ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9399/2015 от 09.07.2015 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

судья Исмагилова В.А. дело № 33-9399/2015

учет № 22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Янсона А.С.,

судей Мигуновой О.И., Сазоновой В.Г.,

при секретаре судебного заседания Каримове С.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального казённого учреждения «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» на решение Ново-Савиновского районного суда
города Казани от 10 апреля 2015 года, которым признан незаконным пункт 1.5 распоряжения главы Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани за № 171р от 17 февраля 2015 года и на орган местного самоуправления возложена обязанность поставить ФИО1 с членами её семьи на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика муниципального казённого учреждения «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя истца ФИО1 ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, представителя третьего лица ОАО «Городская клиническая больница № 12» ФИО4, согласившейся с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа муниципального казенного учреждения «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее – МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани») в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 в январе 2015 года обратилась в МКУ «Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Письмом за № 02-04-26-706 от 19 февраля 2015 года ФИО1 уведомили об отказе в постановке её семьи на учёт по тому мотиву, что работники ОАО «Городская клиническая больница № 12» не являются работниками бюджетной сферы, следовательно, не имеют право на участие в программе улучшения жилищных условий в системе социальной ипотеки.

Поскольку на учреждение здравоохранения ОАО «ГКБ № 12» и на его работников наравне с иными муниципальными учреждениями здравоохранения распространяются все государственные гарантии финансирования и льготы, предусмотренные соответствующими законами в отношении учреждений и работников бюджетной сферы, ФИО1 просила суд признать незаконным распоряжение главы Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани за № 171р от 17 февраля 2015 года и обязать орган местного самоуправления поставить ФИО1 с членами её семьи на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

Представитель МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани» - ФИО2 с заявлением не согласилась.

Представители ОАО «ГКБ № 12» - ФИО4 и ФИО5 с заявлением согласились.

Суд принял решение об удовлетворении заявление.

В апелляционной жалобе МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани» - ФИО2 просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе указано на отсутствие правовых оснований для постановки ФИО1 на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки ввиду того, что ОАО «ГКБ № 12» не является бюджетной организацией и не участвует в финансировании программы социальной ипотеки.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к мнению, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с положениями ст. 4 Закона Республики Татарстан
от 27 декабря 2004 года за № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов.

Согласно Правилам и порядку постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятия.

Общеобязательными основаниями постановки на учёт семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются:

подача Заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;

осуществление трудовой деятельности Заявителями и трудоспособными членами семьи;

совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка;

наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность.

Заявителю в постановке на учёт отказывается в случаях:

представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в п. 7.1 настоящих Правил и порядка;

отсутствия необходимых документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с приложением № 3 настоящих Правил и порядка, и полноты их заполнения;

выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах;

неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил и порядка;

предоставления ранее заявителю жилого помещения в рамках государственной поддержки в системе социальной ипотеки, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами и порядком;

участия заявителя в федеральных и республиканских программах по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (пункты 3, 5.1, 10).

Судом установлено, что пунктом 1.5 распоряжения главы Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани за № 171р от 17 февраля 2015 года ФИО1 отказано в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с тем, что ОАО «Городская клиническая больница № 12», в которой осуществляет трудовую деятельность заявительница, не участвует в финансировании социальной ипотеки.

Как следует из Устава ОАО «Городская клиническая больница № 12», данное медицинское учреждение создано с целью удовлетворения потребностей населения города Казани и Республики Татарстан в доступной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи в условиях обязательного, добровольного и медико-социального страхования, а также оказания платных медицинских услуг на коммерческой основе. Одним из основных видов деятельности общества является лечебно-профилактическая медицинская помощь населению в амбулаторно-поликлинических условиях, плановая, скорая и неотложная медицинская помощь в стационаре по Программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

В целях организации оказания на территории города Казани скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, руководителем Исполнительного комитета муниципального образования города Казани вынесено постановление от 06 февраля 2006 года № 151
«О передаче функций муниципальных учреждений здравоохранения города Казани по выполнению государственных заданий по оказанию дополнительной медицинской помощи иным учреждениям здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь». В число иных учреждений здравоохранения, приравненных к бюджетным, в качестве учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь жителям Авиастроительного района города Казани, включено ОАО «Городская клиническая больница № 12».

Согласно представленной справке о финансировании деятельности медицинского учреждения в 2014 году 92.2% денежных средств поступили в ОАО «Городская клиническая больница № 12» из фонда обязательного медицинского страхования и 7,8% - за счёт платных услуг.

При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд первой инстанции обоснованно указал, что неучастие ОАО «Городская клиническая больница № 12» в финансировании социальной ипотеки не является правовым и самостоятельным основанием для отказа работникам данного медицинского учреждения в постановке на учёт для улучшения жилищных условий в системе социальной ипотеки, поскольку Общество оказывает бесплатную медицинскую помощь населению в соответствии с переданными ему функциями муниципального учреждения здравоохранения, и на его работников распространяются государственные гарантии финансирования и льготы, предусмотренные в отношении работников бюджетной сферы. Таким образом, ФИО1 и члены ее семьи не могут быть лишены права на улучшение жилищных условий по программе социальной ипотеки.

Данные выводы суда первой инстанции являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы представителя МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани» о правомерности отказа органа местного самоуправления в принятии заявительницы на учёт нуждающихся в предоставлении жилья по программе социальной ипотеки в силу изложенного являются несостоятельными, поскольку судом указанные доводы исследованы и им дана надлежащая правовая оценка.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что согласно справке о структуре распределения акций ОАО «Городская клиническая больница № 12» города Казани № 169и/5335 от 30 июня 2015 года 60 % акций от уставного капитала общества принадлежит муниципальному образованию города Казани в лице муниципального казённого учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани».

При указанных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено. Решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы заинтересованного лица судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 10 апреля
2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи