Судья Шевердова Н.А. | № 33-939-2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Мурманск | 05 апреля 2017 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | ФИО2 ФИО3 |
при секретаре | ФИО4 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения «Алакурттинский психоневрологический интернат» о признании, как за специалистом, работающим и проживающим в сельском населенном пункте, права на предоставление мер социальной поддержки в 2015 году
по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 19 января 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска ФИО5 к Государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения «Алакурттинский психоневрологический интернат» о признании за ФИО5, специалистом, работающим и проживающим в сельском населенном пункте, права на предоставление мер социальной поддержки в 2015 году в соответствии с положениями Закона Мурманской области от 27.12.2004 № 561-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», принятого Мурманской областной Думой 16.12.2004, а также взыскании *** руб., в счет возмещения судебных расходов, отказать».
Заслушав доклад председательствующего, объяснения ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО5 обратилась в суд с иском к Государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения «Алакурттинский психоневрологический интернат» (далее по тексту – Алакурттинский ПНИ) о признании за ней, как за специалистом, работающим и проживающим в сельском населенном пункте, права на предоставление мер социальной поддержки в 2015 году.
В обоснование иска указала, что работает в должности главного бухгалтера Алакурттинского ПНИ и постоянно проживает в селе .... Как специалисту, работающему и проживающему в сельском населенном пункте, ей предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, производится ежемесячная жилищно-коммунальная выплата в соответствии с Законом Мурманской области от 27 декабря 2004 года № 561-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа». Алакурттинским ПНИ ей было направлено требование о возврате выплаченной за 2015 год ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, как незаконной. Считала данное требование противоречащим действующему законодательству, поскольку право на предоставление ей данной выплаты предусмотрено положениями названного выше Закона Мурманской области, занимаемая ею должность главного бухгалтера включена в Перечень должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки и (или) установление повышенных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) в соответствии с Законом Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», утвержденный постановлением Правительства Мурманской области № 86-ПП от 01 марта 2011 года.
Просила суд признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки в 2015 году в соответствии с положениями Закона Мурманской области от 27 декабря 2004 года № 561-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа».
Определением суда от 22 декабря 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Министерство социального развития Мурманской области.
В судебном заседании истец иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Алакурттинский психоневрологический интернат» просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Министерства социального развития Мурманской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В представленном письменном отзыве на иск указал, что правовых оснований для его удовлетворения не имеется.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО5 просит решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить.
В апелляционной жалобе истец приводит доводы, изложенные в исковом заявлении, указывая на то, что имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Мурманской области от 27 декабря 2004 года № 561-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа».
С учетом положений статьи 1 данного Закона, а также того обстоятельства, что занимаемая ею должность главного бухгалтера включена в Перечень должностей специалистов, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», утвержденный постановлением Правительства Мурманской области № 86-ПП от 01 марта 2011 года, находит необоснованным вывод суда первой инстанции в решении о том, что она, как главный бухгалтер, не имела право на получение ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты со ссылкой на пункт 6 части 2 статьи 3 Закона № 561-01-ЗМО.
Ссылку суда в решении на Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации № 247н от 29 мая 2008 года «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» также считает необоснованной, поскольку данное постановление издано в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации с целью отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, а не утверждение общеотраслевого перечня.
В отзыве Государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения «Алакурттинский психоневрологический интернат» и Министерство социального развития Мурманской области просят решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Министерства социального развития Мурманской области, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица, поскольку его неявка не является препятствием к судебному разбирательству.
В соответствии со статьей 327.1 части 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО5 постоянно зарегистрирована и проживает по адресу: ..., что подтверждается справкой формы № 9 от _ _ года № *. С _ _ года по настоящее время ФИО5 на основании трудового договора № * от _ _ года, в редакции дополнительного соглашения к договору от _ _ года, состоит в трудовых отношениях с Алакурттинским ПНИ, работая в должности главного бухгалтера.
Из пункта 1.1 Устава Алакурттинского ПНИ следует, что учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления функций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения. Предметом деятельности учреждения является предоставление социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, целью деятельности - предоставление гражданам социальных услуг, направленных на улучшение условий их жизнедеятельности.
Правовое регулирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа в Мурманской области, осуществляет Закон Мурманской области № 561-01-ЗМО от 27 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и в поселках городского типа» (далее – Закон № 561-01-ЗМО).
С апреля 2010 года указанные меры предоставляются специалистам в денежной форме в виде ежемесячной жилищно – коммунальной выплаты (далее ЕЖКВ) по месту жительства или по месту пребывания специалистов.
В статье 1 Закона № 561-01-ЗМО (в редакции Законов Мурманской области от 15.05.2008 N 960-01-ЗМО, от 20.12.2013 N 1704-01-ЗМО) закреплено, что меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям граждан, являющимся специалистами социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи и работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области в государственных областных или муниципальных учреждениях (организациях).
В целях реализации настоящего Закона в пункте 2 статьи 1 закреплено понятие «специалисты». К специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи относятся все специалисты, имеющие среднее общее образование или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и соответствующие требованиям квалификационной характеристики по должности, среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, высшее образование или незаконченное высшее образование, а также руководители государственных областных и муниципальных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям квалификационной характеристики по должности.
Анализ данного закона позволяет сделать вывод о том, что для получения мер социальной поддержки требуется наличие следующих условий: занимаемые гражданами должности должны относиться к категориям «специалисты» или «руководители»; руководители должны соответствовать требованиям квалификационной характеристики по должности.
В силу части 3 статьи 1 Закона № 561-01-ЗМО перечень должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях (организациях), имеющих право на получение мер социальной поддержки и (или) установление повышенных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), утверждается Правительством Мурманской области.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 561-01-ЗМО (в ред. Закона Мурманской области от 20.12.2013 N 1704-01-ЗМО) специалистам, указанным в статье 1 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения (в государственном или муниципальном жилищном фонде, а педагогическим работникам - независимо от формы собственности жилищного фонда) и (или) по оплате коммунальных услуг (независимо от формы собственности жилищного фонда) при условии проживания в сельских населенных пунктах или поселках городского типа (педагогическим работникам государственных областных учреждений (организаций) и специалистам государственных областных образовательных организаций - независимо от места проживания).
Указанные меры социальной поддержки предоставляются по месту жительства или месту пребывания данных лиц в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
Пунктом 2 статьи 3 Закона № 561-01–ЗМО (в ред. от 19.12.2014 и 09.04.2015) определен конкретный перечень специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, государственной ветеринарной службы, социального обслуживания населения и образовательных организациях, которым гарантируется предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно – коммунальных услуг в виде ЕЖКВ (при этом одновременно они также должны отвечать критериям пункта 2 статьи 1 Закона № 561-01-ЗМО):
1) специалистам в области культуры и искусства, работающим в учреждениях культуры и искусства, организациях социального обслуживания, образовательных организациях, медицинских организациях;
2) социальным работникам учреждений социального обслуживания, образовательных организаций, медицинских организаций;
3) медицинским и фармацевтическим работникам учреждений физической культуры и спорта, социального обслуживания населения, образовательных организаций, медицинских организаций;
4) специалистам ветеринарной службы;
5) педагогическим работникам образовательных организаций, учреждений физической культуры и спорта, социального обслуживания населения, культуры и искусства, медицинских организаций;
6) специалистам, осуществляющим профессиональную деятельность по общеотраслевым должностям служащих в государственных областных и муниципальных учреждениях культуры и искусства, социального обслуживания населения, образовательных организаций, медицинских организациях;
7) специалистам государственных областных образовательных организаций;
8) специалистам учреждений бытового обслуживания, физической культуры и спорта, связи;
9) пенсионерам из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 7 настоящего пункта.
Системный анализ законодательства не позволяет отнести граждан, занимающих должность «главный бухгалтер», ни к одной из перечисленных групп специалистов, в том числе к специалистам, осуществляющим профессиональную деятельность по общеотраслевым должностям служащих.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 247н от 29 мая 2008 года утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, среди которых должность «главный бухгалтер» не поименована. При этом, документ содержит рекомендацию, согласно которой из указанных профессиональных групп исключены случаи, когда должность с наименованием «главный» является составной частью должности руководителя или заместителя руководителя организации либо исполнение функций по должности специалиста с наименованием «главный» возлагается на руководителя или заместителя руководителя организации.
В соответствии с кодами категорий Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (принят постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367) должность главного бухгалтера отнесена к категории «руководители» должностей служащих.
Перечень должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях (организациях), имеющих право на получение мер социальной поддержки и (или) установление повышенных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 01.03.2011 № 86-ПП, разработан исключительно в целях Закона № 561-01-ЗМО. В него включены те наименования должностей специалистов, которые подпадают под действие пункта 2 статьи 3 Закона № 561-01-ЗМО в редакции, действовавшей в 2015 году, в связи с чем должность «главный бухгалтер» включена в Перечень в отношении специалистов в области культуры и искусства, специалистов ветеринарной службы, специалистов государственных областных образовательных учреждений.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что до вступления в силу Закона Мурманской области от 27.05.2016 № 2018-01-ЗМО "О внесении изменений в Законы Мурманской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Мурманской области"» (вступил в силу 30.05.2016) граждане, занимающие в организациях социального обслуживания населения должности по категории «руководитель», включая должность главного бухгалтера, не были поименованы в пункте 2 статьи 3 Закона № 561-01-ЗМО и под действие Закона в части предоставления ежемесячной жилищно – коммунальной выплаты не подпадали и права на нее не имели. На основании анализа законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе истцу в иске, приведя этому убедительные мотивы в решении.
На правильность принятого решения указывает и то, что в Закон Мурманской области от 27.12.2004 N 561-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа" в статью 3 новым законодательным актом субъекта внесены изменения и абзац первый подпункта 2 статьи 3 ЗМО №561-01–ЗМО, регламентирующей предоставление специалистам ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, изложен в следующей редакции: «социальным работникам и руководителям организаций социального обслуживания граждан; социальным работникам образовательных организаций, медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Мурманской области, уполномоченному в сфере охраны здоровья».
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не содержат указаний на обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследованные судом первой инстанции, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения суда, а повторяют правовую позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таком положении, судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 19 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО5 – без удовлетворения.
председательствующий: судьи: |