Судья Китюх В.В.
Судья-докладчик Бутина Е.Г. | по делу № 33-9397/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 октября 2018 года
г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бутиной Е.Г.,
судей Гуревской Л.С. и Жигаева А.Г.,
при секретаре Даудовой Л.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Алзамайского муниципального образования, Российской Федерации к администрации Алзамайского муниципального образования о возложении обязанности по обеспечению передачи права пользования объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения
по апелляционной жалобе администрации Алзамайского муниципального образования на решение Нижнеудинского городского суда <адрес изъят> от Дата изъята ,
установила:
Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц, Алзамайского муниципального образования, Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Алзамайского муниципального образования, указывая, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой по результатам анализа состояния законности при исполнении организациями коммунального комплекса и органами местного самоуправления законодательства РФ при подготовке объектов ЖКХ к отопительному сезону 2017-2018 г.г. установлено, что Дата изъята между администрацией Алзамайского муниципального образования и обществом с ограниченной ответственностью «ХОРС» (далее по тексту ООО «ХОРС») заключен договор аренды муниципального имущества (объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения), по условиям которого администрация предоставляет за плату, а ООО «ХОРС» принимает во временное владение и пользование муниципальное имущество, находящееся в собственности Алзамайского муниципального образования. По фактам выявленных нарушений Дата изъята на имя главы Алзамайского муниципального образования прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, в котором потребовано принять меры к организации надлежащей передачи объектов муниципальной собственности поселения в соответствии с требованиями федерального законодательства. Вопреки интересам населения Алзамайского муниципального образования спорное имущество по концессионному соглашению не передавалось, а договор аренды имущества муниципальной собственности Номер изъят от Дата изъята заключен с нарушением требований федерального законодательства. Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла и воды.
На основании изложенного просил суд обязать администрацию Алзамайского муниципального образования в срок до Дата изъята обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения в виде котельной Номер изъят, расположенной по адресу: <адрес изъят>, котельной Номер изъят, расположенной по адресу: <адрес изъят>А, тепловых сетей, расположенных по адресу: <адрес изъят>,
<адрес изъят>, включая оборудование котельных, электрозащитной установки, расположенной по адресу: <адрес изъят>, находящимися в собственности Алзамайского муниципального образования, в соответствии с требованиями ст. 28.1 Федерального закона от Дата изъята №190-ФЗ «О теплоснабжении» путем проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, либо заключения концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения в порядке ст. 37 Федерального закона от Дата изъята №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Решением Нижнеудинского городского суда <адрес изъят> от
Дата изъята исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация Алзамайского муниципального образования просит решение суда отменить. Ссылается на то, что ею ведется постоянная работа в целях обеспечения передачи права пользования объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения (котельные №Номер изъят и 2) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно администрацией объявлен аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на строительство блочно-модульной котельной в <адрес изъят>. Дата изъята между ответчиком и ООО «ЭНЕРГОКОМПЛЕКС» заключен муниципальный контракт №Ф.2017.295891, новая котельная введена в эксплуатацию в декабре 2017 года, разработана конкурсная документация по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения. Проект концессионного соглашения был направлен в министерство жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес изъят> для согласования, однако были выявлены замечания, которые на сегодняшний день устранены полностью, документы вновь направлены в министерство. Ответчик прилагает все возможные усилия к передаче объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, работа в данном направлении ведется в полном объеме. Указывает на то, что срок согласования проекта концессионного соглашения не зависит от воли администрации, повлиять на сокращение сроков она не может.
В письменных возражениях помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофанова М.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрела дело в отсутствие неявившегося представителя администрации Алзамайского муниципального образования, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад по делу, объяснения прокурора Альбрехт О.А., возражавшей против доводов жалобы, проверив материалы дела, рассмотрев его в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от Дата изъята
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.2, п. 4.3 ст. 17 Закона № 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от Дата изъята № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон №135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с ч. 2 ст. 17.1 Закона №135-ФЗ, указанный в части
1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу ч. 1 ст. 28.1 Закона №190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, а с учетом положений ч. 1 ст. 41.1 Закона №416-ФЗ и централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящими Федеральными законами особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением прямо предусмотренными законами случаев.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона №115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения, отдельные объекты таких систем.
Согласно ст.22 Закона №115-ФЗ в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности, на которые принадлежат муниципальному образованию, решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации органом местного самоуправления.
В соответствии с ч.4.1 ст.37 Закона №115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части
1 статьи 5 настоящего Федерального закона (в числе которых указаны юридические лица) и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.
Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением (ч.4.2 Закона №115-ФЗ).
Согласно ст. 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ).
Судом установлено, что между администрацией Алзамайского муниципального образования и ООО «ХОРС» заключен договор аренды муниципального имущества (объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения) от Дата изъята (ранее действовал договор аренды от Дата изъята Номер изъят). Согласно условиям договоров администрация предоставляет за плату, а ООО «ХОРС» принимает во временное владение и пользование муниципальное имущество в виде котельной Номер изъят, расположенной по адресу: <адрес изъят>,
<адрес изъят>, котельной Номер изъят, расположенной по адресу: <адрес изъят>А, тепловых сетей, расположенных по адресу: <адрес изъят>, включая оборудование котельных, электрозащитной установки, расположенной по адресу: <адрес изъят>, находящимися в собственности Алзамайского муниципального образования.
По фактам выявленных нарушений Дата изъята на имя главы Алзамайского муниципального образования прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, в котором потребовано принять меры к организации надлежащей передачи объектов муниципальной собственности поселения в соответствии с вышеприведенными требованиями федерального законодательства.
В соответствии с информацией администрации поселения от Дата изъята Номер изъят о результатах рассмотрения вышеуказанного представления прокурора после завершения работ по строительству блочно-модульной котельной и ввода ее в эксплуатацию, оформлении технических и правоустанавливающих документов на данный объект недвижимости, администрацией будут приняты меры по объявлению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и ГВС Алзамайского муниципального образования.
Прокуратура, проанализировав проект концессионного соглашения, установила, что администрацией Алзамайского муниципального образования с целью исполнения требований действующего законодательства о концессионных соглашениях была проведена определенная работа по разработке конкурсной документации и проекта концессионного соглашения по передаче объектов теплоснабжения и ГВС Алзамайского муниципального образования. Вместе с тем, указанный проект не согласовывался с действующей схемой теплоснабжения поселения и программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Алзамайского муниципального образования, что явилось основанием к возвращению Дата изъята главы поселения к рассмотрению представления от Дата изъята Номер изъят и решении вопроса по приведению соглашения в соответствие с учетом позиции министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес изъят> и Службы по тарифам <адрес изъят>.
Дата изъята администрацией Алзамайского муниципального образования в адрес Службы по тарифам <адрес изъят> направлено обращение о предоставлении расчета объема инвестиций (максимального значения) на реализацию мероприятий по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в рамках проекта концессионного соглашения, при котором не произойдет превышение предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги на территории Алзамайского МО, с целью изменения условий проекта концессионного соглашения.
Дата изъята в министерство для рассмотрения и согласования направлен проект концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся в собственности Алзамайского муниципального образования, с предложением о заключении концессионного соглашения по инициативе ООО «ХОРС». При этом согласованы значения долгосрочных параметров регулирования и метод регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения Службой по тарифам <адрес изъят>.
Проектом концессионного соглашения предусмотрена передача права пользования объектами теплоснабжения в виде указанного муниципального имущества, находящегося в собственности Алзамайского муниципального образования.
Судом также установлено, что, несмотря на принимаемые администрацией Алзамайского муниципального образования определенные меры, направленные на обеспечение передачи права пользования объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения, по состоянию на Дата изъята требования прокурора администрацией поселения не исполнены, права пользования объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения Алзамайского муниципального образования по концессионному соглашению не переданы.
Основной целью заключения концессионного соглашения является обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в публичной собственности, и повышение качества работ или услуг, предоставляемых потребителям для решения вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
При передаче имущества на условиях аренды с нарушением вышеприведенных требований федерального законодательства данная цель не достигается.
Вопреки интересам населения Алзамайского муниципального образования спорное имущество по концессионному соглашению не передавалось, а договор аренды имущества муниципальной собственности Номер изъят от Дата изъята заключен с нарушением требований федерального законодательства.
Поскольку ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла и воды, то есть, неопределенного круга лиц, то суд, установив факт нарушений законодательства администрацией в данной области, обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана согласно статье 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы относительно того, что ведется постоянная работа в целях обеспечения передачи права пользования объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения (котельные №Номер изъят и 2) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, ответчик прилагает все возможные усилия к передаче объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, срок согласования проекта концессионного соглашения не зависит от воли администрации, судебной коллегией отклоняются.
В спорной ситуации договор от Дата изъята Номер изъят влечет нарушение интересов неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, так как последние были лишены возможности заключить в порядке, установленном законодательством, договор аренды или концессионное соглашение в отношении спорного имущества для оказания населению муниципального образования услуг по теплоснабжению и водоснабжению. Кроме того, сделкой нарушаются права и законные интересы Алзамайского муниципального образования.
Кроме того, правовой акт органа местного самоуправления и письменное согласие антимонопольного органа при заключении оспариваемого договора отсутствовали, при заключении указанной сделки в части передачи объектов тепло-, водоснабжения был нарушен порядок предоставления муниципальных преференций, предусмотренный главой 5 Закона №135-ФЗ.
В целом доводы жалобы следует признать несостоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Данные доводы являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении, выводы суда полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Апелляционная жалоба не содержит мотивов, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могли бы повлечь отмену постановленного судебного решения. Изложенные в жалобе доводы не опровергают правильных выводов суда, а также не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, которые не были бы исследованы судом первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от
15 августа 2018 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья – председательствующий | Е.Г. Бутина |
Судьи | Л.С. Гуревская |
А.Г. Жигаев |