Судья Жарков А.Л. Дело № 33-9396/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2014 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Жиляевой О.И.,
судей: Варламовой Н.В., Корниенко Г.Ф.,
при секретаре: ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Варламовой Н.В. гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному учреждению УСЗН по Шолоховскому району Ростовской области о признании права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания и о признании предоставления ФИО1 в органы УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации » по апелляционным жалобам ФИО1, УСЗН Администрации Шолоховского района Ростовской области на решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 24 апреля 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, с учетом уточненных исковых требований, обратился в суд с иском к МУ УСЗН по Шолоховскому району Ростовской области о признании за ним права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания и о признании предоставления ФИО1 в органы УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ».
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является инвалидом с детства и не проживает в доме по месту регистрации по ул.ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Ростовской области, поскольку указанный дом был полностью уничтожен в результате пожара 11 апреля 2000 года. С 11.04.2000 года ему приходилось снимать жилье у частных лиц, так как муниципального жилья в Шолоховском районе не строится. Субсидии на приобретение жилья не предоставляется. Его родителям приходилось оплачивать проживание с пенсии инвалидов. В связи с отсутствием регистрации по месту аренды жилого помещения на протяжении 14 лет его права, как инвалида, в предоставлении ему льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического пребывания ответчиком нарушены. Ввиду отсутствия регистрации по месту фактического проживания истец воспользоваться льготами не может.
Истец ФИО1, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, и его представитель ФИО1, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования и просили их удовлетворить.
Представитель МУ УСЗН Администрации Шолоховского района Ростовской области исковые требования истца не признал.
Решением Шолоховского районного суда Ростовской области от 24 апреля 2014 г. исковые требования ФИО1 (ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения) к муниципальному учреждению УСЗН по Шолоховскому району Ростовской области о признании права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания и признании предоставления ФИО1 в органы УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» удовлетворены частично.
Суд признал за ФИО1, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, право на льготы, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по месту фактического проживания.
В остальной части иска - отказал.
Истец и ответчик обжаловали решение в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 ставит вопрос об отмене постановленного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Истец в жалобе указывает, что ссылки суда на положения Постановления Правительства Ростовской области от 09.12.2011 года № 212 снижают уровень правовых гарантий в сфере социальной поддержки граждан и являются несостоятельными. Истец приводит в обоснование апелляционной жалобы ссылки на нормы федерального законодательства, регулирующего правоотношения в части права инвалидов на получение мер социальной поддержки (льгот) по оплате жилья и коммунальных услуг, полагая, что действиями ответчика нарушено его право, как инвалида с детства, на получение мер социальной поддержки по месту его фактического пребывания, поскольку заключением межведомственной комиссии Шолоховского района Ростовской области от 13.01.2014 года жилой дом по ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Ростовской области, в котором до настоящего времени зарегистрирована вся семья Б-ных в составе 5 человек, признан непригодным для проживания, в связи с пожаром в 2000 году, уничтожившим жилой дом. Факт пожара домовладения за 14 лет никем не оспаривался.
В апелляционной жалобе УСЗН Администрации Шолоховского района Ростовской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда в части признания права истца на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации », как незаконного и необоснованного.
В обоснование апелляционной жалобы УСЗН Администрации Шолоховского района Ростовской области выражает несогласие с выводами суда первой инстанции в части удовлетворенного искового требования ФИО1, указывает на то, что судом не учтены положения Постановления Правительства Ростовской области от 09.12.2011 года № 212 «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву», которыми определен порядок финансового обеспечения государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов по оплате жилищно-коммунальных услуг, путем предоставления районным бюджетам субвенций из областного бюджета в пределах поступающих субвенций из федерального бюджета, а так же порядок предоставления инвалидам мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг. Меры социальной поддержки предоставляются на срок регистрации по месту жительства или пребывания. По мнению ответчика, назначение мер социальной поддержки ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту фактического проживания не представляется возможным, т.к. судом не учтено, что УСЗН Администрации Шолоховского района только обеспечивает реализацию переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области социальной поддержки населения Шолоховского района.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении судебных извещений (л.д.77-79), заявлений о причине неявки в материалы дела стороны не представили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон с учетом положений ст.ст.167,327 ГПК Российской Федерации.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб (ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец ФИО1, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, является инвалидом с детства. Согласно справке МСЭ ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА истцу повторно с 17.06.2009 года установлена бессрочно инвалидность третьей группы, причиной которой указана инвалидность с детства, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у истца права на меры социальной поддержки (льготы) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с нормами Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Истец не проживает по месту регистрации по ул. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Ростовской области в связи с тем, что жилой дом по указанному адресу уничтожен в связи с пожаром в 2000 году. Фактически истец проживает с семьей в стИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в жилых помещениях частного жилищного фонда на основании заключаемых с собственниками этих помещений договоров найма (аренды).
Ответчик начисление ежемесячной денежной выплаты по таким коммунальным услугам как водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение истцу не производит в связи с отсутствием регистрации по месту фактического проживания.
В суде первой инстанции ответчик не оспаривал, что проживание истца по месту регистрации в хИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА невозможно по объективным причинам, а также не оспорены те обстоятельства, что ФИО1,[ФИО]8 года рождения, фактически проживает по адресу ст. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и оплачивает соответствующие коммунальные услуги по месту фактического проживания, что ответчиком не опровергнуто.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 2, 7, 39, пунктов «б», «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 31 ЖК Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации », Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, учитывал Положения о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального Фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых той категории граждан, к которой относится ФИО1 (утвержденные соответственно Постановлениями № 537 от 31 декабря 2004 г. Администрации Ростовской области и № 212 от 9 декабря 2011 г. Правительства Ростовской области), Постановление Правительства Ростовской области от 23.07.2012 года № 666 «Об установлении региональных стандартов стоимости жилищных и коммунальных услуг для расчета компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», исходил из вышеуказанных установленных фактических обстоятельств дела и пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в части признания права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции и полагает решение суда в указанной части удовлетворенных требований истца законным и подлежащим оставлению без изменения, а доводы апелляционной жалобы УСЗН Администрации Шолоховского района Ростовской области в обжалуемой части решения находит несостоятельными и подлежащими отклонению, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется законодателем исходя из специфики конкретных правоотношений.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который, в частности, устанавливает меры социальной поддержки названной категории граждан.
Часть тринадцатая статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающая меру социальной поддержки для инвалидов, направлена на повышение уровня их социальной защищенности.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с изменением полномочий субъектов Российской Федерации, а также переходом от натуральной формы предоставления льгот на денежную компенсацию внесены изменения в федеральное законодательство, регламентирующее вопросы предоставления мер социальной поддержки определенным категориям граждан, включая категории граждан, на которых распространяется действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Между тем, право указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов жилой площади и коммунальных услуг (для инвалидов - скидка не ниже 50 процентов) было сохранено (абзац 13 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Нормы указанного закона, определяющие условия предоставления мер социальной поддержки, изменения не претерпели.
Так, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Как видно из положений пункта 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, для получения льготы необходимо предъявление справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Предоставление мер социальной поддержки осуществляется ответчиком с 01 января 2012 года в порядке, установленном Постановлением Правительства Ростовской области от 09 декабря 2011 г. № 212 «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву», исходя из региональных стандартов стоимости жилищных и коммунальных услуг, установленных Постановлением Правительства Ростовской области от 23 июля 2012 г. № 666.
В соответствии с действующими на территории области Положениями о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из Федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых той категории граждан, к которой относится ФИО1, меры социальной поддержки инвалидам могут предоставляться как по месту их регистрации, так и по месту пребывания, подтвержденных соответствующими документами.
Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.20) определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» аналогично определяет место жительства как жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).
Как усматривается из материалов дела, УСЗН не оспаривало, что проживание истца по месту регистрации в х. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА невозможно в силу объективных причин, фактически ФИО1 проживает по ул. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ответчиком не опровергнут тот факт, что истец оплачивает соответствующие коммунальные услуги по месту фактического проживания.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы УСЗН Администрации Шолоховского района Ростовской области, следует признать несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Вместе с тем, судебная коллегия, исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, с учетом установленных обстоятельств дела, не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе истцу в удовлетворении искового требования о признании предоставления ФИО1 в органы УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации », и полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в указанной части с вынесением в отмененной части нового решения об удовлетворении данного искового требования ФИО1, исходя из доводов апелляционной жалобы ФИО1 в указанной части.
Как указал в решении суд первой инстанции Постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 года № 212, определяющим порядок предоставления определенным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг, предусмотрен необходимый перечень документов для представления гражданами, обратившимися в УСЗН по вопросу предоставления им мер социальной поддержки.
Вывод суда о том, что представление истцом - инвалидом перечисленных в указанном перечне документов является обязательным условием для начисления и выплаты денежной компенсации, и выполнение этого требования не нарушает право истца на получение мер социальной поддержки, поскольку указанные положения это право не отменяют и не ухудшают его, судебной коллегией признается несостоятельным.
При рассмотрении указанных требований суд первой инстанции не принял во внимание положения, содержащиеся в статье 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.
Судом не учтено, что предоставление мер социальной поддержки такой категории граждан, как инвалиды, является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.
Поэтому правомерность установления региональным законодательством любых дополнительных условий, необходимых для реализации права на получение мер социальной поддержки в виде 50-процентной оплаты жилья и коммунальных услуг за счет федерального бюджета, в случае возникновения спора должна оцениваться судом с учетом положений ч. 2 ст. 11 ГПК Российской Федерации, устанавливающих требование о применении судами при разрешении гражданского дела норм правового акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности и удовлетворении заявленного требования ФИО1 - инвалида о признании предоставления истцом в органы УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ».
Право инвалидов на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является непосредственно действующим. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение мер социальной поддержки, кроме тех, которые обозначены в указанном выше акте Правительства Российской Федерации федеральное законодательство не содержит.
Поскольку в соответствии с нормами Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п.15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, истребование ответчиком иных документов, перечень которых установлен региональным законодательством и которые необходимо представить истцу - инвалиду, имеющему право на получение меры социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за счет федерального бюджета, является возложением на ФИО1, дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим федеральным законодательством, и фактически ставит получение названной меры социальной защиты в зависимость от исполнения истцом этих обязанностей.
Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования ФИО1 о признании предоставления истцом в УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подлежит отмене с вынесением в указанной части требований нового решения об удовлетворении данного требования истца.
В остальной части решение суда является законным и подлежит оставлению без изменения.
По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к повторному изложению его правовой позиции в возражениях на иск и не содержат доводов, свидетельствующих о незаконности решения в обжалуемой части, основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 24 апреля 2014 года в части отказа в удовлетворении искового требования ФИО1 о признании предоставления истцом в УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отменить.
Постановить в отмененной части новое решение, которым:
«Признать предоставление инвалидом ФИО1,ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, в МУ УСЗН Администрации Шолоховского района Ростовской области справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».».
В остальной части решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 24 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Администрации Шолоховского района Ростовской области
- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: