей здания или сооружения, отдельно в строке «количество подземных этажей» указывается число подземных этажей (этажей при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения) и уровней в подвале.

С 01 января 2015 года по 01 января 2017 года действовал Приказ Минэкономразвития России от 25 августа 2014 года №504 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории», согласно которому в разделе 5 кадастрового паспорта указывается общее число этажей здания или сооружения, а также через запятую, начиная со слов «а также подземных» число подземных этажей (этажей при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения) и уровней в подвале.

Таким образом, принимая во внимание, что этажность жилого дома должна определяться по числу надземных этажей, представленный истцом в регистрирующий орган кадастровый паспорт, оформленный в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями, подтверждал, что возведенный ФИО1 жилой дом не превышает трех этажей.

Данное обстоятельство подтверждено и письмом Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области от дата (листы дела <данные изъяты>) в рамках рассмотрения заявления истца о регистрации права собственности на жилой дом от дата.

При таких данных, когда у регистрирующего органа имелись правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором возведен индивидуальный жилой дом, представлены были документы о том, что дом не превышает трех этажей, а разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требовалось, у суда не имелось оснований для признания правомерным отказа в регистрации права собственности ФИО1 на недвижимое имущество и для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В связи с изложенным, обжалуемое судебное постановление подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Южно-Сахалинского городского суда от дата отменить.

Исковые требования ФИО1 к Управлению Росреестра по Сахалинской области о признании решения об отказе в государственной регистрации незаконным, возложении обязанности зарегистрировать право собственности удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области об отказе в государственной регистрации права собственности, изложенное в письме от дата.

Возложить на Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области обязанность зарегистрировать за ФИО1 право собственности на индивидуальный жилой дом кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Председательствующий Т.Н. Литвинова

Судьи Л.П. Шептунова

ФИО7