ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9389 от 09.09.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Полыгалов В.С.

№ 33-9389

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Судневой В.Н., судей Овчинниковой Н.А., Степанова П.В., при секретаре Мальцевой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 09 сентября 2015 г. дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Осинского районного суда Пермского края от 25 июня 2015 г., которым постановлено:

В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным решения призывной комиссии Осинского муниципального района - протокола №1/У от 08.04 2015 г о признании ФИО2 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении в запас; обязании ФКУ «Военный комиссариат Пермского края, отдел по Осинскому и Еловскому районам», выдать ему военный билет, - отказать

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя ФИО2 - ФИО1, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился с заявлением, просил признать незаконным решение призывной комиссии Осинского муниципального района, изложенного в протоколе №1/У от 08.04.2015 г., о признании его не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных основании, зачислении в запас; возложить обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Пермского края, отдел по Осинскому и Еловскому районам» выдать ему военный билет. В обоснование заявленных требований указал, является годным к военной службе с незначительными ограничениями. 08.04.2015 г. он прибыл в военкомат для получения военного билета, так как достиг 27 лет.

08.04.2015 г. призывной комиссией Осинского муниципального района принято оспариваемое решение, которое он считает незаконным, поскольку у призывной комиссии отсутствовали правовые основания для признания его уклонистом от прохождения военной службы. Он никогда не уклонялся от явки в призывную комиссию, состоял на учете с 21.01.2004 г. В последующем никаких повесток заявитель не получал, к административной, уголовной ответственности за уклонение от воинской обязанности не привлекался. Порядок выдачи справки по форме №1-У установлен Приказом Министра обороны РФ № 495 от 18.07.2014 г, который вступил в силу 26.12.2014 г., то есть после достижения заявителем возраста 27 лет, дающего право на получение военного билета.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ФИО2, указывая, что у призывной комиссии отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, поскольку повесток о призыве на военную службу он не получал. Считает, что имеются основания для выдачи ему военного билета. Также ссылается на иную судебную практику по аналогичному вопросу.

В возражениях на апелляционную жалобу Призывная комиссия Осинского муниципального района просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.

С такой же просьбой поступили возражения на апелляционную жалобу от ФКУ «Военный комиссариат Пермского края, отдел по Осинскому и Еловскому районам».

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оставляет его без изменения.

На основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе). На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1 ст. 28 указанного Закона (пункт вступил в силу с 01.12.2014 г.) при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Согласно пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663 (в редакции Постановления Правительства РФ от 20.05.2014 г.), при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

На основании Указов Президента РФ от 31.03.2014 года N 189, от 30.09.2014 года № 647 в периоды с 01 апреля по 15 июля 2014 г. и с 1 октября по 31 декабря 2014 г. осуществлялись призывы на военную службу граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Законом N 53-ФЗ призыву на военную службу.

Судом установлено, материалами гражданского дела, а также личного дела призывника, подтверждается, что ФИО2, дата рождения, поставлен на воинский учет с 21.01.2004 г. и подлежал призыву на военную службу до достижения им 27 лет, то есть до дата.

До достижения возраста 27 лет ФИО2 не прошел военную службу по призыву.

08.04.2015 г. ФИО2 прибыл в ФКУ «Военный комиссариат Пермского края, отдел по Осинскому и Еловскому районам» районам, для получения военного билета, так как достиг возраста 27 лет.

08.04.2015 г. призывной комиссией Осинского муниципального района принято решение о том, что ФИО2 не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Решение оформлено протоколом № 1/У от 08 04 2015 г.

Эти обстоятельства заявитель апелляционной жалобы не оспаривает.

Разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что у призывной комиссии имелись законные основания для вынесения оспариваемого решения.

Доводами апелляционной жалобы выводы суда не опровергаются.

Ссылки в жалобе на то, что после 01.01.2014 г. заявитель не получал повесток, а также на то, что он с 2007 г. работал вахтовым методом, в связи чем по 30 дней не проживал по адресу регистрации, не указывают на наличие законных оснований для не прохождения заявителем военной службы по призыву с 01 января 2014 года.

Статья 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" закрепляет обязанности граждан по воинскому учету, к которым, в частности, относятся обязанности:

состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;

сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;

В данном случае в личном деле призывника ФИО2 отсутствуют сведения о том, что он, как лицо, подлежащее призыву на военную службу в соответствии с выше приведенными Указами Президента РФ, исполнил свою обязанность по уведомлению Военного комиссариата о наличии у него места работы, о последующих изменениях мест работы.

Суд правильно установил, что заявитель многократно извещался повестками по месту регистрации, которые вручить не удалось причине отсутствия заявителя дома.

Вместе с тем, сами по себе факты направления и получения призывником повесток не являются юридически значимыми в данном случае. Значение имеет обязанность лица состоять на воинском учете в период призывов на военную службу в соответствии с Указами Президента РФ и наличие либо отсутствие у призывника законных оснований к не прохождению военной службы после 01.01.2014 г. и до достижения им возраста 27 лет. Такие основания перечислены в п. 1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Доказательств, что такие основания имелись у ФИО2, который подлежал призыву на военную службу, в дело не представлены.

Ссылка в жалобе необходимость выдачи заявителю жалобы военного билета, со ссылкой на то, что Приказ Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета», предусматривающий выдачу справки по форме N 1/У взамен военного билета, не подлежит применению, как неопубликованный нормативный правовой акт, несостоятельна. Доводы жалобы опровергаются тем, что публикация указанного Приказа произведена в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 50 от 15.12.2014 г. Тем самым Приказ опубликован надлежащим образом.

Ссылка в жалобе на иную судебную практику по данному вопросу несостоятельна, поскольку фактические обстоятельства, приведенные в судебном акте, на который ссылается заявитель, не аналогичны обстоятельствам настоящего дела.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к иному толкованию законодательства и выводов суда первой инстанции не опровергают. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильное применение норм материального или процессуального права, повлекших принятие незаконного решения.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу ФИО2 на решение Осинского районного суда Пермского края от 25 июня 2015 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: